Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хабаровский край


ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 апреля 2012 г. по делу № 33-2473

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Д.В.Кулигина,
судей О.М.Шиловой, О.В.Герасимовой,
при секретаре Е.В.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Хабаровска об оспаривании постановления Администрации города Хабаровска по апелляционной жалобе Администрации города Хабаровска на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 16 февраля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Д.В.Кулигина, пояснения прокурора Е.В.Максименко, представителя Администрации города Хабаровска - М.А.Д., действующего на основании доверенности, представителя КГУП "Хабкрайинвентаризация" М.В.Ш., действующей на основании доверенности, судебная коллегия

установила:

Прокурор города Хабаровска обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим пункта 2 постановления Администрации города Хабаровска от 17 марта 2011 года № 694 "О муниципальном жилищном фонде городского округа "Город Хабаровск".
В обоснование заявленных требований прокурор города Хабаровска указал, что пунктом 2 постановления Администрации города Хабаровска от 17 марта 2011 № 694 "О муниципальном жилищном фонде городского округа "Город Хабаровск" предусмотрена обязанность КГУП "Хабкрайинвентаризация" по внесению изменения в техническую документацию зданий, использовавшихся в качестве общежитий и переданных в собственность городского округа "Город Хабаровск", слова "общежитие" необходимо заменить на слова "многоквартирный дом". Пункт 2 названного постановления противоречит закону и подлежит отмене. Согласно положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", а также положениям Устава городского округа "Город Хабаровск" органы местного самоуправления не обладают полномочиями по осуществлению распорядительных функций в отношении организаций, не являющихся муниципальной собственностью, в том числе по внесению изменений в техническую документацию зданий, использовавшихся в качестве общежитий и переданных в собственность городского округа "Город Хабаровск". В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Из изложенного следует, что пункт 2 оспариваемого постановления противоречит положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ. В связи с указанными обстоятельствами в адрес мэра города Хабаровска был принесен протест от 25 ноября 2011 года N, согласно ответу Администрации города Хабаровска от 5 декабря 2011 года протест не удовлетворен. Оспариваемая норма нарушает права неопределенного круга лиц - жителей города Хабаровска, так как вследствие ее применения любое лицо будет введено в заблуждение относительно объема полномочий органа местного самоуправления, указанного в нем. Кроме того, положения оспариваемой нормы нарушают права Российской Федерации на единство правового пространства, верховенство норм федерального законодательства.
Определением Центрального районного суда города Хабаровска от 26 января 2012 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено КГУП "Хабкрайинвентаризация".
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 16 февраля 2012 года заявление прокурора города Хабаровска удовлетворено. Признан противоречащим закону и недействующим пункт 2 постановления Администрации города Хабаровска от 17 марта 2011 № 694 "О муниципальном жилищном фонде городского округа "Город Хабаровск", устанавливающий обязанность КГУП "Хабкрайинвентаризация" по внесению изменений в техническую документацию зданий, использовавшихся в качестве общежитий и переданных в собственность городского округа "Город Хабаровск".
В апелляционной жалобе представитель Администрации города Хабаровска просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора города Хабаровска, ссылаясь на то, что пункт 2 оспариваемого постановления не носит распорядительного характера в отношении КГУП "Хабкрайинвентаризация"; судом оставлен без внимания довод Администрации города Хабаровска о ненормативном характере оспариваемого правового акта.
Проверив законность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации города Хабаровска от 17 марта 2011 года № 694 "О муниципальном жилищном фонде городского округа "Город Хабаровск" в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к правоотношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным и муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Учитывая, что статус общежития утрачен в силу закона и к жилым помещениям применяется правовой режим, установленный для жилых помещений расположенных в многоквартирных домах, в целях создания условий для управления многоквартирными домами, на основании Устава городского округа "Город Хабаровск" постановлено обязать КГУП "Хабкрайинвентаризация" внести изменения в техническую документацию зданий, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным и муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий и переданных в собственность городского округа "Город Хабаровск" где слова "общежитие" заменить на слова "многоквартирный дом" (пункт 2).
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Следовательно, акт может быть признан нормативным правовым только при наличии всех перечисленных выше признаков, то есть он должен быть утвержден актом управомоченного на того органа или лица, имеющего право на издание нормативного правового акта, должен содержать нормы, которые являются обязательными для исполнения, касаются неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.
При этом необходимо учитывать, что нормативный правовой акт может содержать и отдельные положения, которые не содержат правовых норм, что не меняет нормативно-правового характера акта.
Согласно положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", а также положениям Устава городского округа "Город Хабаровск" органы местного самоуправления не обладают полномочиями по осуществлению распорядительных функций в отношении организаций, не являющихся муниципальной собственностью, в том числе по внесению изменений в техническую документацию зданий, использовавшихся в качестве общежитий и переданных в собственность городского округа "Город Хабаровск".
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что пункт 2 постановления Администрации города Хабаровска от 17 марта 2011 года № 694 противоречит положениям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, принимая во внимание, что оспариваемый пункт названного постановления касается неопределенного круга лиц и рассчитан на неоднократное применение, правомерно признал противоречащим закону и недействующим пункт 2 постановления Администрации города Хабаровска от 17 марта 2011 № 694 "О муниципальном жилищном фонде городского округа "Город Хабаровск", устанавливающий обязанность КГУП "Хабкрайинвентаризация" по внесению изменений в техническую документацию зданий, использовавшихся в качестве общежитий и переданных в собственность городского округа "Город Хабаровск".
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона, которыми руководствовался суд.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 16 февраля 2012 года по гражданскому делу по заявлению прокурора города Хабаровска об оспаривании постановления Администрации города Хабаровска оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации города Хабаровска - без удовлетворения.

Председательствующий
Д.В.КУЛИГИН

Судьи
О.М.ШИЛОВА
О.В.ГЕРАСИМОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru