Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ленинградская область


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 января 2012 г. по делу № 3-4/12

19 января 2012 года Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Мищенко Е.А.,
при секретаре К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Санкт-Петербурга об оспаривании законности пункта 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2009 № 228-45 2 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге" в части слов "с пунктами 2, 9" и "нетрудоспособных и находящихся на иждивении", суд

установил:

20 мая 2009 Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят и 21 мая 2009 года подписан Губернатором Санкт-Петербурга Закон Санкт-Петербурга № 228-45 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге" (л.д. 8-12).
Закон официально опубликован 01.06.2009 № 12 в "Вестнике Законодательного Собрания" и в издании "Санкт-Петербургские ведомости" № 97 от 01.06.2009 г.
Указанный Закон действует в редакции от 17.02.2010г. № 10-20 и от 30.06.2010г. № 414-94 и определяет формы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге.
Статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2010 № 414-94 "О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга" были внесены изменения в пункт 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2009 № 228-45 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге", согласно которым гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии, в частности, с пунктами 2 и 9 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 17.11.2004 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге" (ветераны труда, ветераны военной службы) предоставляется денежная выплата, зависящая от количества нетрудоспособных и находящихся на их иждивении членов семьи.
Прокурор Санкт-Петербурга обратился в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением об оспаривании законности пункта 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2009 № 228-45 2 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге" в части слов "с пунктами 2, 9" и "нетрудоспособных и находящихся на иждивении".
При этом заявитель указывает, что Закон устанавливал формулу расчета денежной выплаты гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 17.11.2004 № 589-79 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге", которая зависела от количества членов семьи гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Между тем, в данную норму статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2010 г. № 414-94 "О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга" были внесены изменения в пункт 1 статьи 3, согласно которым гражданам, предоставляется денежная выплата, зависящая от количества нетрудоспособных и находящихся на их иждивении членов семьи.
Заявитель полагает, что изменены условия предоставления льготы путем ограничения круга лиц, на которых она распространялась ранее, чем нарушен принцип, установленный федеральным законодательством и не могут использоваться нормы для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
В судебном заседании заявленные требования поддержал прокурор, действующий по доверенности Мищенко Е.А.
Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по доверенности К.Т. и Губернатора Санкт-Петербурга по доверенности К.А. полагали доводы ошибочными и не подлежащими удовлетворению.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, оценив собранные доказательства в совокупности, суд не усматривает оснований к удовлетворению заявленных требований.
Так, в ходе судебного разбирательства установлено, что пунктом 2 статьи 4 и пунктом 2 статьи 6-1 Закона Санкт-Петербурга от 24.11.2004 № 589-79 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге" ветеранам труда и ветеранам военной службы ранее была установлена оплата жилья в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади, установленной в Санкт-Петербурге, в том числе, членам семей лиц указанной категории, совместно с ними проживающим.
Согласно статьям 22, 23 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" (в ранее действующей редакции) для ветеранов труда и ветеранов военной службы была установлена оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательства субъекта РФ.
При этом указанной нормой федерального закона было установлено, что льготы по оплате жилья распространяются только на нетрудоспособных членов семьи ветеранов труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 и пунктом 5 статьи 22 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ, действовавшей по состоянию на 31.12.2004) лица имеющие звание "Ветеран труда", а также совместно проживающие с ними нетрудоспособные члены семьи, находящиеся на их полном содержании или получающие от них помощь, до 01.01.2005 имели право на оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы жилья, установленной законодательством субъекта Российской Федерации. Члены семей ветеранов труда, совместно с ними проживающие, за исключением названных нетрудоспособных лиц, имели право на льготы по оплате жилья в пределах социальной нормы площади жилья, размер и порядок которых определялся органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 23 названного закона льготы, установленные для ветеранов труда, распространялись и на ветеранов военной службы.
Таким образом, до 01.01.2005 года право на льготы по оплате жилого помещения имели все члены семьи ветеранов труда и военной службы, а не только нетрудоспособные члены семьи.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ имеет название "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Между тем, с 01.01.2005г. вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 № 122 ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с новой редакцией статьи 22 ФЗ "О ветеранах", введенной Федеральным законом от 22 августа 2004года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", соответствующие меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 10 ФЗ "О ветеранах" (в редакции ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122ФЗ) устанавливаемые меры социальной поддержки в отношении указанных категорий граждан являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации".
Закон Санкт-Петербурга от 20.05.2009 № 228-45 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге" с изменениями, внесенными Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2010 № 414-94 "О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга", определяя форму предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге, устанавливает размер денежной выплаты ветеранам труда и ветеранам военной службы в зависимости от количества нетрудоспособных и находящихся на их иждивении членов семьи, что соответствует требованиям ст. 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которой органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан; форма и порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки определяется органом государственной власти субъектов Российской Федерации.
В результате указанных изменений, внесенных Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2010 № 414-94, Закон Санкт-Петербурга от 21.05.2009 № 228-45 "О форме предоставления мер социальной поддержке по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге" был приведен в соответствие федеральному законодательству.
Таким образом, доводы прокурора Санкт-Петербурга о том, что Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2010 № 414-94 в оспариваемой части изменены условия предоставления льготы путем ограничения круга лиц, на которых она распространялась ранее в соответствии с федеральным законодательством представляются необоснованным.
Пункт 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ предусматривает, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты) размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;
при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставляющихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Оценивая в совокупности обстоятельства, суд полагает установленным, что Закон Санкт-Петербурга от 21.05.2009 № 228-45 в оспариваемой части не нарушает положения пункта 2 статьи 153 ФЗ № 122 ФЗ, т.к. меры социальной поддержки отдельной льготной категории граждан, установленных в соответствии с федеральным законодательством определены.
Для данных льготных категорий предусмотрены социальные выплаты в денежной форме, не ниже социальных выплат, гарантий и компенсаций, предоставляемых льготным категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 г.
Субъект Российской Федерации город федерального значения Санкт-Петербург в пределах предоставленной компетенции привел в соответствие законодательство субъекта по предоставлению льгот отдельной категории граждан. При этом соблюден принцип социальной справедливости и не нарушены права льготной категории граждан и нетрудоспособных, находящихся на их иждивении членов семьи.
Представитель Губернатора Санкт-Петербурга указал, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот ветеранам труда и ветеранам военной службы в Санкт-Петербурге не был уменьшен, а по сравнению с 2004 г. финансирование льготников существенно увеличилось, за счет перехода в Санкт-Петербурге на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг от натуральной формы к денежной. Денежные выплаты лицам льготной категории перечисляются на банковские счета, при этом переход на денежные выплаты исключил промежуточные звенья в перечислении льгот (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и др.), что позволило сделать предоставленные льготы эффективнее.
Таким образом, в пределах компетенции субъекта РФ - Санкт-Петербурга, принятие нормативного правового акта, который в оспариваемой части не противоречит действующему федеральному законодательству и не ущемляет права и интересы льготной категории граждан на получение мер социальной поддержки.
В обоснование своих требований прокурор Санкт-Петербурга указал, что денежные выплаты по оплате за жилье и коммунальные услуги отдельной категории граждан, в том числе ветеранам труда и военной службы, рассчитывались до внесения изменений с учетом прав всех членов семьи ветеранов труда и военной службы, в то время как согласно новой редакции Закона расчет денежной выплаты ветеранам труда и военной службы стал производится с учетом количества нетрудоспособных и находящихся на их иждивении членов семьи, вследствие чего изменения повлекли за собой уменьшение размера назначаемой выплаты.
Суд полагает изложенную правовую позицию ошибочной.
Следует согласиться с представителями органов государственной власти Санкт-Петербурга, что внесенными изменениями законодательство Санкт-Петербурга, в частности Закон Санкт-Петербурга "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге", приведен в соответствие с федеральным законодательством, которое, как в прежней редакции, так и в новой редакции, не содержало права на предоставление льгот для всех членов семьи ветеранов труда и военной службы. Предоставляя такое право до 31.07.2010года в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 20.05.2009г. субъект РФ исходил из бюджета и финансовых возможностей города федерального значения Санкт-Петербурга, что являлось правом субъекта РФ.
На основании изложенного правовая позиция заявителя не подлежит признанию обоснованной и не влечет оснований для признания недействующими пункта 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2009 № 228-45 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге" в части слов" с пунктами 2, 9" и "нетрудоспособных и нуждающихся в иждивении".
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

заявление прокурора Санкт-Петербурга об оспаривании законности пункта 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2009 № 228-45 2 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге" в части слов "с пунктами 2, 9" и "нетрудоспособных и находящихся на иждивении" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Т.А.Гунько





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru