Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 марта 2012 г. по делу № А04-549/2012

(извлечение)

Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (ОГРН 1082801001238, ИНН 2801128831)
к муниципальному образованию города Благовещенска в лице администрации города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, ИНН 2801032015)
об оспаривании нормативного правового акта
Третьи лица: прокуратура Амурской области, муниципальное предприятие города Благовещенска "Городской сервисно-торговый комплекс" (ОГРН 1022800514659, ИНН 2801011625)

установил:


В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду пункты 3.1 и 3.2 приложения № 1 к постановлению администрации города Благовещенска от 25.11.2010 № 5220.

в Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - ООО "Спецавтохозяйство", заявитель) с заявлением к муниципальному образованию города Благовещенска в лице администрации города Благовещенска (далее - Администрация г. Благовещенска, ответчик) о признании недействующим пункта 3.1 и пункта 3.2 постановления Администрации города Благовещенска от 25 ноября 2010 г. № 5220 (в редакции постановления Администрации города Благовещенска от 2 декабря 2010 г. № 5323).
В дальнейшем уточнил требования, просит признать недействующим пункт 3.2 постановления Администрации города Благовещенска от 25 ноября 2010 г. № 5220 (в редакции постановления Администрации города Благовещенска от 2 декабря 2010 г. № 5323).
Свои требования заявитель обосновывает тем, что ООО "Спецавтохозяйство" является специализированной организацией, осуществляющей сбор и вывоз ТБО. Для утилизации ТБО на полигоне для компостирования твердых бытовых отходов, 27 декабря 2010 года с МП города Благовещенска "Городской сервисно-торговый комплекс" был заключен договор оказания услуг № 2332/У/125-10. В пункте 3.4 такого договора указано, что тарифы на услуги, оказываемые МП "ГСТК" установлены органами местной власти в размере: утилизация твердых бытовых отходов - 24,55 (без НДС) за 1 куб. м, а равно 0,37 руб. (в т.ч. НДС) с 1 кв. м общей площади жилого помещения.
При заключении такого договора МП "ГСТК" ссылалось на пункт 3.1 и пункт 3.2 постановления Администрации г. Благовещенска от 25 ноября 2010 г. № 5220 (в редакции постановления Администрации г. Благовещенска от 2 декабря 2010 г. № 5323).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства РФ "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" № 520 принято 14.07.2008, а не 17.07.2008.

Имеется в виду пункт 8 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520.

Заявитель с формулировками указанных пунктов не согласен, считает, что пунктом 8 постановления Правительства РФ от 17 июля 2008 г. № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" установлено, что тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за 1 куб. м или 1 тонну твердых бытовых отходов. Кроме того, указал, что из приложения № 2 к приказу управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 26 ноября 2010 г. № 137-пр/у об утверждении тарифа на услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, оказываемую МП "Городской сервисно-торговый комплекс" (г. Благовещенск) на 2011 г., тариф на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов (без НДС) составляет 24,55 руб. за 1 куб. м, таким образом, по мнению заявителя, составляющими данного тарифа являются объем (в куб. м) и стоимость одного куб. м (24,55 руб.), то есть в указанном приказе нет условий о том, что тариф на утилизацию равен 0,37 руб. за 1 квадратный метр общей площади многоквартирных домов, как указано в оспариваемых пунктах постановления администрации. Кроме того, считает, что органам местного самоуправления не предоставлено право устанавливать тарифы на услуги по утилизации ТБО.
Ответчик с требованиями не согласен, указал, что:
оспариваемое постановление не затрагивает прав и законных интересов заявителя, так как размер платы за утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для заявителя определен условиями договора № 2332/У/125-10 от 27 декабря 2010 года, заключенного заявителем и МП города Благовещенска "Городской сервисно-торговый центр", спорным постановлением тариф установлен для муниципальных предприятий, постановление издано уполномоченным лицом в пределах полномочий, предоставленных ему законом, приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области № 137-пр/у от 26 ноября 2010 года установлен тариф для МП "Городской сервисно-торговый центр" за утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов в размере 24 руб. 55 коп. за куб. м без НДС, в п. 1 оспариваемого постановления указанный тариф продублирован.
Прокуратура Амурской области считает требование не подлежащим удовлетворению по доводам, аналогичным доводам ответчика.
МП "ГСТК" считает требование не подлежащим удовлетворению по доводам, аналогичным доводам ответчика.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:
25 ноября 2010 года постановлением Администрации города Благовещенска Амурской области № 5220 установлены предельные тарифы на услуги, предоставляемые муниципальным предприятием города Благовещенска "Городской сервисно-торговый комплекс", 2 декабря 2010 года постановлением Администрации города Благовещенска Амурской области № 5323 в вышеназванное постановление внесены изменения, приложение № 1 дополнено пунктом 3:
"3.1. Население, управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, жилищные кооперативы, иные специализированные кооперативы (приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 26 ноября 2010 г. № 137-пр/у) - 24,55 руб./куб. м.
3.2. А равно, с кв. м общей площади жилого помещения - 0,37 руб./кв. м.".
Указанные постановления были официально опубликованы 2 и 9 декабря 2011 г. соответственно в газете "Благовещенск" (выпуск № 72) и вступили в силу с момента официального опубликования.
ООО "Спецавтохозяйство" является специализированной организацией, осуществляющей сбор и вывоз ТБО. Для утилизации ТБО на полигоне для компостирования твердых бытовых отходов, 27 декабря 2010 года с МП города Благовещенска "Городской сервисно-торговый комплекс" был заключен договор оказания услуг № 2332/У/125-10. В пункте 3.4 такого договора указано, что тарифы на услуги, оказываемые МП "ГСТК" установлены органами местной власти в размере: утилизация твердых бытовых отходов - 24,55 (без НДС) за 1 куб. м, а равно 0,37 руб. (в т.ч. НДС) с 1 кв. м общей площади жилого помещения.
При заключении такого договора МП "ГСТК" ссылалось на пункт 3.1 и пункт 3.2 постановления Администрации г. Благовещенска от 25 ноября 2010 г. № 5220 (в редакции постановления Администрации г. Благовещенска от 2 декабря 2010 г. № 5323).
Заявитель (с учетом уточнения заявленных требований) считает, пункт 3.2 постановления Администрации города Благовещенска от 25 ноября 2010 г. № 5220 (в редакции постановления Администрации города Благовещенска от 2 декабря 2010 г. № 5323) нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем, обратился с настоящим заявлением в суд.
В связи с уточнением заявленных требований, суд по существу рассматривает лишь требования в отношении пункта 3.2 постановления Администрации города Благовещенска от 25 ноября 2010 г. № 5220 (в редакции постановления Администрации города Благовещенска от 2 декабря 2010 г. № 5323).
Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 1, а не пункт 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения; валютного регулирования и валютного контроля; таможенного регулирования; экспортного контроля; патентных прав и прав на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии; антимонопольного регулирования; естественных монополий; регулирования банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности; использования атомной энергии; государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; электроэнергетики; долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; рынка ценных бумаг; создания, деятельности коммерческих организаций и управления ими; создания, ликвидации (прекращения) инвестиционных фондов и управления ими; несостоятельности (банкротства); размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; рекламы; лотерей; организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах.
П. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" гласит:
В статье 52 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке (такая же норма содержится и в новом Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, вступающем в силу с 1 января 2006 г., за исключением положений, для которых установлен иной срок и порядок вступления в силу).
По существу, Закон установил, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с тем, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (в договоре № 2332/У/125-10 от 27 декабря 2010 года, заключенном между заявителем и МП "ГСТК" в п. 3.4 имеется указание на тарифы, утвержденные оспариваемым нормативным актом, в материалы дела представлены счета-фактуры и документы об оплате счетов, где тариф исчислен исходя из размера площадей жилых помещений), настоящий спор подведомственен арбитражному суду и может быть разрешен им по существу, несмотря на то что с 1 января 2012 года утратил силу в связи с принятием постановления Администрации г. Благовещенска от 2 декабря 2011 г. № 5439. Подобная правовая позиция установлена определением Конституционного суда РФ от 12 июля 2006 г. № 182-О, определением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 9 марта 2010 г. № ВАС-1865/10.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями на установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 33 Устава муниципального образования города Благовещенска, утвержденного решением Думы города Благовещенска от 26 мая 2005 г. № 62/89, установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями относится к полномочиям Администрации города Благовещенска.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 части 3 статьи 30.1 Устава муниципального образования города Благовещенска.

Глава Администрации города Благовещенска в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.1 Устава издает постановления Администрации города Благовещенска по вопросам местного значения, отнесенным к полномочиям Администрации города Благовещенска.
В силу положений ст. 45.1 глава Администрации города Благовещенска в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Амурской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами городской Думы, издает постановления Администрации города Благовещенска по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Амурской области, а также распоряжения Администрации города Благовещенска по вопросам организации работы Администрации города Благовещенска. Постановления Администрации города Благовещенска вступают в силу с момента подписания, если иное не указано в самом акте. Постановления Администрации города Благовещенска, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом.
В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решением Благовещенской городской Думы от 20 июля 2006 г. № 17/102 утвержден Порядок принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, которым установлено, что функции регулирующего органа по установлению тарифов на услуги муниципальных предприятий и осуществляет Администрация города Благовещенска.
Управление экономического развития и инвестиций Администрации города Благовещенска рассматривает представленные предприятиями и учреждениями материалы и дает заключение об экономической обоснованности расходов хозяйствующего субъекта и о размере тарифа, подлежащего утверждению;
выносит на рассмотрение комиссии по ценообразованию Администрации города Благовещенска тарифы на услуги, оказываемые муниципальными предприятиями и учреждениями.
При положительном решении комиссии по ценообразованию управление экономического развития и инвестиций готовит проект постановления об установлении тарифов и направляет его главе Администрации города Благовещенска для подписания.
Муниципальное предприятие города Благовещенска "Городской сервисно-торговый комплекс" обратилось в комиссию по ценообразованию города Благовещенска с просьбой об установлении платы граждан за услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на 2011 год.
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов устанавливаю органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (уполномоченный орган - управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области).
Приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 26 ноября 2010 г. № 137-пр/у на 2011 год установлен тариф на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, предоставлявляемые муниципальным предприятием города Благовещенска "Городской сервисно-торговый комплекс" в размере 24,55 руб. за куб. м без НДС.
П. 3.1 приложения № 1 к постановлению Администрации города Благовещенска от 25 ноября 2010 г. № 5220 (в ред. постановления от 2 декабря 2010 г. № 5323) установленный вышеуказанным приказом уполномоченного органа продублирован со ссылкой на данный приказ № 137-пр/у.
Пунктом 8 Основ ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 2008 г. № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" установлено, что тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за 1 куб. м или 1 тонну твердых бытовых отходов.
В п. 3.2 приложения № 1 к постановлению Администрации города Благовещенска Амурской области № 5220 от 25 ноября 2010 года в редакции постановления Администрации города Благовещенска Амурской области № 5323 от 2 декабря 2010 года установлен тариф на вывоз твердых бытовых отходов в размере 0,37 руб. с одного кв. м жилой площади. Установление тарифа в зависимости от площади жилого помещения в отношении организаций коммунального комплекса, коим является ответчик, противоречит ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", п. 8 Основ ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Таким образом, осуществив проверку оспариваемого п. 3.2 приложения № 1 к постановлению Администрации города Благовещенска Амурской области № 5220 от 25 ноября 2010 года в редакции постановления Администрации города Благовещенска Амурской области № 5323 от 2 декабря 2010 года, которым установлен тариф на вывоз твердых бытовых отходов в размере 0,37 руб. с одного кв. м жилой площади в отношении организаций коммунального комплекса, суд установил, что указанное постановление в оспариваемой части не соответствует положениям ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", п. 8 Основ ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 2008 г. № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Указанное постановление прямо нарушает права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку ставит тариф на вывоз твердых бытовых отходов в зависимость от площади жилых помещений, тогда как законодательством установлено, что такой тариф зависит от веса или объема вывозимых отходов.
При обращении в суд заявителем была уплачена государственная пошлина в сумме 4000 рублей (платежные поручения от 24 ноября 2011 г. N№ 594 и 595). На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате пошлины в сумме 2000 руб. подлежат взысканию с ответчика. Заявителю из федерального бюджета следует возвратить пошлину в размере 2000 руб. как излишне уплаченную.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 180, 195 АПК РФ, суд

решил:

требования удовлетворить.
П. 3.2 приложения № 1 к постановлению Администрации города Благовещенска Амурской области № 5220 от 25 ноября 2010 года в редакции постановления Администрации города Благовещенска Амурской области № 5323 от 2 декабря 2010 года, которым установлен тариф на вывоз твердых бытовых отходов в размере 0,37 руб. с одного кв. м жилой площади в отношении организаций коммунального комплекса признать не соответствующим Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Основам ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 июля 2008 г. № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" и недействующим в этой части.
Взыскать с муниципального образования города Благовещенска в лице Администрации города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, ИНН 2801032015) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (ОГРН 1082801001238, ИНН 2801128831) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (ОГРН 1082801001238, ИНН 2801128831) из федерального бюджета госпошлину в размере 2000 руб.
Решение вступает в законную силу с момента его принятия.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru