Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2012 г. № 12

О дополнительных мерах в системе обращения
с отходами производства и потребления в Челябинской области

Я, Главный государственный санитарный врач по Челябинской области А.И. Семенов, рассмотрев материалы контрольно-надзорной деятельности и данные регионального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга об организации и качестве работы системы обращения с отходами производства и потребления, отмечаю, что в указанной сфере деятельности имеются нарушения требований санитарного законодательства, которые могут привести к ухудшению состояния территории и созданию угрозы здоровью населения области.
По данным комплексного доклада Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области "О состоянии окружающей среды Челябинской области в 2010 году", на 1 января 2011 года общее количество действующих мест размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории области - 642, в том числе несанкционированных - 159. Наибольшее количество несанкционированных свалок зарегистрировано в Аргаяшском (41), Кизильском (38), Варненском (30), Брединском (15), Нагайбакском (10) муниципальных районах. Из 642 мест размещения ТКО только 5 отвечают санитарным требованиям.
Источниками химического загрязнения почвы являются выбросы промышленных предприятий и автотранспорта.
Результаты лабораторных исследований почвы в селитебной зоне ряда городов и муниципальных районов показали, что доля проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по содержанию тяжелых металлов, превысила средний показатель по области.
Анализ данных мониторинговых наблюдений за период 2009 - 2010 гг. и ранжирование административных территорий по содержанию химических веществ в почве относительно ПДК свидетельствуют, что приоритетными муниципальными образованиями области являются: по кадмию: г. Миасс, г. Кыштым, г. Магнитогорск; по никелю: г. Верхний Уфалей, г. Челябинск; по цинку: г. Магнитогорск; по свинцу: г. Златоуст, г. Челябинск, г. Карабаш, г. Магнитогорск; по меди: г. Миасс, г. Златоуст, г. Челябинск; по марганцу: г. Кыштым, г. Южноуральск; по мышьяку: г. Челябинск.
Отмечено увеличение доли проб почвы, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям. Уровень микробного загрязнения почвы территорий жилой застройки ряда населенных пунктов области (г.г. Южноуральск - 20 %, Сатка - 26,6 %) превышает средний показатель по области (9,2 %).
Основными причинами микробного загрязнения почвы являются: увеличение количества твердых бытовых отходов; несовершенство системы очистки населенных мест; изношенность и дефицит специализированных транспортных средств и контейнеров для сбора бытовых и пищевых отходов; отсутствие условий для мойки и дезинфекции мусоросборных контейнеров; отсутствие централизованной системы канализации в ряде населенных мест; неудовлетворительное состояние канализационных сетей; возникновение несанкционированных свалок; низкая экологическая культура населения.
Высокий удельный вес паразитарного загрязнения почвы особенно отмечен в гг. Верхний Уфалей (8 %) и Сатка (5,7 %) при среднеобластном показателе 1,1 %. Этому способствуют: наличие в городских и сельских поселениях бродячих собак и кошек; отсутствие площадок, специально оборудованных для выгула домашних животных; канализование индивидуальных жилых домов на выгреба.
Несмотря на то, что в области ежегодно образуется более 1,2 млн. тонн твердых бытовых отходов (далее - ТБО), в городах и районных центрах не развита система раздельного сбора и сортировки бытовых отходов.
Основным способом размещения промышленных отходов является хранение (захоронение) на территории землеотводов промышленных предприятий области. Вторичной переработки и использованию подвергается не более 33 - 36 % образующихся промышленных отходов.
Медленно решаются вопросы проектирования и строительства полигонов ТБО в городах: Челябинск, Чебаркуль и Аргаяшском муниципальном районе.
До настоящего времени не начата рекультивация территории бывшей свалки ТБО Карабашского городского округа на берегу реки Сак-Элга.
Хозяйствующими субъектами не решаются вопросы утилизации и обезвреживания токсичных промышленных отходов, пестицидов и агрохимикатов.
По данным Управления Россельхознадзора по Челябинской области, сельхозпроизводителями всех форм собственности не утилизировано 314,4 тонны не пригодных для применения пестицидов и агрохимикатов.
В области не решены вопросы организации сбора, утилизации ртутьсодержащих люминисцентных и энергосберегающих ламп от населения.
Лечебно-профилактические учреждения области недостаточно обеспечены установками по обеззараживанию и термической утилизации медицинских отходов. По-прежнему основным методом обеззараживания этого вида отходов остается химический способ. После обеззараживания они общим потоком поступают на полигоны и свалки ТБО.
Отмечается ежегодное увеличение количества жалоб от населения, поступающих в Управление Роспотребнадзора по Челябинской области, свидетельствующих о недостаточной эффективности системы сбора и удаления отходов.
В настоящее время Правительством Челябинской области и заинтересованными ведомствами области реализуются мероприятия областной целевой программы "Оздоровление экологической обстановки в Челябинской области на 2011 - 2015 годы".
Учитывая вышеизложенное, считаю необходимым принять дополнительные меры в системе обращения с отходами производства и потребления.
На основании отмеченного и руководствуясь статьей 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",
ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Рекомендовать главам органов местного самоуправления Челябинской области до 30 марта 2013 года:
1.1. Рассмотреть вопрос о ходе выполнения требований законодательства по обращению с отходами производства и потребления на территории городских и сельских поселений.
1.2. Разработать экономически обоснованные взаимоотношения между предприятиями, организациями и органами местного самоуправления, направленные на обеспечение раздельного сбора, вывоза, утилизацию и переработку ТБО и промышленных отходов.
1.3. Разработать и утвердить схемы очистки территорий населенных мест на основе генеральных планов развития городских и сельских поселений в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест".
1.4. Скоординировать деятельность соответствующих служб и ведомств, участвующих в санитарной очистке территорий населенных пунктов, с целью повышения эффективности проводимых работ.
1.5. Обязать собственников земельных участков провести необходимые мероприятия по приведению территории в надлежащее состояние и не допускать складирования отходов производства и потребления вне специально оборудованных площадок.
1.6. Рассмотреть вопрос о выделении финансирования на организацию мест для выгула домашних животных.
1.7. Обязать балансодержателей свалок ТБО, подлежащих безусловному закрытию, разработать проект их рекультивации.
1.8. Проводить оценку деятельности администраций районов, управлений и служб, занимающихся вопросами организации и контроля санитарной очистки и благоустройства территории, с учетом фактического состояния подведомственных территорий.

2. Рекомендовать Министерству радиационной и экологической безопасности Челябинской области (Галичин А.М.) организовать работу по утилизации непригодных для применения пестицидов и агрохимикатов в соответствии с действующим законодательством, срок - до 30 марта 2013 года.

3. Рекомендовать Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области (Тупикин В.А.) и главам муниципальных образований Челябинской области решить вопросы организации сбора отработанных люминисцентных и энергосберегающих ламп от населения, срок - до 30 марта 2013 года.

4. Рекомендовать Министерству здравоохранения Челябинской области (Тесленко В.Р.), главам муниципальных образований Челябинской области, руководителям муниципальных органов здравоохранения осуществить мероприятия по полному учету, эффективному обеззараживанию и утилизации медицинских отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" и с учетом международного опыта, срок - до 30 марта 2013 года.

5. Руководителям служб коммунального хозяйства, учреждений, организаций, предприятий различных форм собственности с момента утверждения и опубликования настоящего постановления:
5.1. Организовать проведение работ по своевременной и качественной уборке закрепленной территории домовладений, учреждений, организаций, промышленных предприятий, предприятий торговли, рынков, мест мелкорозничной торговли.
5.2. Организовать раздельный сбор, временное хранение, сортировку, переработку и дальнейшую утилизацию ТБО.
5.3. Принять меры по обеспечению необходимого количества спецавтотранспорта для вывоза отходов.
5.4. Обеспечить проведение дератизационных и дезинфекционных мероприятий при сборе, временном хранении, транспортировке, обезвреживании и утилизации отходов производства и потребления.
5.5. Обеспечить проведение обработки спецтранспорта и накопительных контейнеров.

6. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Челябинской области:
6.1. Принять меры по повышению эффективности государственного санитарно-эпидемиологического надзора при выявленных нарушениях с обращением отходов производства и потребления.
6.2. Применять меры административного воздействия по фактам нарушений санитарного законодательства.
6.3. Довести до сведения глав муниципальных образований настоящее постановление и представить обобщенную информацию по его выполнению, срок - до 30 марта 2013 года.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Ефремова В.М.

Главный государственный
санитарный врач
по Челябинской области
А.И.СЕМЕНОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru