Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ульяновская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 февраля 2012 г. по делу № А72-10073/2011

Арбитражный суд Ульяновской области в составе:
председательствующего Каданцева Ю.А.,
судей Лубяновой О.А., Семеновой М.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Айзен Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 14, каб. 206, дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Тепломагистраль" (ОГРН 1037301521817; ИНН 7328049088) к Министерству экономики Ульяновской области о признании не действующим приказа от 03.12.2009 № 06-240 "Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО "Тепломагистраль", г. Ульяновск, на 2010 год" в части установления и введения в действие с 01.01.2010 для ООО "Тепломагистраль" тарифа на тепловую энергию в размере 545,4 руб. за 1 Гкал и не соответствующим положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - Будаева О.Н., доверенность от 25.01.2012;
от Министерства экономики Ульяновской области - Артемьев Е.В., доверенность от 10.01.2012; Есина Н.С., доверенность от 23.01.2012,

установил:


В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", а не от 14.06.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию".

общество с ограниченной ответственностью "Тепломагистраль" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к Министерству экономики Ульяновской области с заявлением о признании не действующим приказа от 03.12.2009 № 06-240 "Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО "Тепломагистраль", г. Ульяновск, на 2010 год" в части установления и введения в действие с 01.01.2010 для ООО "Тепломагистраль" тарифа на тепловую энергию в размере 545,4 руб. за 1 Гкал и не соответствующим положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, а именно положениям статей 2, 4, 6 Федерального закона от 14.06.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", пунктов 16, 22 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, положениям приказа Министерства энергетики РФ от 01.07.2009 № 284 "Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии на 2010 год".
В судебном заседании 06.02.2012 представители общества с ограниченной ответственностью "Тепломагистраль" и Министерства экономики Ульяновской области выразили мнение об отсутствии необходимости в проведении судебной экспертизы по делу.
Заявитель в обоснование своих требований, в частности, указывает на следующие обстоятельства.
В нарушение положений Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" Министерство экономики Ульяновской области не обеспечило экономическую обоснованность утвержденного для заявителя оспариваемым приказом тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, поскольку определило его с нарушением установленного федеральными нормативными правовыми актами порядка определения и учета затрат заявителя на передачу тепловой энергии по сетям.
При рассмотрении дела об установлении тарифа на тепловую энергию в отношении ООО "Тепломагистраль" не принято во внимание и не учтено экспертное заключение ООО "Самарская энергосервисная компания", в результате чего утвержденный оспариваемым приказом тариф на тепловую энергию основан исключительно на заключении экспертной группы ответчика, что, по мнению заявителя, повлияло на размер устанавливаемого для ООО "Тепломагистраль" тарифа на услуги по передаче тепловой энергии на 2010 г.
При этом министерство не указало, по каким основаниям заявителю отказано во включении в тариф на тепловую энергию расходов, которые ООО "Тепломагистраль" несет в связи с технологическими потерями тепловой энергии в размере 58900 Гкал.
Заявитель считает, что, установив факт введения в действие приказа Минэнерго России от 01.07.2009 № 284, которым для ООО "Тепломагистраль" был определен норматив потери тепловой энергии на 2010 г. в размере 58900 Гкал, регулирующий орган должен был в своем заключении, изложенном в протоколе заседания правления Министерства экономики Ульяновской области от 03.12.2009, являющемся неотъемлемой частью приказа от 03.12.2009 № 06-240, предусмотреть ставку на компенсацию потерь в сетях ООО "Тепломагистраль" в размере 374,9 руб./Гкал (исходя из объема потерь тепловой энергии 58900 Гкал при условии покупки тепловой энергии от коллекторов ТЭЦ-2 ОАО "Волжская ТГК" по тарифу 528,36 руб./Гкал), а не в размере 268,1 руб./Гкал (исходя из объема потерь тепловой энергии 42115 Гкал при условии покупки тепловой энергии от коллекторов ТЭЦ-2 ОАО "Волжская ТГК" по тарифу 528,36 руб./Гкал) и тариф на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО "Тепломагистраль", на 2010 г. предусмотреть в размере 652,2 руб./Гкал, а не 545,4 руб./Гкал.
Такие изменения в оспариваемый приказ внесены не были, в результате чего ответчиком был утвержден нормативный правовой акт, не соответствующий в части определения норматива технологических потерь тепловой энергии нормативному правовому акту, имеющему в этой части большую юридическую силу.
Министерство экономики Ульяновской области (далее - ответчик, министерство) с требованиями и доводами заявителя не согласилось по доводам, изложенным в отзыве.
Кроме того, поскольку оспариваемый приказ Министерства экономики Ульяновской области от 03.12.2009 № 06-240 с 01.01.2011, то есть на момент обращения ООО "Тепломагистраль" в Арбитражный суд Ульяновской области уже утратил юридическую силу, министерство просит прекратить производство по делу, ссылаясь на пункт 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов".
Ввиду приведенного при рассмотрении дела заявителем довода о том, что при определении для ООО "Тепломагистраль" тарифов на тепловую энергию на предыдущие годы ответчиком также не включались в тариф на тепловую энергию расходы, которые ООО "Тепломагистраль" несет в связи с технологическими потерями тепловой энергии, а, следовательно, судебный акт, вынесенный арбитражным судом по результатам рассмотрения по существу требований заявителя в настоящем деле, может повлиять на права и обязанности, участвующих в деле лиц в будущем, суд не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства Министерства экономики Ульяновской области о прекращении производства по делу и считает необходимым рассмотреть дело по существу.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
Общество с ограниченной ответственностью "Тепломагистраль" зарегистрировано в качестве юридического лица (ОГРН 1037301521817; ИНН 7328049088).
Для расчета уровня тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям ООО "Тепломагистраль" на 2010 г. ООО "Тепломагистраль" в Департамент по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области направлены необходимые материалы, в том числе экспертное заключение ООО "Самарская энергосервисная компания" и приказ Министерства энергетики РФ от 01.07.2009 № 284 "Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии на 2010 год".
Департаментом по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области в адрес ООО "Тепломагистраль" направлено извещение об открытии дела об установлении тарифов на 2010 г.
Не согласившись с представленным на согласование расчетом тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "Тепломагистраль", заявитель письмом от 29.10.2009 № 183/386 обратился с просьбой пересмотреть расчеты и установить тариф на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО "Тепломагистраль", на 2010 г. с учетом утвержденного приказом Минэнерго России от 01.07.2009 № 284 норматива технологических потерь тепловой энергии в размере 58900 Гкал, поскольку предлагаемые Департаментом нормативы в размере 40871 Гкал не обеспечивают компенсацию затрат заявителя, возникающих в связи с технологическими потерями тепловой энергии при передаче ее по сетям, что приводит к убыткам общества и нарушению его прав в сфере предпринимательской деятельности.
Правлением Министерства экономики Ульяновской области 03.12.2009 приказом № 06-240 "Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО "Тепломагистраль", г. Ульяновск, на 2010 год" для ООО "Тепломагистраль" утвержден тариф на услуги по передаче тепловой энергии на 2010 г. в размере 545,4 руб./Гкал, без учета установленного Министерством энергетики РФ для ООО "Тепломагистраль" норматива технологических потерь тепловой энергии в размере 58900 Гкал.
Требования заявителя суд рассматривает с учетом положений следующих норм.
Граждане, организации и иные лица в порядке части 1 статьи 192 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов в соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу части 5 статьи 194 АПК РФ арбитражный суд проверяет оспариваемые положения нормативного акта в полном объеме независимо от доводов заявителя.
Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон о государственном регулировании тарифов).
Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней. При регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций, в том числе расходы на обеспечение оборотных средств, исходя из порядка расчетов за электрическую и тепловую энергию (статья 2 Закона о государственном регулировании тарифов).
В соответствии со статьей 4 названного Закона при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться основные принципы: обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии; определение экономической обоснованности планируемой (расчетной) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии; определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями; учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.
Согласно статье 6 Закона о государственном регулировании тарифов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в частности, устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках, установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям, а также устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии.
При этом регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с Основами ценообразования, Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее - Правила № 109) и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (часть 3 статьи 6 Закона).


В соответствии с пунктом 16 Правил № 109 регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней и назначает экспертов из числа своих сотрудников.
Согласно пункту 5 Правил № 109 регулирование тарифов (цен) основывается на принципе обязательности раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, объемов продукции (услуг), доходов и расходов по производству, передаче и сбыту энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, установлено, что при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В пункте 19 указанных Основ ценообразования установлено, что расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают следующие группы расходов:
1) на топливо;
2) на покупаемую электрическую и тепловую энергию (мощность);
3) на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность;
4) на сырье и материалы;
5) на ремонт основных средств;
6) на оплату труда и отчисления на социальные нужды;
7) на амортизацию основных средств и нематериальных активов;
8) прочие расходы.
ООО "Тепломагистраль" в апреле 2009 г. представило в Министерство экономики Ульяновской области материалы, необходимые для утверждения тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2010 г. В составе данных материалов приказ Минэнерго России об утверждении нормативов отсутствовал, приказ Минэнерго России № 284 был принят только 01.07.2009, что подтверждается материалами дела и заявителем, официально не опубликован, соответственно в силу не вступил и не является обязательным для применения.
Таким образом, предложения, указанные в пункте 9 Правил, были подготовлены ООО "Тепломагистраль" в отсутствие утвержденных Минэнерго России нормативов.
Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" не содержит обязательного требования о необходимости учитывать в тарифах нормативы технологических потерь тепловой энергии, утвержденные Министерством энергетики Российской Федерации.
ООО "Тепломагистраль" представило в Департамент по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области данные относительно количества тепловой энергии: покупаемой, отпускаемой, а также потерь тепловой энергии в своих сетях (теряемой), отличные от данных, предоставленных данной организацией в экспертную организацию.
При рассмотрении документов, представленных заявителем, Министерством были выявлены противоречия между данными, представленными ООО "Тепломагистраль" в орган регулирования для утверждения тарифов и в экспертную организацию для расчета нормативов потерь.

┌──────────────┬────────────┬─────────────────────────────────────────────┐
│ Наименование │  2009 г.   │                   2010 г.                   │
│  показателя  │  принято   ├─────────────────────┬───────────┬───────────┤
│              │ экспертами │Эксперты ООО "Самара │предложение│  принято  │
│              │министерства│        ЭСК0"        │предприятия│экспертами │
│              │  и учтено  ├──────────┬──────────┤           │министерст-│
│              │  в тарифе  │предста-  │ принято  │           │ва   и     │
│              │            │вило      │экспертами│           │  учтено в │
│              │            │предприя- │          │           │  тарифе   │
│              │            │тие       │          │           │           │
├──────────────┼────────────┼──────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│Покупная      │  145000    │ 159900   │ 139600   │ 131800    │ 125115    │
│тепловая      │            │          │          │           │           │
│энергия,      │            │          │          │           │           │
│тыс. Гкал     │            │          │          │           │           │
├──────────────┼────────────┼──────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│Потери        │   46920    │  79200   │  58900   │  48800    │  42115    │
│тепловой      │            │          │          │           │           │
│энергии в     │            │          │          │           │           │
│сети,         │            │          │          │           │           │
│тыс. Гкал     │            │          │          │           │           │
├──────────────┼────────────┼──────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│Потери        │      32,4  │     49,53│     42,2 │     37,0  │     33,7  │
│тепловой      │            │          │          │           │           │
│энергии в     │            │          │          │           │           │
│сети, %       │            │          │          │           │           │
├──────────────┼────────────┼──────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│Полезный      │   98080    │  80700   │  80700   │  83000    │  83000    │
│отпуск из     │            │          │          │           │           │
│теплосети,    │            │          │          │           │           │
│тыс. Гкал     │            │          │          │           │           │
└──────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴───────────┴───────────┘

В связи с наличием данных противоречий министерство использовало результаты данной экспертизы лишь частично, при этом министерством был учтен рост количества потерь. В связи с этим эксперты министерства произвели собственный расчет величины потерь с учетом данных, предоставленных организацией в составе тарифного дела.
Экспертами министерства установлено, что при увеличении тарифа на передачу с учетом указанного в рассматриваемом заявлении организации уровня потерь индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в 2010 г. превысил бы установленный предельный индекс роста размера данной платы, что противоречит нормам Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ.
Суд также учитывает, что в соответствии с пунктом 10 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, "если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств)".
Таким образом, экспертным заключением по экономической обоснованности тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ООО "Тепломагистраль" на 2010 г., оформленным экспертами Министерства экономики Ульяновской области (приложение к делу), подтвержден размер тарифа, установленного оспариваемым приказом министерства.
С учетом изложенного суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя, так как с учетом вышеизложенного приказ Министерства экономики Ульяновской области от 03.12.2009 № 06-240 "Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО "Тепломагистраль", г. Ульяновск, на 2010 год" в оспариваемой заявителем части соответствует Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральному закону от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", постановлению Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Суд также принимает во внимание невозможность удовлетворения требования заявителя с учетом того, что с заявлением о признании недействующим приказа Министерства экономики Ульяновской области от 03.12.2009 № 06-240 заявитель в Арбитражный суд Ульяновской области обратился 12.12.2011, то есть более чем через 11 месяцев после того, как оспариваемый приказ утратил силу.
Судебные расходы в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявленные требования оставить без удовлетворения.
Признать оспариваемый заявителем приказ Министерства экономики Ульяновской области от 03.12.2009 № 06-240 "Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО "Тепломагистраль", г. Ульяновск, на 2010 год" в оспариваемой заявителем части соответствующим Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральному закону от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", постановлению Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Судебные расходы отнести на заявителя.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном порядке.

Председательствующий
Ю.А.КАДАНЦЕВ

Судьи
М.Л.СЕМЕНОВА
О.А.ЛУБЯНОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru