АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 сентября 2011 г. по делу № А33-12706/2011
Резолютивная часть решения объявлена 08 сентября 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 15 сентября 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шайхутдинова Е.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального учреждения Администрации Кежемского района Красноярского края
к Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края
об оспаривании постановления от 11.07.2011 № 28-07/АО о назначении
административного наказания,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя: Бажанова Д.В. на основании доверенности от 16.07.2011,
ответчика: Зайцева Г.В. на основании доверенности от 03.05.2011, Блиновой У.С. на основании доверенности от 04.03.2011,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой Н.А.,
установил:
муниципальное учреждение Администрации Кежемского района Красноярского края (МУ Администрации Кежемского района, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края (административный орган, Служба, ответчик) об оспаривании постановления от 11.07.2011 № 28-07/АО о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 4.3
Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 "Об административных правонарушениях".
Определением от 09.08.2011 заявление принято к производству арбитражного суда.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился, на основании доводов, изложенных в отзыве на заявление, представил мотивированный отзыв на заявленные требования.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
На основании обращения ОАО "Богучанская ГЭС" от 28.03.2011 № 02-1832 по факту горения отходов переработки древесины на несанкционированной свалке, расположенной в Кежемском районе Красноярского края, Службой проведена внеплановая выездная проверка.
При проведении проверки установлены и в протоколе об административном правонарушении от 28.06.2011 № 0-178 зафиксированы следующие обстоятельства:
- с западной стороны пионерской базы Богучанской ГЭС, на стыке Богучанского и Кежемского районов, в 100 м. от территории предприятия ООО "ДОК Красноярсклесоматериалы Кодинск" (смежно расположенные предприятия - ООО "Карат-Лес", ЗАО СП "Бива") имеет место несанкционированное размещение отходов переработки древесины;
- при визуальном осмотре по совокупности признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, в основной массе обнаруженные отходы можно отнести к опилкам натуральной чистой древесины, в незначительном количестве выявлены и другие отходы обработки натуральной чистой древесины, незагрязненные опасными веществами, однако их количество по сравнению с опилками ничтожно. Отходы (опилки) складированы навалами. Высота навалов имеет высоту от 1 до 6 - 7 м., площадь объекта проверки - места несанкционированного размещения отходов составляет, ориентировочно, около 3 га. По визуальным признакам установлено, что ранее основная масса отходов подвергалась возгоранию;
- согласно справке от 05.05.2011 № 04-34, выданной Кежемским филиалом ОАО "ВостсибНИИгипрозем", земельный участок, на котором расположено место несанкционированного размещения отходов, находится на землях муниципального образования Кежемский район.
На основании протокола об административном правонарушении от 28.06.2011 № 0-178, государственным инспектором отдела контроля за атмосферным воздухом, отходами производства и потребления Службы Токавчуком В.В. вынесено предписание от 28.06.2011 № 0-178 об устранении выявленных в результате проверки нарушений.
11.07.2011 года административным органом вынесено постановление о назначении административного наказания № 28-07/АО, назначен административный штраф в размере десяти тысяч рублей, в соответствии со статьей 4.3
Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 "Об административных правонарушениях".
Заявитель, не согласившись с названным постановлением обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 30.1
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25
АПК РФ (статьи 207
- 211
).
Судом установлено, что протокол об административном правонарушении от 28.06.2011 № 0-178 составлен государственным инспектором отдела контроля за атмосферным воздухом, отходами производства и потребления Службы Токавчуком В.В., постановление от 11.07.2011 № 28-07/АО о назначении административного наказания вынесено заместителем руководителя Службы Юкляевских А.С. в пределах предоставленных им полномочий.
Нарушения процессуальных норм КоАП
РФ при составлении протокола об административном правонарушении арбитражным судом не установлено. Протокол об административном правонарушении от 28.06.2011 № 0-178 составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении (телеграмма 989/07002).
Постановление от 11.07.2011 № 28-07/АО о назначении административного наказания вынесено в отсутствие законного представителя заявителя, уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (телеграмма 989/01303).
Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе надлежащее извещение законного представителя заявителя о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Установленные КоАП
РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истекли.
В соответствии со статьей 4.3
Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 "Об административных правонарушениях", нарушение установленного органами местного самоуправления на территории муниципального образования порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей, должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона указанного правонарушения выражается в действии (бездействии) по нарушению установленного порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Пунктом 14 статьи 15
Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 2 статьи 8
Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Во исполнение указанных норм, Постановлением от 25.06.2008 № 183-пг глава Кежемского района утвердил Положение о порядке принятия и захоронения твердых бытовых отходов и промышленных отходов в Кежемском районе (далее - Положение).
Согласно пункту 2.7 Положения, прием на размещение и захоронение твердых бытовых и производственных отходов производится МУЛ "Санитарная служба Кежемского района".
В соответствии с пунктом 2.8 Положения, основанием передачи отходов для захоронения является договор на оказание услуг по приему отходов. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной деятельности которых образуются отходы, обязаны заключить договор на оказание услуг по приему отходов.
Пунктом 2 Постановления от 25.06.2008 № 183-пг объектом для приема и захоронения твердых бытовых и промышленных отходов определена санкционированная свалка, находящаяся в 7-ми километрах на северо-запад от г. Кодинска.
Как следует из оспариваемого постановления, МУ Администрации Кежемского района привлечено к ответственности в связи с нарушением порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Административным органом в оспариваемом постановлении отражено, что в 2011 году Кежемское муниципальное учреждение Служба муниципального заказа по заказу МУ Администрация Кежемского района провела открытый аукцион на заключение контракта по утилизации твердых бытовых отходов для населения. В соответствии с протоколом от 21.01.2011 № А 03/11 открытого аукциона № 15/10 муниципальный контракт на предмет утилизации твердых бытовых отходов от населения был подписан с МУП "Санитарная служба Кежемского района".
При этом фактически, как следует из постановления о назначения административного наказания, событие вмененного заявителю правонарушения состоит в непроведении в нарушение пункта 2.7 Положения соответствующего аукциона (не размещении муниципального заказа) на заключение контракта по утилизации промышленных отходов.
Вместе с тем, указанное бездействие вышеуказанный пункт 2.7 Положения не нарушает.
Суд полагает, что для привлечения к ответственности лица, виновного в совершении рассматриваемого административного правонарушения, в рамках контрольных мероприятий административный орган должен был установить допущенное нарушение законодательства и выявить лицо, его совершившее.
Из материалов дела следует, ответчиком не оспаривается, что административный орган, установив в ходе проверки факт несанкционированного размещения отходов переработки древесины, расположенного с западной стороны пионерной базы Богучанской ГЭС, лицо, допустившее соответствующее нарушение законодательства, не выявил.
С учетом распределения бремени доказывания, установленного частью 5 статьи 205
АПК РФ, обязанность по доказыванию наличия состава административного правонарушения возложена на административный орган.
При изложенных обстоятельствах, с учетом того, что административным органом не доказано нарушение заявителем порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; не установлено лицо, осуществившее несанкционированное размещение отходов, суд приходит к выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях МУ Администрации Кежемского района события административного правонарушения, предусмотренного статьей 4.3
Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 "Об административных правонарушениях", основания привлечения заявителя к административной ответственности отсутствовали.
В соответствии с пунктом 2 статьи 211
АПК РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь статьями 167
- 170
, 176
, 211
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
решил:
Заявление Администрации Кежемского района Красноярского края удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края от 11.07.2011 № 28-07/АО о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 4.3
Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 "Об административных правонарушениях".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Е.М.ШАЙХУТДИНОВ