Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ленинградская область


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 августа 2010 г. по делу № 3-155/10

31 августа 2010 года Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Тарасовой А.Ю.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. об оспаривании законности в части Закона Санкт-Петербурга № 239-29 "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге", суд

установил:

Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 15 мая 2003 года принят и 29 мая 2003 года подписан губернатором Санкт-Петербурга Закон Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге" (л.д.23), действующий с дополнениями и изменениями в редакции от 18 января 2010 года (л.д.47).
Статьей 36.1 Закона Санкт-Петербурга установлена административная ответственность за нарушение правил содержания собак.
Заявительница полагая незаконными абзацы 1, 2, 3, 4 части 1 статьи 36.1, часть 2 статьи 36.1, часть 3 статьи 36.1, части 4, 5 статьи 36.1 Закона Санкт-Петербурга обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с требованиями о признании указанных норм недействующими и при этом указала, что регулирование правил содержания собак не входит в компетенцию субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга. Установленная административная ответственность за нарушение Правил содержания собак противоречит по мнению заявителя ФЗ-52 от 24.04.1995г. "О животном мире", Закону РФ "О ветеринарии" ущемляют права собак и хозяев собак, которые поставлены в ограничительные условия при выгуле собак.
В судебном заседании заявительница С., ее адвокат Смирнова О.В. поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель Законодательного Собрания по доверенности Л. и представители Губернатора Санкт-Петербурга по доверенности Г. и Ш. полагали требования необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав доводы заявителя и участников процесса, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Тарасовой А.Ю., полагавшей требования подлежащими удовлетворению частично, оценив собранные доказательства в совокупности, суд не усматривает оснований к удовлетворению заявленных требований.
Так, в соответствии со статьей 1 Закона Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге" установлена административная ответственность за совершение административных правонарушений в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге.
Вопросы благоустройства не находятся в соответствии со статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации.
В соответствии с п. "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Кодекса об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, оспариваемый заявительницей Закон Санкт-Петербурга "Об административных правонарушения в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге" принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга, является нормативным правовым актом и в оспариваемой части устанавливает административную ответственность за совершение административных правонарушений в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге.
В данном Законе отсутствуют гражданско-правовые нормы, содержащие правила поведения, регулирующие порядок и основания возникновения, изменения, прекращения прав на животных, в том числе собак. Указанный Закон не содержит никаких противоречий в частности статье 137 Гражданского Кодекса РФ, в связи с чем доводы заявительницы и ссылка на нарушение Гражданского Кодекса РФ признается несостоятельной.
В Законе Санкт-Петербурга установлена административная ответственность за нарушение правил содержания собак, в том числе за допущение их нахождения и(или) выгул без поводка, а собак, имеющих высоту в холке более сорока сантиметров, без поводка и без намордника, оставление собак в общественных местах и в местах выгула без присмотра, натравливание (понуждение к нападению) собак на людей и животных и т.д. (абзацы 1, 2, 3, 4 части 1 статьи 36.1, часть 2 статьи 36.1, часть 3 статьи 36.1, части 4, 5 статьи 36.1).
Однако сами по себе указанные положения Закона не нарушают ни гарантированного Конституцией Российской Федерации права частной собственности, ни закрепленного в Гражданском Кодексе РФ права пользования, владения и распоряжения имуществом, в том числе животными.
По своей природе оспариваемые нормы не являются гражданско-правовыми, они не устанавливают ограничений прав и свобод, а также каких либо запретов для граждан, собственников (владельцев) собак.
В соответствии со статьей 2 Закона Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге" понятие благоустройство - это состояние среды жизнедеятельности населения на территории Санкт-Петербурга (городской среды), оцениваемое с точки зрения ее потребительских качеств, а также деятельность по поддержанию и улучшению потребительских качеств городской среды. Оспариваемые нормы, также как и закон в целом направлены на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения на территории Санкт-Петербурга. Устанавливая административную ответственность за нарушение правил содержания собак, представительный и исполнительный орган власти Санкт-Петербурга не вторгся в сферу санитарно-эпидемиологического и ветеринарно-эпизоотического благополучия населения и животного мира в Санкт-Петербурге. Оспариваемые нормы предусматривают ответственность за правонарушения, как деяния, ухудшающие потребительские качества городской среды, влияющие на жизнедеятельность населения. В связи с чем, суд полагает необоснованными ссылки заявителя на Закон "О животном мире", на Закон "О ветеринарии".
На основании изложенного, суд полагает, что Законом Санкт-Петербурга и оспариваемыми его нормами регулируются отношения, связанные с установлением административной ответственности за совершение административных правонарушений в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге. В законе отсутствуют гражданско-правовые нормы, содержащие правила поведения, регулирующие порядок и основания возникновения, изменения, прекращения прав на животных, в том числе собак.
Суд полагает, что отсутствует неопределенность в определении объективной стороны правонарушения.
Кроме того, суд отмечает, что правила поведения, в том числе и ограничительного характера действовали в Санкт-Петербурге с 15 января 1998 года в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами содержания домашних животных на территории Санкт-Петербурга (л.д. 159). Однако данные правила 13.03.2008 года Распоряжением Управления ветеринарии Санкт-Петербурга отменены.
В действующем федеральном законодательстве отсутствуют нормы, устанавливающие административную ответственность за нарушение правил содержания собак.
Учитывая, что вопрос связанный с ответственностью за содержание собак не находится в исключительном ведении Российской Федерации и по своему характеру не относится к вопросам, имеющим исключительно федеральное значение, субъект Российской Федерации - Санкт-Петербург вправе решать вопросы в данной области руководствуясь при этом интересами и правами жителей субъекта, в интересах их безопасности и здоровья.
Суд полагает установленным отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований заявительницы. Доводы заявительницы носят эмоциональный характер, а ссылки на Федеральные Законы "О ветеринарии", "О животном мире", "Об обеспечении единства измерений", суд полагает несостоятельными, основанными на ошибочности толкования.
На основании изложенного, суд полагает требования заявителя необоснованными и удовлетворению не подлежащими.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

заявление С. об оспаривании законности в части Закона Санкт-Петербурга № 239-29 "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Т.А.Гунько





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru