Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 июля 2012 г. по делу № 3-46/2012

в составе председательствующего судьи Кубасова И.Г.
при секретаре Я.
с участием прокурора Елансковой Л.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании 4 июля 2012 года гражданское дело по заявлению администрации Ольховского сельского поселения Ольховского района Волгоградской области о признании не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению в части Закона Волгоградской области от 27.11.2006 № 1319-ОД (ред. от 29.12.2007) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями",

установил:

администрация Ольховского сельского поселения Ольховского района Волгоградской области обратилась в Волгоградский областной суд с заявлением, в котором просил признать не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению Закон Волгоградской области от 27.11.2006 № 1319-ОД (ред. от 29.12.2007) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" в части передачи из муниципальной собственности Ольховского муниципального района в собственность муниципального образования "Ольховское сельское поселение": 1). имущества, предназначенного для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а именно: площадки для временного хранения твердых бытовых отходов площадью 31625 кв. м. с инвентарным номером 110103099, расположенной в с. Ольховка Ольховского района Волгоградской области по ул. Октябрьской, 43 (п. 1 раздела XIII приложения № 9); площадки для временного хранения твердых бытовых отходов площадью 1 га с инвентарным номером 110103100, расположенной в с. Клиновка Ольховского района Волгоградской области (п. 2 раздела XIII приложения № 9); имущества, предназначенного для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения, а именно: скотомогильника с инвентарным номером 110103101, расположенного в с. Ольховка Ольховского района Волгоградской области (п. 9 раздела XII приложения № 9).
В обоснование требований заявитель указал, что указанные объекты имущества не соответствуют критериям разграничения имущества, установленным Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Переданные в собственность Ольховского сельского поселения площадки для временного хранения твердых бытовых отходов площадью 31625 кв. м. и 1 га фактически не существуют, поскольку на их месте находятся "свалки". Передача названного имущества Ольховскому сельскому поселению позволяет органам местного самоуправления Ольховского муниципального района уклоняться от исполнения своих обязанностей по переработке и утилизации отходов (п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ).
Кроме того, переданный в собственность сельского поселения скотомогильник является имуществом, необходимым для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Однако, в силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Передача из муниципальной собственности Ольховского муниципального района в собственность Ольховского сельского поселения указанного имущества произведена в нарушение требований Федерального закона № 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", требований Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Представитель администрации Ольховского сельского поселения Ш. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме и просил об их удовлетворении по основаниям, изложенным в заявлении (л.д. 2 - 4).
Представитель Волгоградской областной Думы Б., действующий на основании доверенности, требования заявителя признал в части передачи в собственность сельского поселения скотомогильника. В остальной части заявленные требования не признал, просил суд в их удовлетворении отказать. В обоснование своей позиции привел доводы о том, что до принятия оспариваемого Закона области каких-либо разногласий в части согласования спорных объектов имущества между муниципальными образованиями Ольховский муниципальный район и Ольховское сельское поселение не возникло. Перечень передаваемого имущества, в состав которого вошли площадки для временного хранения твердых бытовых отходов, был согласован между муниципальными образованиями. Кроме того, оспариваемый заявителем в части Закон принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, процедура принятия названного нормативного правового акта Волгоградской областной Думой нарушена не была.
Представитель Правительства Волгоградской области С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против заявленных требований возражал, привел доводы аналогичные доводам представителя Волгоградской областной Думы.
Представители Ольховской районной Думы Волгоградской области и сельского Совета депутатов Ольховского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки суд не известили.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, заключения прокурора и при отсутствии оснований для признания явки представителя указанного органа обязательной по правилам части 4 статьи 246 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя указанного заинтересованного лица.
Выслушав объяснения заявителя и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Елансковой Л.Ф., полагавшей заявленные требования обоснованными, Волгоградский областной суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 251 ГПК РФ с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться орган местного самоуправления, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена его компетенция.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с положениями статей 83 и 85 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" до 1 января 2009 года был установлен переходный период, в течение которого между муниципальными образованиями должно быть произведено перераспределение имущества в соответствии с разграничением полномочий.
Порядок перераспределения (разграничения) имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, определен ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) и Законом Волгоградской области от 12 января 2006 г. № 1188-ОД "Об основных направлениях по разграничению объектов муниципальной собственности между поселениями и муниципальным районом".

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, а не часть 11.

Частью 11. ст. 154 названного Федерального закона в целях обеспечения выполнения требований ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным указанным Федеральным законом разграничением вопросов местного значения и со ст. 50 упомянутого Федерального закона.
Во исполнение указанных положений федерального законодательства 21.11.2006 года Волгоградская областная Дума приняла, а 27.11.2006 года Глава Администрации Волгоградской области подписал Закон Волгоградской области № 1319-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями".
Указанный Закон опубликован в издании "Волгоградская правда", № 224, 01.12.2006 (спецвыпуск 1) и вступил в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования. В настоящее время Закон действует в редакции Закона Волгоградской области от 29.12.2007 № 1610-ОД.
Статьей 1 Закона области № 1319-ОД были утверждены перечни безвозмездно передаваемого имущества, находящегося в муниципальной собственности Ольховского муниципального района, в муниципальную собственность вновь образованных в его составе муниципальных образований.
Приложение № 9 к Закону представляет собой Перечень объектов муниципального имущества, находящихся в процессе разграничения в собственности Ольховского муниципального района, но не отнесенных законодательством Российской Федерации к видам имущества, которое может находиться в собственности Ольховского муниципального района, и по указанным причинам передаваемых Ольховским муниципальным районом в порядке разграничения в собственность Ольховского сельского поселения.
Согласно пунктам 1 и 2 раздела XIII приложения № 9 к Закону Волгоградской области от 27.11.2006 № 1319-ОД (ред. от 29.12.2007) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" в собственность Ольховского сельского поселения передано имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а именно: 1). площадка для временного хранения твердых бытовых отходов площадью 31625 кв. м. с инвентарным номером 110103099, расположенная в с. Ольховка Ольховского района Волгоградской области по ул. Октябрьской, 43; 2). площадка для временного хранения твердых бытовых отходов площадью 1 га с инвентарным номером 110103100, расположенная в с. Клиновка Ольховского района Волгоградской области.
В силу пункта 9 раздела XII приложения № 9 к Закону Волгоградской области от 27.11.2006 № 1319-ОД (ред. от 29.12.2007) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" в собственность Ольховского сельского поселения передано имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения, а именно: скотомогильник с инвентарным номером 110103101, расположенный в с. Ольховка Ольховского района Волгоградской области.
Вместе с тем, Волгоградский областной суд приходит к выводу о том, что передача указанных объектов в собственность сельского поселения противоречит требованиям Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в силу следующего.
Так, согласно статье 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
Таким образом, вопросы создания скотомогильников (биотермических ям) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Таким образом, судом установлено наличие противоречия оспариваемой части Закона области федеральному законодательству, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.98 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Из пункта 2.5 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" (СанПиН 2.1.7.1322-03) следует, что объектом размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное хранение отходов, в том числе в целях их последующей утилизации.
В судебном заседании заинтересованные лица не представили каких-либо доказательств, опровергающих тот факт, что объекты, переданные Ольховскому сельскому поселению в муниципальную собственность под наименованием "площадки для временного хранения твердых бытовых отходов", фактически являлись на момент принятия оспариваемого Закона и области и являются в настоящее время отведенным местом для складирования отходов производства и потребления населения Ольховского сельского поселения и продолжают выполнять функции свалок, находятся за пределами сел Ольховка и Клиновка. Отходы, размещенные на свалках, в другое место не вывозятся, их утилизацией и переработкой никто не занимается.
Таким образом, судом бесспорно установлено, что переданные Ольховскому сельскому поселению в муниципальную собственность "площадки для временного хранения бытовых отходов" по своему функциональному назначению являются свалками.
Вместе с тем в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
В судебном заседании заявитель - представитель администрации Ольховского сельского поселения Ольховского района Волгоградской области пояснил, что названный орган местного самоуправления надлежащим образом исполняет свои обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, которые со специальных площадок, расположенных в селах Ольховка и Клиновка собираются силами МУП "Ольховское коммунальное хозяйство" и вывозятся на свалки, расположенную за пределами Ольховского сельского поселения.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 15 того же Федерального закона организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что передача названных объектов в муниципальную собственность Ольховского сельского поселения является незаконной и противоречит приведенному выше федеральному законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
Представителями Волгоградской областной Думы и Правительства Волгоградской области не были представлены суду доказательства того факта, что объекты недвижимости, поименованные в оспариваемом Законе области как "площадки для временного хранения твердых бытовых отходов" на момент принятия оспариваемого Закона использовались Ольховским муниципальным районом именно по указанному функциональному назначению. Доводы заявителя о том, что названные площадки используются в качестве свалок и до принятия оспариваемого в настоящем деле Закона Волгоградской области, опровергнуты не были.
Доводы представителя Волгоградской областной Думы и представителя Правительства Волгоградской области о том, что оспариваемый заявителем нормативный правовой акт принят в пределах компетенции законодательного органа субъекта Российской Федерации, процедура принятия названного акта нарушена не была, при передаче скотомогильника и площадок для временного хранения твердых бытовых отходов муниципальному образованию Ольховское сельское поселение от последнего каких-либо возражений не поступало, какого-либо правового значения не имеют, поскольку при разрешении заявленных требований с достоверностью установлено наличие противоречий оспариваемых норм требованиям федерального законодательства, что в силу положений ч. 2 ст. 253 ГПК РФ является безусловным основанием для признания нормативного правового акта в части недействующим.
С учетом того, что оспариваемые нормы Закона области действовали в течение длительного времени, Волгоградский областной суд с целью соблюдения прав и охраняемых законом интересов граждан, юридических лиц и иных заинтересованных лиц, на которых распространяется действие оспариваемых положений нормативного правового акта, полагает необходимым признать их недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 194, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление администрации Ольховского сельского поселения Ольховского района Волгоградской области о признании не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению в части Закона Волгоградской области от 27.11.2006 № 1319-ОД (ред. от 29.12.2007) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" - удовлетворить.
Признать не соответствующими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу пункты 1 и 2 раздела XIII приложения № 9, пункт 9 раздела XII приложения № 9 к Закону Волгоградской области от 27.11.2006 № 1319-ОД (ред. от 29.12.2007) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями".
Сведения о принятом судебном акте опубликовать в печатном издании "Волгоградская правда" по вступлении решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца через Волгоградский областной суд.

Судья
Волгоградского областного суда
И.Г.КУБАСОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru