Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тверская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 мая 2009 г. по делу № А66-2189/2009

Именем Российской Федерации

С перерывом в порядке статьи 163 АПК РФ

(Резолютивная часть решения объявлена 14.05.2009, решение в полном объеме изготовлено 18.05.2009).
Арбитражный суд Тверской области, в составе судьи Басовой О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Амбарцумовой О.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Тверского территориального фонда обязательного медицинского страхования, г. Тверь,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области, Тверь,
о признании недействительным не нормативного правового акта,
с участием третьего лица - Департамента здравоохранения Тверской области, г. Тверь,
при участии в заседании:
от заявителя - Пахомовой Л.В., Тихоновой О.И. - доверенности,
от ответчика - Никифоровой Г.И., Красюковой Л.К. - доверенности,
от третьего лица - не явился, извещен надлежаще,

установил:


В тексте документа, видимо, допущены опечатки:
- предписание УФАС по Тверской области по делу № 04-6/1-123-2008 принято 29.01.2009, а не 12.02.2009:
- решение УФАС по Тверской области по делу № 04-6/1-123-2008 принято 12.02.2009, а не 29.01.2009.

Тверской территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - заявитель, ТТФОМС) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - ответчик, УФАС) от 12.02.2009 по делу № 04-6/1-123-2008.
Определением суда от 19.03.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент здравоохранения Тверской области.
Ходатайством от 05.05.2009 заявитель уточнил заявленные требования: просит признать недействительными предписание ответчика от 29.01.2009 и решение от 29.01.2009 по делу № 04-6/1-123-2008.
Уточнение принято судом в порядке статьи 49 АПК РФ, дело рассматривается исходя из уточненных требований.
В судебном заседании заявитель требования поддержал с учетом уточнений. Ответчик против их удовлетворения возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явился, в связи с чем дело рассматривается в его отсутствие по правилам статьи 156 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, совместным приказом Департамента здравоохранения Тверской области и ТТФОМС от 13.07.2007 № 301/77 утвержден Порядок включения медицинских учреждений в систему обязательного медицинского страхования Тверской области (далее - Порядок).
Пунктом 9 Порядка предусмотрена возможность включения медицинских учреждений частной формы собственности в систему обязательного медицинского страхования по ходатайству главы администрации муниципального образования Тверской области только на текущий календарный год при условии отсутствия на территории муниципального образования государственного или муниципального медицинского учреждения, способного обеспечить основной объем медицинской помощи, входящей в Территориальную программу государственных гарантий.
Согласно пункту 10 Порядка при организации на территории муниципального образования государственного или муниципального медицинского учреждения, обеспечивающего оказание населению необходимого объема медицинской помощи, предусмотренной Территориальной программой государственных гарантий, комиссия по включению медицинских учреждений в систему обязательного медицинского страхования Тверской области (по представлению главы администрации муниципального образования Тверской области или исполнительного директора ТТФОМС) может принять решение об исключении из системы обязательного медицинского страхования ведомственного медицинского учреждения, а также медицинского учреждения частной формы собственности.
На основании поручения Федеральной антимонопольной службы, изложенного в письме от 04.07.2008 № АК/16463 "О соблюдении антимонопольного законодательства на рынке услуг ОМС", УФАС провело проверку соблюдения антимонопольного законодательства органами исполнительной власти Тверской области при решении вопросов допуска медицинских учреждений частной формы собственности к участию в системе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС). В рамках проверки были изучены нормативные правовые акты и иные документы, устанавливающие порядок допуска негосударственных учреждений здравоохранения к участию в системе ОМС. По результатам проверки УФАС пришло к выводу, что правила включения медицинских учреждений в систему ОМС, установленные пунктами 9 и 10 Порядка, предоставляют преимущества государственным и муниципальным медицинским учреждениям и вводят ограничения допуска к осуществлению медицинских услуг в системе ОМС медицинских учреждений частной формы собственности.
Усмотрев в связи с этим наличие в акте, принятом Департаментом здравоохранения Тверской области и ТТФОМС, нарушение статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившееся во введении ограничения допуска медицинских учреждений частной формы собственности к участию в системе ОМС, влекущее возможность недопущения и устранения конкуренции на рынке медицинских услуг в системе ОМС, УФАС приняло решение от 29.01.2009 по делу № 04-6/1-123-2008. Согласно указанному решению пункты 9 и 10 Порядка признаны противоречащими статье 15 Закона о защите конкуренции в части введения ограничения допуска медицинских учреждений частной формы собственности к участию в системе ОМС. Департаменту здравоохранения Тверской области и ТТФОМС решено выдать предписание об устранении нарушения статьи 15 Закона о конкуренции путем внесения изменения в пункты 9 и 10 Порядка в части устранения ограничения допуска медицинских учреждений частной формы собственности к участию в системе ОМС. В тот же день Департаменту здравоохранения Тверской области и ТТФОМС выдано соответствующее предписание.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, ТТФОМС оспаривает их в судебном порядке.
В обоснование своих доводов ссылается на статью 41 Конституции Российской Федерации, полагая, что данная норма исключает возможность участия частных медицинских учреждений в системе ОМС. Также считает, что участие частных медицинских учреждений в системе ОМС противоречит Постановлению Правительства РФ от 06.05.2003 № 255 "О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией" (далее - Постановление № 255), поскольку обязанность по подготовке предложений по разработке государственных заданий по обеспечению указанных государственных гарантий возложена на государственные и муниципальные организации здравоохранения. Помимо этого указывает на пункт 4.2 Методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, полагая, что данной нормой предусмотрено размещение задания на предоставление государственных, муниципальных медицинских услуг (муниципального заказа) исключительно в муниципальных и государственных лечебно-профилактических учреждениях.
Ответчик с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Считает, что ни статья 41 Конституции Российской Федерации, ни положения иных нормативных правовых актов не ставят возможность участия лечебных учреждений в системе ОМС в зависимость от их формы собственности. Ссылается на статью 20 Федерального закона от 28.06.1991 № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о медицинском страховании граждан), допускающую участие медицинских учреждений любой формы собственности в системе медицинского страхования. Считает, что положения Федерального закона РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на спорные правоотношения не распространяется, механизм проведения конкурсов применительно к участию в системе ОМС не предусмотрен, конкурсный отбор на участие в системе ОМС не требуется.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд не находит оснований для их удовлетворения в связи со следующим.
Правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации определены Законом о медицинском страховании граждан.
Согласно статье 1 указанного Закона медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.
Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 2 Закона о медицинском страховании граждан в качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.
Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования в соответствии с данной нормой признаются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.
В соответствии со статьей 20 Закона о медицинском страховании граждан медицинскую помощь в системе медицинского страхования оказывают медицинские учреждения с любой формой собственности. Они являются самостоятельно хозяйствующими субъектами и строят свою деятельность на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.
Приведенная норма носит общий характер, то есть применяется как к добровольному, так и к обязательному медицинскому страхованию. Данная норма не только не исключает медицинские учреждения частной формы собственности из системы ОМС, а, напротив, устанавливает их право участие в этой системе наравне с медицинскими учреждениями иных форм собственности (государственной, муниципальной). Закон о медицинском страховании граждан не содержит каких-либо норм, из которых бы следовало, что частные медицинские учреждения вправе оказывать медицинскую помощь гражданам только в системе добровольного медицинского страхования.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Типовые правила обязательного медицинского страхования граждан утверждены 03.10.2003, а не 31.10.2003.

На основании Закона о медицинском страховании граждан разработаны Типовые правила обязательного медицинского страхования граждан, утвержденные Директором Федерального фонда обязательного медицинского страхования 31.10.2003 (№ 3856/30-3/и), пунктом 5.1 которых установлено, что медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования оказывают медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие соответствующие лицензии.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 5.1 Правил обязательного медицинского страхования граждан в Тверской области, утвержденных Постановлением администрации Тверской области от 05.07.2005 № 229-па.
Вопреки доводам заявителя, ни приведенные акты, ни иные акты законодательства об обязательном медицинском страховании не содержат каких-либо условий, ограничивающих права медицинских учреждений частной формы собственности на оказание медицинской помощи в системе ОМС, по сравнению с аналогичными правами медицинских учреждений, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности.
Не следует вывод о наличии таких ограничений и из содержания части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Приведенная норма гарантирует права граждан на получение бесплатной медицинской помощи в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения, но не ограничивает право частных медицинских учреждений на участие в системе ОМС и оказание медицинской помощи гражданам в рамках программ обязательного медицинского страхования.
Правовая позиция заявителя, сводящаяся к невозможности участия медицинских учреждений частной формы собственности в системе ОМС, опровергается и самим Порядком, пунктом 6 которого установлено, что в Перечень лечебно-профилактических учреждений, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, могут быть внесены медицинские учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную и специализированную медицинскую помощь в рамках Территориальной программы государственных гарантий, в том числе медицинские учреждения частной формы собственности.
Таким образом, доводы заявителя о невозможности участия медицинских учреждений в системе ОМС суд считает необоснованными.
Пунктами 9 и 10 Порядка возможность участия медицинских учреждений частной формы собственности в системе ОМС обусловлена отсутствием на территории муниципального образования государственного или муниципального медицинского учреждения, способного обеспечить основной объем медицинской помощи, входящей в Территориальную программу государственных гарантий. Данное ограничение не основано на нормах законодательства об обязательном медицинском страховании.
Согласно статье 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 в редакции, действовавшей на дату принятия Порядка, виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования и порядок формирования тарифов на медицинскую помощь определяются Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Полномочия по утверждению Программы предоставлены Правительству Российской Федерации. Программа утверждается ежегодно. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлены полномочия по утверждению в соответствии с указанной Программой территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающих в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования. Территориальные программы также утверждаются ежегодно.
Так, Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год утверждена Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 885. В соответствии с данным нормативным актом в рамках Программы бесплатно предоставляются скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина либо окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями при беременности и родах; амбулаторно-поликлиническая помощь, включающая мероприятия по профилактике (в том числе по проведению профилактических прививок, профилактических осмотров и диспансерного наблюдения граждан), диагностике (в том числе в диагностических центрах) и лечению заболеваний в поликлинике, на дому и в дневных стационарах всех типов; стационарная медицинская помощь при отдельных состояниях и заболеваниях.
Указано, что медицинская помощь на территории Российской Федерации предоставляется за счет средств обязательного медицинского страхования и средств бюджетов всех уровней.
Установлено, что за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования предоставляется амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, перечислены виды такой помощи. Ограничений по видам медицинских учреждений, оказывающих такую помощь, не установлено. В частности не указано, что частные медицинские учреждения оказывают медицинскую помощь в рамках базовой программы ОМС лишь в случае отсутствия на территории муниципального образования соответствующего государственного или муниципального медицинского учреждения.
Не содержит ограничений по видам медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы ОМС и Закон Тверской области от 15.02.2007 № 8-ЗО "О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Тверской области бесплатной медицинской помощи в 2007 году".
В Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.05.2007 № 286, прямо указано, что в частности первичная медико-санитарная помощь оказывается гражданам в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Ограничения по видам медицинских учреждений установлены только в части оказания неотложной медицинской помощи (оказывается гражданам в амбулаторно-поликлинических учреждениях муниципальной системы здравоохранения) и скорой медицинской помощи (оказывается гражданам учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения).
Аналогичные положения содержатся в Законе Тверской области от 09.04.2008 № 48-ЗО "О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Тверской области бесплатной медицинской помощи в 2008 году".
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 05.12.2008 № 913, содержит ограничения только в части оказания скорой медицинской помощи (оказывается учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной систем здравоохранения).
Таким образом, условия пунктов 9 и 10 Порядка, ставящие возможность участия медицинских учреждений частной формы собственности в системе ОМС в зависимость от наличия или отсутствия на территории муниципального образования государственного или муниципального медицинского учреждения, способного обеспечить основной объем медицинской помощи, входящей в Территориальную программу государственных гарантий, не соответствуют ни одному из нормативных актов, как действовавших в период принятия Порядка, так и принятых в более поздний период.
В связи с изложенным суд считает, что указанные пункты Порядка незаконно предоставляют преимущества государственным и муниципальным медицинским учреждениям в допуске к участию в системе ОМС и незаконно ограничивают право частных медицинских учреждений на такое участие.
Ссылки заявителя на Постановление № 255 являются несостоятельными. Данный нормативный акт устанавливает порядок разработки и финансирования выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования, а также контроля за их реализацией, а не порядок допуска медицинских организаций к участию в системе ОМС. Спорные отношения данным актом не регулируются. Кроме того, вопреки доводам заявителя, согласно пункту 6 Постановления № 255 предложения по разработке заданий в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения и органы местного самоуправления в сфере здравоохранения могут направить не только организации здравоохранения, подведомственные органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и организации муниципальной системы здравоохранения но и иные организации здравоохранения, расположенные на территории субъекта Российской Федерации.
Не регулируют спорные правоотношения и Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденные Министерством здравоохранения РФ - ФФОМС 28.08.2001 (№ 2510/9257-01-04, 3159/40-1).
Согласно статье 15 Закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В частности запрещаются установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров, а также необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Спорные пункты Порядка создают необоснованные препятствия частным медицинским учреждениям в осуществлении медицинской деятельности в системе ОМС, в связи с чем нарушают указанный запрет.
При таких обстоятельствах суд считает, что оспариваемые решение и предписание являются законными и обоснованными, а требования заявителя о признании их недействительными не подлежат удовлетворению.
В связи с отказом заявителю в удовлетворении заявленных требований расходы по уплате государственной пошлины остаются на ТТФОМС.
Руководствуясь ст.ст. 49, 110, 156, 163, 167 - 170, 197 - 201 АПК РФ, Арбитражный суд Тверской области

решил:

В удовлетворении требований Тверского территориального фонда обязательного медицинского страхования о признании недействительными предписания от 29.01.2009 по делу № 04-6/1-123-2008 и решения от 29.01.2009 по делу № 04-6/1-123-2008 отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины оставить на заявителе.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Вологда в течение одного месяца с даты его принятия.

Судья
О.А.БАСОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru