АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 декабря 2009 г. по делу № А66-10170/2009
Резолютивная часть оглашена 3 декабря 2009 года
Арбитражный суд Тверской области
В составе председательствующего судьи Бажан О.М.,
судей Белова О.В., Романовой Е.В.
рассмотрел дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Тверьэнергогаз" г. Тверь
заинтересованные лица: Совет депутатов МО г. Зубцов;
Администрация МО г. Зубцов; МУП "Коммунальное хозяйство" Зубцовский район;
Региональная энергетическая комиссия Тверской области;
Прокуратура Тверской области
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 30.12.2004 имеет № 210-ФЗ, а не № 10-ФЗ.
О признании несоответствующим ст. 2
ГК РФ, ст. 3
Федерального закона от 30.12.2004 № 10-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";. Ст. 3
., 4
Федерального закона от 14.04.1995 года № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", Постановлению
Правительства РФ от 21.08.2001 года № 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" и недействующим п. 2
в части Приложения № 3 и приложение № 3
Решения Совета депутатов МО город Зубцов от 30.12.2008 года № 26 в части тарифа
на водоснабжение по графе "ЭОТ"
при ведении протокола секретарем Воронцовой Д.Е.
В заседании приняли участие:
от заявителя - не явились, извещены надлежащим образом
от заинтересованных лиц - Совета депутатов МО г. Зубцов;
Администрации МО г. Зубцов - Подвойский Н.П. - представитель по доверенности;
От прокуратуры - Филиппова В.М.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тверьэнергогаз", г. Тверь (далее - заявитель, ООО) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заинтересованные лица: Совет депутатов МО г. Зубцов;
Администрация МО г. Зубцов; МУП "Коммунальное хозяйство" Зубцовский район; Региональная энергетическая комиссия Тверской области; Прокуратура Тверской области
О признании несоответствующим ст. 2
ГК РФ, ст. 3
Федерального закона от 30.12.2004 № 10-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";. Ст. 3
., 4
Федерального закона от 14.04.1995 года № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", Постановлению
Правительства РФ от 21.08.2001 года № 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" и недействующим п. 2
в части Приложения № 3 и приложение № 3
Решения Совета депутатов МО город Зубцов от 30.12.2008 года № 26 в части тарифа на водоснабжение по графе "ЭОТ".
Заявитель в судебное заседание, назначенное на 13.11.2009, не явился, было заявлено ходатайство об отложении дела слушанием, в связи невозможностью участия представителя по причине нахождения в командировке. Ходатайство об отложении дела слушанием было удовлетворено судом. Определением дело судебное заседание было отложено на 3 декабря 2009 года. Определение об отложении дела слушанием получено обществом 17.11.2009 года. Однако, с 23 ноября по 6 декабря 2009 года начальнику юридического отдела был предоставлен отпуск. Представители сторон явившихся в судебное заседание указали на отсутствие оснований для переноса судебного заседания. Судом при указанных обстоятельствах причина отложения судебного заседания признана неуважительной, дело рассматривается в соответствии со ст. 156
АПК РФ в отсутствии заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Как следует из материалов дела и пояснений представителей сторон:
Общество оспаривает установленный тариф на водоснабжение в графе ЭОТ на 2009 год, считает его экономически не обоснованным, поскольку при его установлении не было учтено, что МУП "Коммунальное хозяйство" Зубцовского района применяет упрощенную систему налогообложения, т.е. не уплачивает НДС, следовательно как и в 2008 году указать на 2009 тариф без НДС в сумме 14.26 руб за куб. м. Установление единого тарифа 16.83 руб. за куб. м не учитывает экономические интересы заявителя, который не может при указанной ситуации предъявить НДС к возмещению, у него убытки.
Администрация МО г. Зубцов, Совет депутатов МО Г. Зубцов, МУП "Коммунальное хозяйство" заявленные требования признали необоснованными. Указали, что оспариваемый тариф на водоснабжение и установлен в допустимых законом пределах, сохранен тариф 2008 года, кроме того, решение, в оспариваемой части соответствует ГК
РФ, Федерального закона
от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";. Федерального закона
от 14.04.1995 года № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", Постановлению
Правительства РФ от 21.08.2001 года № 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов.
Из материалов дела и пояснений представителей сторон следует:
Тарифы на 2008 год были установлены решением Собрания депутатов Зубцовского района № 308 от 06.01.2008 года, приложение № 5.
В соответствии с которым были установлены тарифы для населения в размере 15.26; ЭОТ без НДС 14.26 руб. куб м, с НДС 16,83 руб. куб. м, Позднее тариф для населения также был изменен на 16.83 руб. куб м.
Собранием депутатов Зубцовского района решением 29.04.2008 года были внесены изменения в ранее принятое решение № 308 от 06.01.2008 года, приложение № 5 слова с НДС, заменены словами "с учетом уплаты всех налогов и сборов". Налог, уплачиваемый МУП "Коммунальное хозяйство" был учтен в стоимости 1 м3 воды. Указанное решение о внесении изменения от 29.04.2008 года не оспаривается заявителем.
В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду приложение № 3, а не приложение N.
Обществом оспаривается законность установления тарифа
на водоснабжение в размере 16.83 руб. куб м., утвержденный Решением Совета депутатов МО город Зубцов от 30.12.2008 года № 26, по графе "ЭОТ" и в части п. 2
в части Приложения № 3 и приложение N
которым были утверждены тарифы
для населения и других потребителей на холодную воду 16.83 руб. за куб м.
Исследовав представленные сторонами документы и доказательства в их совокупности, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд приходит к мнению о необоснованности доводов и требований заявителя. Статьи 41
, 65
АПК РФ возлагают обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для вынесения соответствующего акта, на орган его вынесший. Одновременно, каждая из сторон должна подтвердить те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений
Пунктом 7 части 2 статьи 5
Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
На 2009 год тариф на услуги МУП "Коммунальное хозяйство" был утвержден в размере 16,83 руб. м куб., с учетом налогов и сборов, т.е. в размере 2008 года.
Приказом
РЭК от 1 декабря 2008 года № 187-нп "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации /захоронения/ твердых бытовых отходов, с учетом надбавок тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации /захоронения/ твердых бытовых отходов, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2009 год Зубцовскому району /муниципальному/ г. Зубцов /городское поселение/ предельный индекс
возможного изменения установленных тарифов установлен 100%.
В силу подпункта 20 статьи 2
Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предельные индексы - это устанавливаемые в среднем по субъектам РФ и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года. расходов организаций, учитываемых при регулировании тарифов.
В случае установления для отдельных категорий потребителей тарифов и надбавок, не покрывающих расходов на производство и реализацию товаров и услуг, возмещение части недополученных доходов путем установления для других категорий потребителей тарифов и надбавок в повышенном размере не допускается.
С учетом анализа Федерального закона
№ 210-ФЗ, Основ
ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, а также Правил
регулирования тарифов, надбавок, предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, суд пришел к следующим выводам.
Установление тарифа на водоснабжение для организации носит индивидуальный характер и зависит от экономически обоснованных затрат на эти услуги.
При установлении тарифов, надбавок к тарифам регулирующим органом должны быть учтены финансовые потребности организаций коммунального комплекса (расходы) при реализации ими соответствующих товаров, услуг.
Установление различных тарифов по категориям потребителей нарушает предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 3
Закона № 210-ФЗ принцип достижения баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, так как тем самым орган местного самоуправления с целью снижения расходов местного бюджета перекладывает груз финансового субсидирования населения на прочих потребителей, не относящихся к данной категории. Прочие потребители осуществляют платежи за услуги водоснабжения и водоотведения исходя из заведомо завышенного тарифа по отношению к экономически обоснованному, осуществляя при этом субсидирование населения за жилищно-коммунальные услуги (перекрестное субсидирование).
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" предусмотрено, что тарифы, установленные органом местного самоуправления, должны быть экономически обоснованными в отношении всех групп потребителей.
Согласно статье 192
АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с п. 2 ст. 5
Федерального закона № 210-ФЗ органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Из ч. 1 ст. 9
Федерального закона № 210-ФЗ об основах регулирования тарифов следует, что регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Заключением финансовой экспертизы /л.д. 99 - 101/ подтверждена экономическая обоснованность установления тарифа на 2009 год в оспариваемом размере.
Довод жалобы Общества о возникновении у него убытков в случае применения указанных тарифов не имеет правового значения в рамках настоящего дела.
Согласно ст. 194
указанного Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Поскольку в оспариваемой части решение соответствует ГК
РФ Федерального закона
от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";. Федерального закона
от 14.04.1995 года № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", Постановлению
Правительства РФ от 21.08.2001 года № 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины оставлению на заявителе.
Руководствуясь ст.ст. 110
, ст. 191
- 196
АПК РФ суд
решил:
В удовлетворении требований отказать. Признать соответствующим ГК
РФ, Федеральному закону
от 30.12.2004 № 10-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"; Федеральному закону
от 14.04.1995 года № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", Постановлению
Правительства РФ от 21.08.2001 года № 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" п. 2
в части Приложения № 3 и приложение № 3
Решения Совета депутатов МО город Зубцов от 30.12.2008 года № 26 в части тарифа
на водоснабжение по графе "ЭОТ".
Расходы по государственной пошлине по иску оставить на заявителе.
Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа г. Санкт-Петербург.
Председательствующий
О.М.БАЖАН
Судьи
О.В.БЕЛОВ
Е.В.РОМАНОВА