АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 апреля 2010 г. по делу № А66-1806/2010
Судья Арбитражного суда Тверской области Владимирова Г.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем В.Д.Е.,
рассмотрев заявление Муниципального унитарного предприятия города Ржева "Р", г. Ржев, ОГРН <...>,
к Управлению государственной жилищной инспекции Тверской области, г. Тверь
о признании незаконным и отмене постановления от 17.02.2010 № 174/1917-г по делу об административном правонарушении.
В заседании приняли участие:
от заявителя - не явился, извещен надлежаще,
от ответчика - Ш.К.С., по доверенности,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие города Ржева "Ржевское жилищное управление", г. Ржев (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с жалобой к Управлению Государственной жилищной инспекции Тверской области (далее - ответчик) о признании незаконным и отмене постановления ответчика по делу об административном правонарушении от 17.02.2010. № 174/1917-г.
Требования мотивированы процедурными нарушениями привлечения к административной ответственности и отсутствием обоснования вины предприятия в инкриминируемом правонарушении.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, поскольку процедура привлечения к административной ответственности не нарушена, вина заявителя заключается в неисполнении установленных правил по эксплуатации жилого фонда.
Спор рассматривается в отсутствие представителя заявителя в порядке статей 123
и 156
АПК РФ.
Суд исходит из следующего: 13.01.2010 г. в ходе проведения плановых мероприятий по контролю технического состояния жилого дома № 4 по Селижаровскому проезду г. Ржева, ответчиком было установлено нарушение предприятием пунктов 5.2.9
, 5.8.3
, 5.2.1
, 5.7.1
Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, а именно:
- приборы отопления в подъезде на лестничной площадке 5-го подъезда отключены;
- подвальное помещение дома залито водопроводно-канализационными стоками;
- в подвальном помещении нарушены герметичность системы отопления, имеются утечки;
- в квартире № 67 не работает вентиляция.
По данному факту ответчиком составлен протокол об административном правонарушении от 14.01.2010 г. № 174/1917 г и вынесено постановление от 17.02.2010 г. № 174/1917-г о привлечении предприятия к административной ответственности по статье 7.22
КоАП РФ с наложением штрафа в сумме 50 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, заявитель оспорил его в Арбитражном суде Тверской области.
Арбитражный суд Тверской области считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 7.22
Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП) предусмотрено, нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей (в ред. Федерального закона от 28.12.2009 № 380-ФЗ).
Правила
и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (далее - Правила № 170).
Правила
содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491).
Из акта проверки и протокола об административном правонарушении не усматривается нарушение следующих пунктов Правил
№ 170:
п. 5.2.9
(обнаруженные неисправности систем отопления должны заноситься в журнал регистрации. Вид проведенных работ по устранению неисправностей отмечается в журнале с указанием даты и фамилий персонала, проводившего ремонт. Выявленные дефекты в системе отопления должны учитываться при подготовке системы к следующему отопительному сезону);
п. 5.8.3
. Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать:
а) проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда;
б) устранение сверхнормативных шумов и вибрации в помещениях от работы систем водопровода (гидравлические удары, большая скорость течения воды в трубах и при истечении из водоразборной арматуры и др.), регулирование (повышение или понижение) давления в водопроводе до нормативного в установленные сроки;
в) устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки;
г) предотвращение образования конденсата на поверхности трубопроводов водопровода и канализации;
д) обслуживание насосных установок систем водоснабжения и местных очистных установок систем канализации;
е) изучение слесарями-сантехниками систем водопровода и канализации в натуре и по технической (проектной) документации (поэтажных планов с указанием типов и марок установленного оборудования, приборов и арматуры; аксонометрической схемы водопроводной сети с указанием диаметров труб и ведомости-спецификации на установленное оборудование, водозаборную и водоразборную арматуру). При отсутствии проектной документации должна составляться исполнительная документация и схемы систем водоснабжения и канализации составляются вновь;
ж) контроль за соблюдением нанимателями, собственниками и арендаторами настоящих правил пользования системами водопровода и канализации;
з) инженерный контроль за своевременным исполнением заявок нанимателей на устранение неисправностей водопровода и канализации;
п. 5.7.1
. (расчетные температуры, кратности и нормы воздухообмена для различных помещений жилых домов должны соответствовать установленным требованиям. Естественная вытяжная вентиляция должна обеспечивать удаление необходимого объема воздуха из всех предусмотренных проектом помещений при текущих температурах наружного воздуха 5 град. С и ниже.
При эксплуатации механической вентиляции и воздушного отопления не допускается расхождение объема притока и вытяжки от проектного более чем на 10%, снижение или увеличение температуры приточного воздуха более чем на 2 град. С).
Следовательно, обоснован факт нарушения п. 5.2.1
Правил № 170 (эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в частности, немедленное устранение всех видимых утечек воды).
В силу статьи 1.5
КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (части 2
и 3 статьи 1.5
КоАП РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1
КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Согласно части 1 статьи 161
Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме.
В силу части 2 статьи 162
Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимися помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно постановлению
Главы города Ржева от 5.12.2008 г. № 1189, в соответствии с приказом МУП "Ржевское жилищное управление" от 23.01.2009 г. № 6 заявитель принял на себя обязанности обеспечить временно до проведения открытых конкурсов по выбору управляющих организаций на содержание и эксплуатацию (управление) многоквартирными жилыми домами, находящимися в муниципальной собственности и где собственники жилых помещений не выбрали способ управления многоквартирным домом.
На момент проведения проверки заявитель в силу упомянутых норм жилищного кодекса не являлся организацией, обеспечивающей управление, обслуживание, эксплуатацию и ремонт спорного жилого дома, поскольку договор управления многоквартирным домом отсутствует, доказательств, указывающих на то, что Предприятие получало от жителей плату за содержание и ремонт дома и обязано было выполнять требования Правил
№ 170, ответчик не представил.
Кроме того, в адрес административного органа, заявитель направил 17.02.2010 г. письменное ходатайство с просьбой перенести рассмотрение дела (л.д. 56), полученное ответчиком 17 февраля по входящему № 621/1.
Вопреки требованиям пункта 2 статьи 24.4
КоАП РФ заявленное ходатайство об отложении рассмотрения материалов по делу об административном правонарушении административным органом не рассмотрено, мотивированного определения об отклонении заявленного ходатайства не принято, ссылка в оспариваемом постановлении на причины отклонения также отсутствует. Доводы ответчика о том, что упомянутое ходатайство поступило после рассмотрения дела документально не подтверждены.
Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП
РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В связи с вышеизложенным, оспариваемое постановление ответчика по делу об административном правонарушении от 17.02.2010. № 174/1917-г. незаконно.
Руководствуясь статьями 210
, 211
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Заявленные Муниципальным унитарным предприятием города Ржева "Ржевское жилищное управление", г. Ржев, ОГРН <...> требования о признании незаконным и отмене постановления от 17.02.2010 № 174/1917-г по делу об административном правонарушении удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Государственной жилищной инспекции Тверской области по делу об административном правонарушении от 17.02.2010. № 174/1917-г. как вынесенное с нарушением административного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Вологда в десятидневный срок со дня его принятия.
Судья
Г.А.ВЛАДИМИРОВА