Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


КИРОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 сентября 2011 г. по делу № 2-3612/11

Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Малахова В.А.,
с участием прокурора Сивановой К.В.,
при секретаре Е.Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Ч.В.А., А.Д.Л. об оспаривании Правил землепользования и застройки города Ярославля в части,

установил:

решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 № 201, опубликованным в газете "Городские новости" № 76 от 03.10.2009, утверждены Правила землепользования и застройки города Ярославля (далее - Правила).
Ч.В.А. и А.Д.Л. являются собственниками земельных участков, расположенных в районе <...> в границах территориальной зоны садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (ДС).
<...> граждане А.Д.Л., Ч.В.А. и другие обратились в управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков "размещение дачного земельного участка с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, хозяйственных строений и сооружений".
Приказом начальника управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля № от <...> заявителям отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков, расположенных в районе <...>, на основании ст. 63 Правил землепользования и застройки города Ярославля, в силу которой вид разрешенного использования земельного участка "размещение дачного земельного участка с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, хозяйственных строений и сооружений" не относится ни к основным, ни к условно разрешенным видам использования земельных участков в зоне садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (ДС).
Ч.В.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании Правил землепользования и застройки города Ярославля в части. Указал, что решение управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля является незаконным, т.к. нарушает права граждан на возведение жилого строения с правом регистрации проживания в нем на садовых и дачных земельных участках, расположенных в черте населенного пункта. Статьей 63 Правил землепользования и застройки города Ярославля предусмотрен условно разрешенный вид использования земельных участков, позволяющий строить индивидуальные жилые дома. В ст. 37 Градостроительного кодекса РФ определено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Учитывая требования ст. 1 Закона о некоммерческих объединениях граждан, разъяснения Конституционного Суда РФ (Постановление от 14.04.2008 № 7-П) и ст. 85 ЗК РФ о едином правовом режиме садовых и дачных земельных участков, находящихся в одной территориальной зоне (зона "ДС"), строительство на садовом и дачном участке индивидуального жилого дома с правом регистрации проживания в нем должно относиться к основному виду разрешенного использования земельных участков, находящихся в одной территориальной зоне. Таким образом, нормы федерального законодательства позволяют осуществлять строительство на садовом и дачном участке индивидуального жилого дома с правом регистрации проживания в нем, если участки находятся в черте населенных пунктов. Процедура получения разрешения условно разрешенного вида использования земельного участка, согласно ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, предусматривает проведение публичных слушаний, рассмотрение результатов публичных слушаний на комиссии и принятие органом местного самоуправления правового акта о предоставлении разрешения или отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков. Предусмотренное федеральным законодательством право самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования выбирать правообладателями земельных участков виды разрешенного использования земельных участков, предусмотренных градостроительным регламентом территориальной зоны, связано с возложением обязанности нести расходы на проведение публичных слушаний и ограничено усмотрением комиссии и главы местной администрации, издающего соответствующий правовой акт.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 63 Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 № 201, а не пункт 63.

Просит признать недействующим пункт 63 Правил землепользования и застройки города Ярославля (утв. решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 № 201, источник публикации - "Городские новости", № 76, 03.10.2009) в части, как не предусматривающий в качестве основного вида разрешенного использования садовых и дачных земельных участков возведение жилого дома с правом регистрации проживания в нем. Обязать муниципалитет г. Ярославля и мэрию г. Ярославля устранить в полном объеме допущенные нарушения прав граждан на возведение жилого дома с правом регистрации проживания в нем на садовых и дачных земельных участках и препятствия к осуществлению гражданами самостоятельно выбирать без дополнительных разрешений и согласования в качестве основного вида разрешенного использования садовых и дачных земельных участков возведение жилого дома с правом регистрации проживания в нем.
С аналогичным заявлением в суд обратился А.Д.Л.
Определением суда от 23.08.2011 гражданские дела по заявлениям Ч.В.А. и А.Д.Л. объединены в одно производство.
Заявители Ч.В.А. и А.Д.Л. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Представитель мэрии г. Ярославля и муниципалитета г. Ярославля по доверенности А.Д.Д. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявлений, поддержала доводы письменного отзыва на заявления, которые сводятся к соответствию оспариваемого нормативного акта требованиям действующего законодательства.
Заинтересованное лицо УЗР мэрии г. Ярославля в судебное заседание своего представителя не направило, просило рассмотреть дело в его отсутствие, представило письменный отзыв на заявления, в котором поддержало позицию мэрии г. Ярославля и муниципалитета г. Ярославля.
Выслушав объяснения представителя мэрии г. Ярославля и муниципалитета г. Ярославля, заключение прокурора Сивановой К.В., полагавшей необходимым оставить заявления Ч.В.А. и А.Д.Л. без удовлетворения, исследовав материалы гражданского дела, суд считает заявления Ч.В.А. и А.Д.Л. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. В соответствии со ст. 55, п. 52 ст. 69 Устава города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 16.10.1995 № 42, муниципалитет города Ярославля является представительным органом городского самоуправления, к полномочиям которого относится утверждение правил землепользования и застройки.
С учетом изложенного, оспариваемый нормативный правовой акт принят муниципалитетом города Ярославля в соответствии с его компетенцией.
В силу ст. 253 ГПК РФ основанием признания нормативного акта недействующим является несоответствие оспариваемого нормативного правового акта федеральному закону или иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту. Суд полагает, что оспариваемое решение муниципалитета соответствует Градостроительному кодексу РФ, Федеральному закону "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", а также Генеральному плану города Ярославля.
В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования. Документом территориального планирования г. Ярославля является Генеральный план города Ярославля (ст. 18 Градостроительного кодекса РФ), а документом градостроительного зонирования - Правила землепользования и застройки города Ярославля (ст. 30 Градостроительного кодекса РФ). Согласно ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно ч.ч. 3, 9 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования. Оспариваемое решение муниципалитета соответствует градостроительному документу более высокой юридической силы (документу территориального планирования) - Генеральному плану города Ярославля.
Согласно Схеме функционального зонирования территории города Ярославля в составе Генерального плана города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 06.04.2006 № 226 (в редакции решения муниципалитета от 04.02.2011 № 418), спорная территория расположена в функциональной зоне садоводческих, огороднических и дачных хозяйств.
Назначение территориальной зоны в Правилах - садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (ДС) на спорной территории принято в соответствии с ч. 3, ч. 9 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ с учетом назначения и границ функциональной зоны, установленных Генеральным планом города Ярославля.
В соответствии с ч. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Статьей 63 Правил установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для территориальной зоны садоводческих, огороднических и дачных хозяйств. В основные виды разрешенного использования согласно абз. 2 п. 1 ч. 1 ст. 63 Правил входит жилое строение без права регистрации. В условно разрешенные виды (абз. 2 п. 2 ч. 1 ст. 63 Правил) включен вид индивидуальные жилые дома.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений); огородный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории); дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Таким образом, общим для садового и дачного земельных участков является возможность возведения на них жилого строения без права регистрации проживания в нем, соответственно, указанный вид разрешенного использования отнесен в Правилах к основным видам разрешенного использования.
Суд соглашается с доводами муниципалитета г. Ярославля и мэрии г. Ярославля о том, что возможность возведения жилого дома в данной территориальной зоне ограничена в Правилах необходимостью обсуждения вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид на публичных слушаниях в соответствии со ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, поскольку жилые дома образуют новый структурный элемент - жилой район, микрорайон или квартал (в зависимости от площади территории), проектирование и застройка которых осуществляется на основании СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". На территорию жилого района требуется разработать проект планировки территории, который определит расположение улиц, дорог, линий связи, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, зоны размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. В пределах структурных элементов жилой застройки должны располагаться учреждения и предприятия повседневного пользования (детские сады, школы, магазины, поликлиники и т.п.). Застройка садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений регулируется СНиП 30-02-97* "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений, здания и сооружения". На территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии со ст. 32 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" требуется разработка проекта организации и застройки. На территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений не предусматривается размещение перечисленных выше объектов инфраструктуры, социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
Кроме того, суд учитывает, что возможность возведения жилого дома предусмотрена законом только на дачном участке, в то время как данная территориальная зона включает также садовые и огородные земельные участки.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 № 7-П абзац второй статьи 1 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" признан не соответствующим Конституции РФ в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания уже возведенном жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов, и являющемся единственным местом жительства гражданина.
Вместе с тем, указанное постановление Конституционного Суда РФ не разрешает вопрос о строительстве на территории садовых и дачных товариществ жилых домов, порядок возведения которых урегулирован п. 4 ч. 1 ст. 19, ст. 34 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", данные правовые нормы неконституционными признаны не были. Также указанное постановление не предусматривает право выбирать в качестве основного вида разрешенного использования и возводить жилые дома на садовых участках, предметом рассмотрения являлось право на регистрацию в уже возведенных строениях.
Также суд принимает во внимание доводы мэрии г. Ярославля и муниципалитета г. Ярославля о том, что требование заявителей о признании недействующей статьи 63 Правил в части, не предусматривающей в качестве основного вида разрешенного использования садовых и дачных земельных участков возведение жилого дома с правом регистрации проживания в нем, не основано на законе, поскольку нельзя признать недействующим несуществующую норму права. Отсутствие в нормативном правовом акте нормы права позволяет вести речь о пробеле в законодательстве, но не недействительности нормативного акта.
Кроме того, вопросы регистрации граждан по месту жительства не являются предметом регулирования Правил землепользования и застройки в силу ст. 1, ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, относятся к вопросам жилищного и миграционного законодательства.
Оспариваемым нормативным актом не нарушаются права и свободы заявителей, поскольку право на возведение жилого дома предусмотрено ст. 63 Правил в условно разрешенных видах использования и может быть реализовано в установленном ст. 39 Градостроительного кодекса РФ порядке.
Намерение возвести жилой дом на садовом, огородном участке, не учитывая мнение, права и законные интересы правообладателей смежных земельных участков, противоречит принципу соблюдения прав граждан на благоприятные условия жизнедеятельности.
Документы территориального планирования и градостроительного зонирования определяют перспективное развитие города, создают условия для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды, сохранения баланса территорий различного назначения.
С учетом изложенного, в связи с отказом заявителям в удовлетворении требований о признании недействующими Правил землепользования и застройки в части, отказ заявителям в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков "размещение дачного земельного участка с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, хозяйственных строений и сооружений" требования заявителей о возложении на муниципалитет г. Ярославля и мэрию г. Ярославля обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения прав граждан на возведение жилого дома с правом регистрации проживания в нем на садовых и дачных земельных участках и препятствия к осуществлению гражданами самостоятельно выбирать без дополнительных разрешений и согласования в качестве основного вида разрешенного использования садовых и дачных земельных участков возведение жилого дома с правом регистрации проживания в нем также удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ,

решил:

в удовлетворении заявлений Ч.В.А. и А.Д.Л. отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.

Судья
В.А.МАЛАХОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru