Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 апреля 2012 г. по делу № 11-723/2012

Судья: Карипова Ю.Ш.

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Турковой Г.Л.,
судей Кучина М.И. и Смолина А.А.,
при секретаре Садыкове Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.М.Г. о признании незаконным постановления Главы администрации Муниципального Образования "Муслюмовское сельское поселение" и возложении обязанности по восстановлению в Списках граждан на получение жилищной субсидии, по апелляционной жалобе С.М.Г. на решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 10 января 2012 года.
В суд апелляционной инстанции явился представитель С.М.Г. С.Р.Н., действующий на основании нотариальной доверенности от 27.06.2009 года (сроком действия три года).
Администрация Муслюмовского сельского поселения, администрация Кунашакского муниципального района Челябинской области и Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы были извещены.
Заслушав доклад судьи Турковой Г.Л. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

С.М.Г. обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления Главы администрации Муниципального Образования "Муслюмовское сельское поселение" от 14.09.2011 года № 213, просила признать это постановление незаконным и необоснованным и обязать Главу администрации восстановить ее в составе семьи из двух человек в Списках граждан на получение жилищной субсидии с датой постановки на учет 19 января 2001 года. В обоснование заявленных требований заявительница указала на то, что она имеет право на получение жилищной субсидии на основании Федерального закона ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", что подтверждено решением Кунашакского районного суда Челябинской области от 29 июня 2009 года и указала на отсутствие оснований для снятия ее с учета нуждающихся в жилье. В судебном заседании в суде первой инстанции С.М.Г. участия не принимала, ее представитель доводы жалобы поддержал.
Представитель Администрация Муслюмовского сельского поселения в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, полагая оспариваемое постановление законным.
Администрация Кунашакского муниципального района Челябинской области и Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области своих представителей в суд первой инстанции не направляли, о времени и месте рассмотрения дела были извещены.
Решением Кунашакского районного суда Челябинской области от 10 января 2012 года С.М.Г. было отказано в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе С.М.Г. просит отменить решение суда первой инстанции в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и нарушением судом норм материального и процессуального права, вынести по делу новое решение об удовлетворении ее требований. Указывает, что ее право на получение социальной выплаты на основании Федерального закона ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" подтверждено решением Кунашакского районного суда Челябинской области от 29 июня 2009 года, не реализовано и основания для снятия ее с учета нуждающихся в жилье отсутствовали.
Заслушав объяснения представителя С.М.Г., обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области на апелляционную жалобу С.М.Г., изучив материалы дела, судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным применение норм материального права (п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Как следует из материалов дела, постановлением Главы администрации Муниципального Образования "Муслюмовское сельское поселение" от 14.09.2011 года № 213 - С.М.Г. была снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и исключена из списка граждан, выехавших из районов Крайнего Севера, имеющих право на получение социальной выплаты, принятом в соответствии с решением жилищной комиссии при администрации Муслюмовского сельского поселения от 07.09.2011 года, на основании п. п. 2 и 6 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.
Как следует из содержания оспариваемого постановления, решения жилищной комиссии и пояснений представителя администрации Муслюмовского сельского поселения, поводом для принятия оспариваемого постановления послужило то обстоятельство, что заявительница с 06.07.2011 года вселилась и зарегистрирована совместно со своей дочерью - С.А. в жилом доме общей площадью 76,5 кв. м, расположенном по адресу: ул. Молодежная, 52, железнодорожная станция, п. Муслюмово, принадлежащем на праве собственности по одной второй доле ее сыну - С.Н. и матери Н.М., в связи с чем ее обеспеченность жильем как члена семьи собственника жилого помещения превысила учетную норму и составила 19,12 кв. м жилой площади.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд исходил из того, что основания для сохранения учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для истицы отпали, поскольку истица и члены ее семьи перестали быть лицами, нуждающимися в жилом помещении, поскольку вселены собственником жилого помещения в качестве члена семьи собственника жилого помещения в связи с чем их обеспеченность жилым помещением превысила учетную норму, а потому оспариваемое С.М.Г. постановление Главы администрации Муниципального Образования "Муслюмовское сельское поселение" от 14.09.2011 года № 213 по снятию с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и исключению из списков граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных местностей, является правомерным.
Между тем, изложенный вывод противоречит установленным по делу обстоятельствам и основан на ошибочном применении норм материального права.
В соответствии со ст. 6 ч. 2 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно ст. 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Снимая заявителя с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, администрация Муслюмовского сельского поселения сослалась на положения п. 2 и п. 6 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, т.е.
(п. 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
(п. 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Из материалов дела следует, что С.М.А. и ее дочь С.А. были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и включены в списки лиц, имеющих право на социальные выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 19.01.2001 года на основании вступившего в законную силу решения Кунашакского районного суда Челябинской области от 29.06.2009 года.
Следовательно, законность принятия С.М.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий проверена вступившим в законную силу решением Кунашакского районного суда Челябинской области от 29.06.2009 года, восстановившим заявителя на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты 19.01.2001 года.
Материалы дела, в том числе пояснения представителя Муслюмовского сельского поселения, данные в суде первой инстанции, не содержат ссылок на то, что в представленных С.М.А. документах при принятии ее на учет, имелись сведения, не соответствующие действительности и послужившие основанием принятия на учет, а также ссылок на неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что обстоятельства для снятия заявителя с учета по основаниям, предусмотренным п. 6 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, отсутствуют и оспариваемое постановление в этой части является незаконным.
Основания для признания С.М.А. и ее дочери нуждающимися в улучшении жилищных условий на момент постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 19.01.2001 года определялись ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии с п. 6 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, подп. "е" п. 7 Постановления Совмина РСФСР от 31.07.1984 № 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", самостоятельным основанием для признания гражданина, нуждающимся в улучшении жилищных условий, являлось проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, квартирах, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющие другой жилой площади.
Таким образом, основанием для постановки С.М.Г. на учет 19.01.2001 года, являлось проживание на условиях найма жилья в домах, принадлежащих гражданам на праве собственности.
Из заявления о регистрации С.М.Г. по месту жительства в доме по ул. Молодежной, 52 в с. Муслюмово, следует, что жилое помещение предоставлено сыном С.Н.Н.
В соответствии с ч. 2 ст. 288 Гражданского кодекса РФ жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора. 27.05.2011 года С.М.Г. был заключен договор найма части жилого помещения, принадлежащего С.Н., по условиям которого С.Н.Н. предоставил право временного проживания С.М.Г. и С.А. на срок до 01.12.2011 года.
В соответствии с указанной выше нормой сын заявителя вправе был предоставить ей жилое помещение в пользование, вместе с тем такое предоставление не влечет за собой признание С.М.Г. обеспеченной жильем.
С.М.А. и ее дочь были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и включены в списки лиц, имеющих право на социальные выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 19.01.2001 года по основаниям, указанным в ст. 1 Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
Названный Закон прекратил свое действие в связи с принятием Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", ст. 1 которого предусматривала, что граждане, принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в редакции, действующей с 1 января 2012 года, очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).
Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
Федеральный закон от 17 июля 2011 г. № 211-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", вступивший в действие с 01.01.2012 года, предусматривает, что граждане, принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право состоять на данном учете, жилищные субсидии им предоставляются в соответствии с имеющейся очередностью для указанной категории граждан (ч. 3 ст. 2).
Принимая оспариваемое постановление, администрация Муслюмовского сельского поселения не учла, что вселение С.М.А. и ее дочери в жилое помещение, не принадлежащее им ни на праве собственности, ни по договору социального найма, не может являться основанием для снятия заявителя с жилищного учета, поскольку изменений в жилищных условиях С.М.Г., в результате которых были бы утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, не произошло.
Из материалов дела усматривается, что С.М.Г. за период с 19.01.2001 года жильем обеспечена не была, она и ее дочь по-прежнему не имеют жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или по договору социального найма, социальных выплат на приобретение или строительство жилья не получали, в связи с чем их обеспеченность жилым помещением с момента постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении не изменилась. При таких обстоятельствах основания для снятия ее семьи, состоящей их двух человек (ее и дочери С.А.Н.), с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, у администрации муниципального образования не имелось.
Вышеизложенные обстоятельства дела указывают на то, что суд первой инстанции, при разрешении требований С.М.Г. неправильно применил и истолковал закон.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что решение о снятии С.М.Г. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении принято с соблюдением установленного действующим жилищным законодательством порядка, не обоснован.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда является незаконным и подлежит отмене, а требования заявителя удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 10 января 2012 года, - отменить, вынести по делу новое решение.
Признать незаконным постановление Главы администрации муниципального образования "Муслюмовское сельское поселение" от 14 сентября 2011 года № 213.
Обязать Администрацию муниципального образования "Муслюмовское сельское поселение" восстановить С.М.Г. в списках лиц, имеющих право на социальные выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с даты постановки на учет 19 января 2001 года и составом семьи два человека.

Председательствующий
Г.Л.ТУРКОВА

Судьи
М.И.КУЧИН
А.А.СМОЛИНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru