Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тверская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 марта 2011 г. по делу № А66-12551/2010

Резолютивная часть объявлена 28.03.2011
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Жуковой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.Е., при участии представителя истца С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело, возбужденное по иску
Муниципального унитарного предприятия города Торжка "Горэнерго", г. Торжок
к ответчику
Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, г. Москва,
третье лицо
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, г. Тверь
о взыскании 97 219 руб. 11 коп.,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие города Торжка "Горэнерго", г. Торжок обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к ответчику Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, г. Москва, о взыскании с ответчика за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца задолженности по оплате отпущенной тепловой энергии в размере 97 219 руб. 11 коп. за период с 01.10.2009. по 31.10.2010.
Третьим лицом в иске указано Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, г. Тверь.
В судебном заседании представителем истца требование по иску поддержано.
Ответчик и третье лицо о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, явку представителей не обеспечили. Процессуальная обязанность по представлению письменного отзыва на иск ответчиком не исполнена (часть 1 статьи 131 АПК РФ), правомерность требования истца к ответчику не оспорена.
Дело рассматривается в соответствии со ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика и третьего лица по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Материалами дела установлено, что истец в период с 01.10.2009. по 31.10.2010 поставлял через присоединенные сети в помещения инв. N№ 3-12 (объемом 1607 куб. м.), расположенные в здании по адресу: г. Торжок, тепловую энергию.
Указанное здание в спорный период находилось в федеральной собственности, а спорные помещения инв. N№ 3-12 (объемом 1607 куб. м.) не были закреплены за каким-либо федеральным предприятием или учреждением.
Поскольку отпущенная истцом через присоединенные сети в период с 01.10.2009. по 31.10.2010 в помещения инв. N№ 3-12 (объемом 1607 куб. м.), расположенные в здании по адресу: г. Торжок, находящиеся в федеральной собственности в данный период, оплачена не была, образовалась задолженность по ее оплате в размере 97 219 руб. 11 коп., в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев представленные по делу материалы, заслушав пояснения представителя истца, суд пришел к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 64, ст. ст. 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств. Статьей 65 АПК РФ установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В силу части 4 той же статьи имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ). Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Как следует из материалов дела, здание, расположенное по адресу: г. Торжок, в спорный период находилось в федеральной собственности, а спорные помещения инв. N№ 3-12 (объемом 1607 куб. м.), расположенные в данном здании, не были закреплен за каким-либо федеральным предприятием или учреждением, что подтверждается материалами дела. Доказательств обратного суду в порядке ст. 65 АПК РФ не представлено.
Здание, расположенное по адресу: Тверская область, г. Торжок - "Церковь Знаменская, 1784 г." является объектом культурного наследия федерального значения на основании Постановления Совета Министров от 04.12.1974 г. № 624 (приложение № 1).
В соответствии с п. 3. ч. 1 Приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление ВС РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1), объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 3 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1, до момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Таким образом, все объекты культурного наследия, до окончания процедуры разграничения относятся к федеральной собственности.
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ) объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникают: в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия; из актов государственных органов; из договоров; из судебного решения; по иным основаниям, допускаемым Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 51 Закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ бремя содержания объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия несет собственник такого объекта с учетом требований названного Закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данного объекта культурного наследия.
Следовательно, в спорный период бремя содержания спорных помещений возникло у собственника вышеуказанного объекта, которым является Российская Федерация. Содержание имущества, находящегося в федеральной собственности, обеспечивается финансированием из средств федерального бюджета РФ.
Согласно п. 3 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. Указанной нормой предусмотрено, что от имени Российской Федерации и ее субъектов могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Указом Президента РФ № 314 от 09.03.2004 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. № 432 федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным от имени собственника федерального имущества осуществлять функции по управлению федеральным имуществом, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
С учетом изложенного, а так же поскольку в период с октября 2009 года по октябрь 2010 года помещения инв. N№ 3-12, расположенные в здании по адресу: г. Торжок, находились в федеральной собственности и казне Российской Федерации, и соответственно энергопринимающие устройства расположенные в данном здании (помещениях) как составные части здания, присоединенные к сетям истца, принадлежат Российской Федерации.
При данных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что обязанность по оплате тепловой энергии в заявленный период лежит на собственнике спорного имущества - Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, фактически владеющего спорными помещениями.
Таким образом, Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом является надлежащим ответчиком по делу.
Согласно частей 1 и 2 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Договор энергоснабжения на поставку тепловой энергии в спорное помещение с истцом не был заключен. Однако отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопринимающие установки присоединены к тепловым сетям истца, не освобождают потребителя - абонента от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии истцом исходя из положений ст. 539 ГК РФ. Фактическое пользование потребителем тепловой энергией обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт первой оферты, предложенной стороной, поставляющей тепловую энергию. Поэтому данные отношения следует рассматривать как договорные.
Исходя из положений статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Согласно статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором (ст. 310 ГК РФ).
Факт поставки истцом тепловой энергии в спорные помещения надлежаще подтвержден материалами дела.
Арифметическая часть исковых требований, основанная на представленных доказательствах, судом проверена и сомнений не вызывает. Ответчик не представил суду в порядке ст. 65 АПК РФ доказательств погашения спорной задолженности за указанный период. В соответствии с пунктом 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Поскольку факт поставки в период с 01.10.2009. по 31.10.2010 истцом тепловой энергии в помещения инв. N№ 3-12, расположенные в здании по адресу: г. Торжок, ответчиком не оспорен и надлежаще подтвержден материалами дела, Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом в соответствии со ст. ст. 8, 210, 307, 309, 310, 314, 438, 486, 539, 544 ГК РФ обязана оплатить полученную тепловую энергию.
При таких обстоятельствах исковые требования о взыскании основного долга в сумме 97 219 руб. 11 коп. признаются судом правомерными и подлежащими удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика как на сторону, не в пользу которой принят судебный акт.
Руководствуясь ст. ст. 110, 156, 167 - 171, 176 АПК РФ, суд

решил:

Взыскать с Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, г. Москва за счет средств казны Российской Федерации в пользу Муниципального унитарного предприятия города Торжка "Горэнерго", г. Торжок Тверской области 97219 руб. 11 коп. основного долга и 3 888 руб. 76 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать взыскателю в порядке ст. 319 АПК РФ после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Вологда в месячный срок со дня его принятия.

Судья
В.В.ЖУКОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru