Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 сентября 2011 г. по делу № А33-22320/2009

Резолютивная часть решения объявлена 08 сентября 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 15 сентября 2011 года
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Городская управляющая компания "Жилфонд"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
об оспаривании в части решения от 08.12.2009 по делу № 498-10-09 и предписания от 08.12.2009 № 498-10-09/2,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Управление наружной рекламы администрации г. Красноярска,
общество с ограниченной ответственностью Красноярский краевой образовательный комплекс "Движение",
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Петряевой М.В. на основании доверенности от 26.12.2010 № 36,
от ответчика: Гречищевой В.П. на основании удостоверения № 0253,
от третьего лица - Управления наружной рекламы администрации г. Красноярска: Логачевой Ю.Л. на основании доверенности от 24.02.2011 № 15,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Городская управляющая компания "Жилищный фонд" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю об оспаривании решения от 08.12.2009 и предписания по делу № 498-10-09.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а не Федерального закона от 13.02.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".

Решением арбитражного суда от 01.03.2010 обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" отказано в удовлетворении заявления от 28.12.2009 о признании недействительными решения от 08.12.2009 о признании общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 13.02.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", и предписания от 08.12.2009 № 498-10-092 Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю, как соответствующих Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральному закону от 13.02.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.05.2010 решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 04.10.2010 оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционного инстанции.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2011 по делу № ВАС-638/11 обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" отказано в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебного акта в порядке надзора.
24 июня 2011 года общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о пересмотре решения Арбитражного суда Красноярского края от 01.03.2010 по делу № А33-22320/2009 по новым обстоятельствам.
Решением арбитражного суда от 27.07.2011 заявление общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" о пересмотре судебного акта по новым обстоятельствам удовлетворено, решение Арбитражного суда Красноярского края от 01.03.2010 по делу № А33-22320/2009 отменено по новым обстоятельствам.
Определением от 27.07.2011 в соответствии с частью 2 и 3 статьи 317 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначено судебное заседание для повторного рассмотрения дела.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1072468020877.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1052465032278.
Между обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис" (управляющей организацией) и собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Ферганская, 3, заключен договор управления многоквартирным домом от 01.11.2007 № 455-у, согласно пункту 1.1 которого предметом договора является выполнение управляющей организацией за плату работ и услуг в целях управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Красноярск, ул. Ферганская, 3, в целях обеспечения надлежащей эксплуатации данного дома, содержания и ремонта его инженерных систем и оборудования, мест общего пользования и придомовой территории, а также в целях предоставления коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений, осуществления иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
В соответствии с пунктом 1.1 договора о передаче полномочий исполнительного органа управляющей компании от 14.12.2007, заключенным между обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис" (управляемой организацией) и обществом с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" (управляющей организацией), и протоколом внеочередного общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис" от 13.12.2007 № 2-07 общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис" передает, а общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" принимает на себя полномочия исполнительного органа (директора).
Согласно договору № 2-20-10 от 10.01.2008 (в редакции дополнительного соглашения от 01.10.2008), заключенному между обществом с ограниченной ответственностью Красноярский краевой образовательный комплекс "Движение" и обществом с ограниченной ответственностью "Сфера-М", и передаточным актам от 10.01.2008 и от 01.10.2008 к указанному договору общество с ограниченной ответственностью Красноярский краевой образовательный комплекс "Движение" арендует у общества с ограниченной ответственностью "Сфера-М" помещение № 115, общей площадью 108,9 кв.м, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Ферганская, 3.
На стене (фасаде) дома по указанному адресу общество с ограниченной ответственностью Красноярский краевой образовательный комплекс "Движение" в 2008 году разместило вывески, информацию о работе общества и рекламу.
Письмом от 01.07.2009 № 2959-7-5, подписанным генеральным директором С.Н. Цирюльниковым, общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" и общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис", указав на отсутствие разрешения на установку рекламной конструкции и договора с собственниками, сообщило директору общества с ограниченной ответственностью Красноярский краевой образовательный комплекс "Движение" о нарушении действующего жилищного законодательства и законодательства о рекламе, а также в целях исключения несанкционированного использования мест общего пользования многоквартирного дома, обслуживаемых обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис", предложило директору общества с ограниченной ответственностью Красноярский краевой образовательный комплекс "Движение" обратиться в коммерческий отдел общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" для решения вопросов пользования общим имуществом в течение пятнадцати календарных дней с момента получения данного уведомления.
Письмом от 21.09.2009 № 4580-7-5, подписанным генеральным директором Цирюльниковым С.Н., адресованным обществу с ограниченной ответственностью Красноярский краевой образовательный комплекс "Движение" Петрову А.В., общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" и общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис" потребовали демонтировать до 05.10.2009 размещенные на фасаде жилого дома по адресу: г. Красноярск, ул. Ферганская, 3, рекламные конструкции с надписями: "Автошкола", "Единый справочный телефон: 520-702", "Краевая автошкола "Движение" и разъяснило, что при невыполнении указанного требования конструкции будут демонтированы.
Общество с ограниченной ответственностью Красноярский краевой образовательный комплекс "Движение" обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю с письмом от 29.10.2009 № 15/10 и заявлением от 05.11.2009 № 03/11 на действия общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис", выразившиеся в направлении ему писем, понуждающих к заключению договора с обществом с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" на размещение вывесок и рекламных конструкций краевой школы "Движение" на стене жилого дома по адресу: г. Красноярск, ул. Ферганская, 3, содержащих угрозу демонтажа указанных вывесок и рекламных конструкций.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис" и общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" возбуждено дело № 498-10-09 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 08.12.2009 по делу № 498-10-09 общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис" и общество с ограниченной ответственностью Городская управляющая компания "Жилищный фонд" признаны нарушившими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Предписанием № 498-10-09/2 обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" предписано совершить действия, направленные на прекращение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением; с этой целью в срок до 25.12.2009 отозвать письма от 01.07.2009 № 2959-7-5 и от 21.09.2009 № 4580-7-5, содержащие угрозу демонтажа вывесок и рекламы, направленные в адрес общества с ограниченной ответственностью Красноярский краевой образовательный комплекс "Движение".
Считая, что решение в части признания общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Жилищный фонд", нарушившим Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", и предписание не соответствуют законодательству, нарушают права и интересы, общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Из содержания статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Оспариваемым решением заявитель признан нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ) в связи с угрозой демонтажа рекламных конструкций, содержащейся в письмах от 01.07.2009 № 2959-7-5 и от 21.09.2009 № 4580-7-5, адресованных обществу с ограниченной ответственностью Красноярский краевой образовательный комплекс "Движение".
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ антимонопольный орган выполняет, в том числе функции по выявлению нарушения антимонопольного законодательства, принятию мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечению к ответственности за такие нарушения.
Для осуществления указанных функций согласно статье 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ антимонопольный орган, в том числе возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, предусмотрено, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства, в том числе рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).
Согласно пункту 5.3.1.1 Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).
Таким образом, решение от 08.12.2009 по делу № 498-10-09 и предписание от 08.12.2009 № 498-10-09/2 вынесены антимонопольным органом в пределах предоставленной ему законом компетенции.
Суд полагает, что оспариваемые акты антимонопольного органа не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя на основании следующего.
Статья 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ предусматривает, что настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица.
Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ установлен общий запрет злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением. Согласно части 1 названной статьи запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.


Отказывая в передаче настоящего дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Красноярского края от 01.03.2010, постановления Третьего Арбитражного апелляционного суда от 27.05.2010, постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.10.2010, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении от 25.03.2011 № ВАС-638/11 сослался на принятие Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации 16.11.2010 Постановления № 8263/10.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8263/10 от 16.11.2010 самовольная установка рекламной конструкции представляет собой заведомо противоправные действия. Она не разрешена никому, в том числе и на собственных объектах недвижимости. В связи с этим интерес в сохранении рекламной конструкции в месте ее самовольной установки не может рассматриваться как законный и не подлежит защите.
В случае установки рекламной конструкции, являющейся по смыслу Закона о рекламе движимой вещью, путем самовольного присоединения к чужой собственности защиту должен получить не тот, кто нарушил, а тот, кто претерпел от нарушения, то есть собственник объекта недвижимости. Закон о рекламе не вводит для частного собственника недвижимости ограничений по защите его права собственности, нарушенного самовольной установкой чужой рекламной конструкции, а статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо допускает самозащиту права, то есть возможность устранить нарушение без обращения в суд.
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" определено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Согласно пункту 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору, в том числе с собственником здания, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
В соответствии с пунктом 10 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается.
Порядок подготовки и выдачи разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Красноярска (в период установки спорных рекламных конструкций) определен Положением о порядке подготовки и выдачи разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Красноярска, утвержденного Постановлением администрации города Красноярска от 14.11.2006 № 900 (далее по тексту - Положения).
В соответствии с пунктом 1.4. Положения установка рекламных конструкций на территории города допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции по договору с собственником или иным указанным в частях 5 - 7 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция.
Согласно пункту 1.9. Положения установка рекламных конструкций без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания, выданного управлением.
В соответствии с пунктом 4 Порядка выявления самовольно установленных рекламных конструкций, выдачи предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций, демонтажа самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории города Красноярска, утвержденного Постановлением администрации города от 09.07.2009 № 254, установка рекламной конструкции без разрешения, выдаваемого управлением наружной рекламы администрации города (самовольная установка), не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей Российской Федерации долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Пунктом 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
По пункту 4 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Согласно подпунктам "в" и "г" пункта Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
Из анализа приведенных норм следует, что фасад многоквартирного жилого дома по ул. Ферганская, 3 является общим имуществом собственников помещений указанного дома; поэтому установка рекламных конструкций на указанном фасаде возможна только при наличии одновременно двух условий: согласия собственников, оформленного протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, и заключенного на его основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции; наличия разрешения на установку рекламной конструкции, выданного органом местного самоуправления.
Пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее по тексту - Правил от 27.09.2003 № 170), установлено, что настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3.5.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, а не пункт 5.8.

По пункту 5.8. Правил от 27.09.2003 № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда следят за недопущением крепления к стенам зданий различных растяжек, подвесок, вывесок, указателей (флагштоков и других устройств), установку кондиционеров и спутниковых антенн без соответствующего разрешения.
Судом установлено и подтверждено материалами дела (в том числе договором от 10.01.2008 № 2-20-10, предписанием от 28.07.2009 № 2224-4, письмом заявителя от 21.09.2009 № 4580-7-5 и письмом антимонопольного органа от 05.11.2009 № 13465), что общество с ограниченной ответственностью Красноярский краевой образовательный комплекс "Движение" на фасаде жилого дома по адресу: г. Красноярск, ул. Ферганская, 3, разместило, в том числе две рекламные конструкции: "Единый справочный телефон: 520-702" и "Краевая автошкола "Движение" и одну вывеску "Автошкола".
При этом указанные конструкции и вывеску общество установило без соответствующего разрешения на их установку, что подтверждается материалам дела, в том числе предписанием от 28.07.2009 № 2224-4 управления наружной рекламы администрации г. Красноярска о демонтаже рекламной конструкции, самовольно установленной на территории города Красноярска.
Собственники помещений многоквартирного дома № 3 по ул. Ферганская не давали обществу с ограниченной ответственностью Красноярский краевой образовательный комплекс "Движение" согласия на установку рекламных конструкций и вывески на фасаде дома, соответствующие договоры с собственниками не заключались, разрешение на установку рекламных конструкций обществу с ограниченной ответственностью Красноярский краевой образовательный комплекс "Движение" не выдавалось.
Исходя из статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации ООО "УК "Красжилсервис" является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным жилым домом № 3 по ул. Ферганская г. Красноярска на основании договора управления 01.11.2007 № 455-у.
Согласно названному договору общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Красноярск, ул. Ферганская, 3, выполняет работы и услуги, в том числе в целях управления, обеспечения надлежащей эксплуатации данного дома, содержания и ремонта его инженерных систем и оборудования, мест общего пользования и придомовой территории, предоставления коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений, осуществления иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Ферганская, 3, от 31.08.2009, внеочередным общим собранием собственников помещений принято решение поручить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис" демонтировать, в том числе информационные конструкции, вывески, таблички и другие конструкции, расположенные на общем имуществе собственников помещений многоквартирного дома № 3 по ул. Ферганской без решения общего собрания собственников помещений о передаче в пользование общего имущества, осуществлять права и обязанности, возникающие из данного поручения и предоставлять физическим и юридическим лицам на возмездной основе права (возможности) использовать общее имущество собственников помещений многоквартирного дома.
Указанное решение принято собственниками помещений многоквартирного жилого дома № 3 по улице Ферганская 31.08.2009 с соблюдением требований статей 44 - 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (в том числе при наличии 67,55% голосов собственников), что подтверждается материалами дела.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (статья 304 ГК РФ).
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем самозащиты права.
В данном случае собственники помещений в многоквартирном доме по ул. Ферганская, 3 в целях пресечения нарушения принадлежащих им прав приняли решение о демонтаже незаконно размещенных рекламных конструкций и вывески силами ООО "УК "Красжилсервис", а управляющая компания, руководствуясь, в том числе решением собрания от 31.08.2010 и пунктом 3.5.8 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, при направлении писем от 01.07.2009 № 2959-7-5 и от 21.09.2009 № 4580-7-5 исполняла обязанность по недопущению крепления к стенам зданий рекламы и вывесок без соответствующего разрешения.
Таким образом, действия заявителя, выступающего представителем жителей многоквартирного дома, по демонтажу незаконно размещенных рекламных конструкций и вывески направлены на устранение нарушения прав жителей дома, а также на восстановление предоставленных им прав пользования и распоряжения общим имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Суд соглашается с доводом заявителя о том, что общество с ограниченной ответственностью Красноярский краевой образовательный комплекс "Движение", не получив согласия собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома и не заключив договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и вывески, разместило рекламу и вывеску на фасаде дома № 3 по ул. Ферганской, нарушив права жильцов дома на пользование своим имуществом.
По мнению Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю демонтаж незаконно размещенных рекламных конструкций возможен только на основании решения суда. В противном случае демонтаж будет означать нарушение права частной собственности владельца рекламной конструкции, что недопустимо в силу статьи 35 Конституции Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Согласно частям 1 и 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Вывод Управления о нарушении конституционных прав общества с ограниченной ответственностью Красноярский краевой образовательный комплекс "Движение" путем лишения имущества не соответствует позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.11.2010 № 8263/10, согласно которой демонтаж самовольно установленной рекламной конструкции (движимой вещи) не противоречит положениям статьи 35 Конституции Российской Федерации, поскольку собственник рекламной конструкции лишается не своего имущества в виде рекламной конструкции, а места, на котором такая конструкция была самовольно установлена.
Суд признает довод заявителя о том, что общество с ограниченной ответственностью Красноярский краевой образовательный комплекс "Движение" разместив рекламные конструкции на фасаде дома № 3 по ул. Ферганская без согласия собственников помещений многоквартирного дома и без заключения с ними договора, нарушило права жильцов дома на пользование своим имуществом.
Суд соглашается с доводом заявителя о том, что Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ заявителем не нарушен, поскольку права общества с ограниченной ответственностью Красноярский краевой образовательный комплекс "Движение" заявителем не ущемлены и не могли быть ущемлены из-за противоправности действий самого общества, самовольно установившего рекламные конструкции и вывеску на фасаде дома.
Таким образом, противоправными действиями общества с ограниченной ответственностью Красноярский краевой образовательный комплекс "Движение", нарушены права заявителя и, следовательно, исходя из позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.11.2010 № 8263/10, указанные действия общества, защите не подлежат.
При изложенных обстоятельствах, суд считает неправомерным вывод антимонопольного органа о наличии в действиях заявителя, выразившихся в направлении обществу с ограниченной ответственностью Красноярский краевой образовательный комплекс "Движение" писем от 01.07.2009 № 2959-7-5 и от 21.09.2009 № 4580-7-5, содержащих угрозу демонтажа вывесок и рекламы, признаков нарушения требований статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
Изложенное свидетельствует о недействительности оспариваемого в части решения, вынесенного в отношении заявителя.
Учитывая вышесказанное, выданное заявителю предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства № 498-10-09/2, в соответствии с которым обществу с ограниченной ответственностью Городская управляющая компания "Жилищный фонд" надлежало в срок до 25.12.2009 отозвать письма от 01.07.2009 № 2959-7-5 и от 21.09.2009 № 4580-7-5, содержащие угрозу демонтажа вывесок и рекламы, направленные в адрес общества с ограниченной ответственностью Красноярский краевой образовательный комплекс "Движение", суд также признает недействительным, как противоречащее действующему законодательству и нарушающее права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Жилищный фонд".
При указанных обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Заявление общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" удовлетворить.
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 08.12.2009 по делу № 498-10-09 в части признания общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и выдаче предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а также предписание от 08.12.2009 № 498-10-09/2.
Проверено на соответствие Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" 2 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" 2000 рублей государственной пошлины, ошибочно уплаченной по платежному поручению от 28.12.2009 № 902.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Е.М.ЧУРИЛИНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru