ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 ноября 2010 г. по делу № 3-63/2010
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи областного суда Игнатова К.Н.,
с участием прокурора Огриневича Е.М.,
при секретаре С.Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующим и не подлежащим применению Приказа
Департамента лесного хозяйства Ярославской области от 13 апреля 2009 года № 144 "О формировании начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды лесного участка",
установил:
13 апреля 2009 года Департаментом лесного хозяйства Ярославской области издан Приказ
"О формировании начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды лесного участка" № 144.
Данный Приказ
официальной опубликован в газете "Губернские вести" № 35 17.04.2009.
Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению названного Приказа
, ссылаясь на то, что установление повышающего коэффициента в целях его применения при формировании начальной цены аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, на основе минимального размера арендной платы, не входит в полномочия субъекта Российской Федерации, соответственно, Приказ
Департамента лесного хозяйства Ярославской области от 13 апреля 2009 года № 144 "О формировании начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды лесного участка" не соответствует требованиям федерального законодательства.
В судебном заседании представитель Департамента Лесного хозяйства по доверенности Х.И.А. представил Приказ
Департамента лесного хозяйства от 17.11.2010 № 944 "О признании утратившими силу приказов департамента лесного хозяйства Ярославской области от 31.07.2008 № 243, от 13.04.2009 № 144", в связи с чем просил производство по настоящему делу прекратить.
Прокурор Огриневич Е.М., представляющий интересы Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, выразил согласие с прекращением производства по делу в связи с признанием оспариваемого нормативного правового акта
утратившим силу.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя Департамента лесного хозяйства Ярославской области, прокурора, суд находит производство по настоящему делу подлежащим прекращению по следующим основаниям.
В силу ст. 220
ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134
настоящего Кодекса.
По смыслу статьи 251
ГПК РФ, предметом судебного обжалования могут выступать лишь такие нормативные правовые акты, которые на время рассмотрения заявленных требований по существу являются действующими и влекущими нарушение прав и свобод граждан; правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения прав и обязанностей не являются и каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод физических и юридических лиц повлечь не могут.
Согласно п. 11
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" не может быть обжалован в порядке, предусмотренном главой 24
ГПК РФ, недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25
ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.
Следовательно, в случае, если после подачи заявления заинтересованного лица в суд оспариваемый акт признается принявшим его органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом утратившим силу, имеются основания для прекращения производства по делу об оспаривании данного нормативного правового акта.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что Приказ
Департамента лесного хозяйства Ярославской области от 13 апреля 2009 года № 144 "О формировании начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды лесного участка" признан утратившим силу Приказом
Департамента лесного хозяйства от 17.11.2010 № 944 "О признании утратившими силу приказов департамента лесного хозяйства Ярославской области от 31.07.2008 № 243, от 13.04.2009 № 144".
Названный Приказ
вступает в силу с момента подписания, то есть с 17 ноября 2010 года. Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде оспариваемый Приказ
Департамента лесного хозяйства Ярославской области от 13 апреля 2009 года № 144 "О формировании начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды лесного участка" утратил силу и не действует.
Поскольку недействующий нормативный правовой акт (или его часть) сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не является, предмет судебного разбирательства по настоящему делу отсутствует, производство по настоящему делу подлежит прекращению.
Согласно ст. 221
ГПК РФ при прекращении производства по делу повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Руководствуясь ст. ст. 220
, 224
, 225
, 251
ГПК РФ, суд
определил:
прекратить производство по настоящему гражданскому делу по заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующим и не подлежащим применению Приказа
Департамента лесного хозяйства Ярославской области от 13 апреля 2009 года № 144 "О формировании начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды лесного участка".
Определение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в 10-дневный срок со дня вынесения.
Председательствующий
К.Н.ИГНАТОВ