Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 марта 2011 г. по делу № А04-73/2011

(извлечение)

9 марта 2011 года объявлена резолютивная часть решения.
10 марта 2011 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Районные электрические сети"
к государственному учреждению - Амурскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
об оспаривании отказа

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Районные электрические сети" (далее по тексту - ООО "Районные электрические сети", общество, заявитель) с заявлением к государственному учреждению - Амурскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - ФСС, ответчик) о признании необоснованным и незаконным отказа в принятии к зачету понесенных расходов на сумму 34621,91 рублей; обязании ФСС принять понесенные расходы в соответствии с исправленными документами.
В обоснование заявленных требований указал, что в связи с выявленными ФСС в ходе проверки нарушениями в листах нетрудоспособности муниципальное учреждение здравоохранения "Тындинская ЦРБ" произвело исправления в указанных больничных листах. Однако, по основаниям указанным в письме от 30 ноября 2010 года, ФСС не принял к зачету произведенные расходы на цели обязательного социального страхования. Между тем, основанием оплаты по больничному листу является наступление страхового случая, а выдача больничного листа учреждением без лицензии не является нарушением. Кроме того, приказом Минздравмедпрома России от 13 января 1995 года не установлен период, в течение которого в дефектные листы нетрудоспособности могут быть внесены исправления.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, в представленном дополнении к заявлению пояснил, что требование об обязании ответчика принять понесенные расходы является способом восстановления нарушенного права.
Представители ответчика в судебном заседании требований не признали, указали, что страхователем возражений по акту проверки в целом, либо по его отдельным положениям с приложением дооформленных, либо оформленных надлежащим образом документов в установленный законом срок представлено не было. В связи с этим, на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ, принято решение от 18 декабря 2009 г. № 31 с/с о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем на выплату пособий по временной нетрудоспособности. Пояснили, что обращение ООО "Районные электрические сети" в 2010 году с заявлением о принятии к зачету произведенных расходов на сумму 34621,91 рублей не основано на законе, у ФСС отсутствуют правовые основания для удовлетворения указанного заявления и для изменения решения, принятого по результатам проверки.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заявителя в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
Заслушав доводы представителей ответчика, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Районные электрические сети" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц межрайонной ИФНС России № 7 по Амурской области <...>.
В период с 19 ноября 2009 года по 25 ноября 2009 года на основании решения ФСС о проведении документальной выездной проверки страхователя от 19 ноября 2009 г. № 39 "с/с" проведена проверка ООО "Районные электрические сети" расходования средств на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в фонд.
В результате проведенной проверки составлен акт от 25 ноября 2009 г. № 39 "с/с", в котором зафиксированы выявленные нарушения, а именно нарушения, выявленные в ходе проверки в расходовании средств на цели обязательного социального страхования на пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в размере 34621,91 рублей. Характер нарушений в листах нетрудоспособности приведен в приложении № 2 к акту от 25 ноября 2009 года, к ним отнесены отсутствие лицензии лечебного учреждения, заполнение римскими цифрами, отсутствие лицензии на экспертизу временной нетрудоспособности, выдача листа нетрудоспособности фельдшером на срок более пяти дней.
Акт документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию № 39 "с/с" составлен в присутствии директора ООО "Районные электрические сети" П. и вручен директору общества 25 ноября 2009 года, о чем свидетельствует подпись П.
Уведомлением от 25 ноября 2009 г. № 39 ООО "Районные электрические сети" извещено о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Решением ФСС от 18 декабря 2009 г. № 31 с/с не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем на выплату пособий по временной нетрудоспособности с нарушением требований законодательных и нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию, либо не подтвержденные документами на сумму 34621,91 рублей.
27 октября 2010 года письмом № 925 ООО "Районные электрические сети" просило восстановить к зачету расходы на выплату пособий по обязательному страхованию в сумме 34621,91 рублей, которые не были приняты по результатам проведенной документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию проведенной в период с 19 ноября 2009 года по 25 ноября 2009 года. К письму прилагались исправленные и выданные новые взамен испорченных листы нетрудоспособности.
Письмом от 16 ноября 2010 г. № 980 обществом в ФСС направлен расчет среднего заработка сотрудников, по которым были представлены больничные листы.
Письмом от 30 ноября 2010 г. № 01-14/04/6366 ФСС пояснил ООО "Районные электрические сети", что в связи с непредставлением в течение 15 рабочих дней со дня получения акта документальной выездной проверки страхователя возражений, ФСС на законных основаниях вынесло решение от 18 декабря 2009 г. № 31 с/с о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем на выплату пособий по временной нетрудоспособности. Кроме того, указал, что правовые основания для изменения решения от 18 декабря 2009 г. № 31 с/с на момент предоставления исправленных листов нетрудоспособности у ФСС отсутствовали.
Посчитав, что отказ в принятии к зачету понесенных расходов на сумму 34621,91 рублей вынесен с нарушением законодательства, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Оценив изложенные обстоятельства, суд счел, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Пунктом 1 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 1 августа 2007 г. № 514 "О Порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности" документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности.
Согласно пункту 2 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, листок нетрудоспособности выдают лечащие врачи медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности; фельдшеры и зубные врачи медицинских организаций - в отдельных случаях, по решению органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, согласованному с региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации; врачи, занимающиеся частной медицинской практикой, имеющие лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности; лечащие врачи специализированных (противотуберкулезных) санаториев при наличии лицензии на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности; лечащие врачи клиник научно-исследовательских учреждений (институтов), в том числе клиник научно-исследовательских учреждений (институтов) протезирования или протезостроения - по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Пунктом 13 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности установлено, что фельдшер или зубной врач единолично выдает листок нетрудоспособности единовременно на срок до 5 календарных дней и продлевает его на срок до 10 календарных дней, а в исключительных случаях, после консультации с врачебной комиссией медицинской организации (по подчиненности), - до 30 календарных дней (с обязательной записью о проведенной консультации в первичной медицинской документации).
В силу пункта 60 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, при заполнении лицевой стороны листка нетрудоспособности в таблице "Освобождение от работы" указывается в частности в графе "С какого числа" арабскими цифрами - число, месяц и год, с которого гражданин освобожден от работы.
При проведении проверки, ФСС установлено, что листки нетрудоспособности, представленные в подтверждение вычетов на сумму 34621,91 рублей содержали нарушения приведенных норм Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ, подпункта 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Из смысла названных норм следует, что расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности принимаются к зачету в случае, если имел место факт утраты трудоспособности (страховой случай) и данный факт подтвержден надлежащим образом оформленными документами.
В соответствии с пунктом 23 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением Фонда социального страхования РФ от 7 апреля 2008 г. № 81 (далее по тексту - Методические указания), страхователь вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 рабочих дней со дня получения акта представить в соответствующее отделение Фонда письменное объяснение мотивов отказа, подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом страхователь вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в вышеуказанный срок передать в отделение фонда документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта.
Акт документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от 25 ноября 2009 г. № 39 "с/с" был получен заявителем в тот же день.
При рассмотрении материалов документальной выездной проверки 19 декабря 2009 года недостатки, установленные проверкой, страхователем исправлены не были.
Согласно пункту 24 Методических указаний по истечении срока, указанного в пункте 23, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) отделения (филиала отделения) Фонда выносит решение по результатам рассмотрения акта и других материалов проверки.
Таким образом, решение ФСС о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем, не подтвержденных документами не противоречит действующему законодательству.
Пунктом 34 Методических указаний решения отделений (филиалов отделений) фонда, принятые по результатам проверок, являются обязательными для исполнения страхователями и служат основанием для внесения ими соответствующих изменений в бухгалтерский учет и отчетность.
Последующее устранение нарушений не влечет недействительности акта на момент его принятия, поскольку страхователь не реализовал своего права на представление подтверждающих документов в установленные сроки и порядке.
Законодательством не предусмотрен порядок изменения решения, принятого по результатам проверки страхователя по обязательному социальному страхованию.
Письмо ФСС от 30 ноября 2010 г. № 01-14/04/6366 не является повторным решением о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем. Данным документом обществу дан ответ на письмо от 27 октября 2010 года. В письме ФСС от 30 ноября 2010 года разъяснен порядок принятия решения от 19 декабря 2009 г. № 31 с/с и указано на отсутствие правового основания для изменения вынесенного решения.
При таких обстоятельствах суд не нашел правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьи 201 АПК РФ в случае, если Арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При подаче заявления в суд ООО "Районные электрические сети" уплатило государственную пошлину в размере 4000 рублей.
На основании статьи 110 АПК РФ, статьи 333.40 НК РФ ООО "Районные электрические сети" необходимо возвратить из федерального бюджета РФ излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, ст. 180, ст. 201 АПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Районные электрические сети" <...> из федерального бюджета РФ излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск).





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru