УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 25 апреля 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 24 апреля 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 25 апреля 2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя - врио руководителя управления Л.А. Черкашиной,
членов Комиссии: начальника отдела Р.Б. Маргиева,
государственного инспектора Е.В. Пятых,
рассмотрев дело № 30 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения требований ч. 7 ст. 5
, ч. 1 ст. 28
ФЗ "О рекламе", в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ИП А. - представитель <...> установила:
В Липецкой области в городе Лебедяни 23 марта 2012 года по адресу: ул. Почтовая, 2, на фасаде здания, где расположен магазин "М", распространялась реклама "МЯГКАЯ МЕБЕЛЬ ДЛЯ КУХНИ СПАЛЬНИ МЕБЕЛЬ НА ЗАКАЗ МЕБЕЛЬ ДЛЯ ВАННЫХ КОМНАТ КРЕДИТЫ ДОСТАВКА РАССРОЧКА".
П. 1 ст. 3
ФЗ "О рекламе" говорит, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В адрес ИП А. за № 1199-04 от 30.03.2012 был сделан письменный запрос о предоставлении полной информации о рекламодателе указанной рекламы. В ответ предоставлена информация о том, что рекламодателем данной рекламы является индивидуальный предприниматель А. <...>, что подтверждается договором аренды № 195 от 01.04.2007.
В силу ч. 7 ст. 5
ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Нарушение ч. 7 ст. 5
ФЗ "О рекламе" в указанной выше рекламе связано с непредоставлением потребителю информации в полном объеме с целью привлечения интереса к информации "кредит", то есть возможности воспользоваться услугой кредитования при обращении в магазин "М" (на практике непонятно, какое лицо оказывает кредитование: банковская организация (ООО "Р" по соглашению № 17/11-08-ЛИП от 18.11.2008; ОАО "О" по договору № ПК-Т13282-0Ф от 04.12.2009) или сам предприниматель); из-за этого потребитель оказывается обманутым, рассчитывая на одни условия, а сталкиваясь с иными.
В соответствии с ч. 1 ст. 28
Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В соответствии с п. 2 ст. 4
Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" под финансовыми услугами понимаются банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В качестве финансовых услуг рассматривается: банковская услуга (кредит). Согласно ст. 819
ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором.
Согласно статье 54
Гражданского кодекса РФ наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму (ООО, ОАО, ЗАО и т.д.).
Указание правильных реквизитов организации, которая предлагает свои услуги и надежное сотрудничество, - одна из гарантий соблюдения информационного права клиента. Наименование - индивидуализирующий признак организации. Без его наличия не может быть образовано и вести деятельность юридическое лицо. Требования настоящего закона
предусматривают обязательность указания наименования юридического лица при размещении рекламы банковских, страховых и иных финансовых услуг.
В рекламе "МЯГКАЯ МЕБЕЛЬ ДЛЯ КУХНИ СПАЛЬНИ МЕБЕЛЬ НА ЗАКАЗ МЕБЕЛЬ ДЛЯ ВАННЫХ КОМНАТ КРЕДИТЫ ДОСТАВКА РАССРОЧКА" указан вид финансовой услуги, а именно "кредит", и в связи с этим, руководствуясь ч. 1 ст. 28
ФЗ "О рекламе", в рекламе необходимо указание наименования лица, оказывающего эти услуги, информация о котором отсутствует.
В соответствии с ч. 6 ст. 38
ФЗ "О рекламе" рекламодатель (ИП А.) несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2
- 8 статьи 5
, статьями 28
- 30
настоящего Федерального закона.
Таким образом, реклама ИП А. нарушает ч. 7 ст. 5
, ч. 1 ст. 28
ФЗ "О рекламе".
На заседании Комиссии представитель <...> пояснил, что предприниматель согласился с нарушением рекламного законодательства и что данная реклама приведена в соответствие с требованием рекламного законодательства, однако письменных доказательств представлено не было.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33
, частью 1 статьи 36
Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37
- 42
Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ИП А. следующего содержания: "МЯГКАЯ МЕБЕЛЬ ДЛЯ КУХНИ СПАЛЬНИ МЕБЕЛЬ НА ЗАКАЗ МЕБЕЛЬ ДЛЯ ВАННЫХ КОМНАТ КРЕДИТЫ ДОСТАВКА РАССРОЧКА", поскольку нарушены требования ч. 7 ст. 5
, ч. 1 ст. 28
ФЗ № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе".
2. Выдать ИП А. предписание
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3
КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
от 25 апреля 2012 года
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя - врио руководителя управления Л.А. Черкашиной,
членов Комиссии: начальника отдела Р.Б. Маргиева,
государственного инспектора Е.В. Пятых,
на основании своего решения
от 25 апреля 2012 г. по делу № 30 о распространении ИП А. рекламы "МЯГКАЯ МЕБЕЛЬ ДЛЯ КУХНИ СПАЛЬНИ МЕБЕЛЬ НА ЗАКАЗ МЕБЕЛЬ ДЛЯ ВАННЫХ КОМНАТ КРЕДИТЫ ДОСТАВКА РАССРОЧКА" и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33
, частями 1
, 3 статьи 36
Федерального закона "О рекламе", пунктами 44
, 45
Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Индивидуальному предпринимателю А. <...> в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы с нарушением ч. 7 ст. 5
, ч. 1 ст. 28
ФЗ "О рекламе".
2. ИП А. <...> представить в Липецкое УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1
настоящего предписания до 11 мая 2012 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Липецкое УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5
КоАП РФ наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.