АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 февраля 2011 г. по делу № А66-11243/2010
(резолютивная часть объявлена 04.02.2011)
Арбитражный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Басовой О.А., судей Пугачева А.А., Белова О.В. (замена судьи Балакина Ю.П.), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковган Ю.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Региональной энергетической комиссии Тверской области, г. Тверь,
к Администрации города Удомля, г. Удомля,
с участием заинтересованных лиц: Муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы", г. Удомля,
Прокуратуры Тверской области, г. Тверь
о признании частично недействующим Постановления
Администрации города Удомля от 30.07.2010 № 436 "Об установлении тарифов на услуги муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы" и об обязании ответчика исполнить предписание РЭК Тверской области,
при участии в заседании представителей:
заявителя - Власенко Б.А., Волченко В.С. - доверенности,
ответчика - Захарова И.О. - по доверенности,
МУП "Удомельские коммунальные системы" - Зимина М.А.,
установил:
Региональная энергетическая комиссия Тверской области (далее - заявитель, РЭК Тверской области) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим части 2
и пункта 3.1 части 3
Постановления Администрации города Удомля (далее - ответчик, Администрация) от 30.07.2010 № 436 "Об установлении тарифов на услуги муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы". В заявлении РЭК Тверской области также просила обязать ответчика исполнить предписание РЭК Тверской области № 42-пр от 27.09.2010 в части устранения допущенных нарушений в области тарифного регулирования организаций коммунального комплекса на 2010 год и представления в РЭК Тверской области заверенных в установленном порядке копий документов (нормативных правовых актов), подтверждающих приведение размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с приложением № 3
Приказа РЭК Тверской области от 25.12.2009 № 192-нп и проведения зачисления незаконно полученных платежей с граждан за коммунальные услуги в счет будущих платежей.
В качестве заинтересованных лиц в деле участвуют Муниципальное унитарное предприятие города Удомля "Удомельские коммунальные системы" (далее - МУП "Удомельские коммунальные системы"), Прокуратура Тверской области.
Ходатайством от 27.12.2010 заявитель отказался от заявленных требований в части оспаривания пункта 3.1 части 3
Постановления Администрации от 30.07.2010 № 436.
Частичный отказ от иска закону не противоречит, прав третьих лиц не нарушает и принимается судом в порядке статьи 49
АПК РФ. В данной части производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150
АПК РФ.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 имеет название "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Впоследствии РЭК Тверской области уточнила заявленные требования, сформулировав их следующим образом: просит признать не соответствующим Постановлению
Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 "Об основах предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" и Приказу
РЭК Тверской области от 25.12.2009 № 192-нп пункт 2
Постановления Администрации от 30.07.2010 № 436 "Об установлении тарифов на услуги муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы".
В остальной части РЭК Тверской области от заявленных требований отказалась, о чем ее представитель заявил в судебном заседании 04.02.2011 (ходатайство от 04.02.2011, протокол судебного заседания от 04.02.2011).
Уточнение требований и частичный отказ принимаются судом в порядке статьи 49
АПК РФ как не противоречащие закону, не нарушающие прав других лиц.
В связи с принятием судом частичного отказа от заявленных требований производство по делу в соответствующей части подлежит прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150
АПК РФ.
В судебном заседании заявитель поддержал требования в оставшейся части с учетом их уточнения.
Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему.
МУП "Удомельские коммунальные системы" против удовлетворения требований возражает, представило письменный отзыв.
Представитель Прокуратуры Тверской области, надлежаще извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явился. Ранее Прокуратура Тверской области заявила о согласии с требованиями РЭК Тверской области и об их обоснованности (протокол судебного заседания от 17.01.2011).
Как следует из материалов дела, Постановлением
Администрации города Удомля от 30.07.2010 № 436 "Об установлении тарифов на услуги муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы" (далее - Постановление № 436) согласована производственная программа МУП "Удомельские коммунальные системы" и установлены тарифы на коммунальные услуги данного предприятия на период с 01.09.2010 по 31.12.2011. Пунктом 2
Постановления № 436 установлены тарифы на коммунальные услуги предприятия в следующих размерах: холодное водоснабжения - 17,12 руб/куб. м (включая НДС), 14.51 руб./куб. м (без НДС); водоотведение - 20,84 руб./куб. м (включая НДС), 17,66 руб/куб. м (без НДС). Постановление
опубликовано в издании "Удомельская газета" от 06.08.2010 № 32.
Полагая, что указанные тарифы установлены с превышением индекса максимально возможного изменения размера тарифов и надбавок, а также платы за коммунальные услуги, установленного Приказом
РЭК Тверской области от 25.12.2009 № 192-нп "Об утверждении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2010 год", в связи с чем противоречат Постановлению
Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", РЭК Тверской области обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1.1
Положения о Региональной энергетической комиссии Тверской области, утвержденного Постановлением Администрации Тверской области от 03.04.2007 № 101-па, РЭК Тверской области является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим на территории области государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги в соответствии с Федеральным законом
от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Федеральным законом
от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлением
Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
Согласно пункту 3.3.1
указанного Положения в полномочия РЭК Тверской области входит установление предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям Тверской области, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Тверской области с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги и затрат на содержание и ремонт жилья и затрат на оказание коммунальных услуг (в редакции Постановления
администрации Тверской области от 01.10.2009 № 419-па).
В соответствии с пунктом 20 статьи 2
Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций муниципального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ) предельные индексы представляют собой устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.
Предельные индексы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, в среднем по муниципальным образованиям (часть 3 статьи 4
названного Закона).
В соответствии с указанными полномочиями Приказом
РЭК Тверской области от 25.12.2009 № 192-нп "Об утверждении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2010 год" (далее - Приказ № 192-нп) для города Удомли Тверской области утверждены индексы
максимально возможного изменения тарифов и надбавок на указанный год в размере 100% (приложение № 1), индексы
максимально возможного изменения размера платы за коммунальные услуги - в размере 111% (приложение № 3).
В результате проведенного РЭК Тверской области анализа нормативно-правовых актов об установлении тарифов организаций коммунального комплекса выявлен факт превышения в городе Удомля предельных индексов в связи с принятием Администрацией Постановления
№ 436. В соответствии с полномочиями, предоставленными РЭК Тверской области как органу регулирования субъекта Российской Федерации пунктами 3
и 4 части 3 статьи 17
Закона № 210-ФЗ, заявитель направил в Администрацию предписание от 27.09.2010 № 42-пр о необходимости приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными максимальными индексами.
Письмом от 11.10.2010 № 02-04/3100 Администрация сообщила заявителю о своем несогласии с предписанием, сославшись на пункт 53
Основ ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 (далее - Основы ценообразования).
Администрация указала на то обстоятельство, что МУП "Удомельские коммунальные системы" является вновь созданным предприятием, не осуществлявшим ранее регулируемую деятельность. Поскольку ранее в отношении данного предприятия тарифы не устанавливались, предельные индексы, по мнению Администрации, в данном случае не применяются. В этой связи предписание РЭК Тверской области в спорной части не выполнено.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 17
Закона № 210-ФЗ в случае неисполнения вышеупомянутого предписания до истечения сорокапятидневного срока со дня выдачи этого предписания орган регулирования субъекта Российской Федерации обращается в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения органа регулирования муниципального образования по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Поскольку до истечения сорокапятидневного срока с даты выдачи предписания от 27.09.2010 Администрация предписание не исполнила, РЭК правомерно обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Из материалов дела и объяснений представителей участвующих в деле лиц следует, что до сентября 2010 года услуги по водоснабжению и водоотведению на территории города Удомли оказывало Муниципальное предприятие Удомельского района "Комбинат жилищно-коммунального хозяйства". Постановлением Администрации города Удомля от 25.01.2010 № 52 "Об установлении тарифов на товары и услуги Муниципального предприятия Удомельского района "Комбинат жилищно-коммунального хозяйства" тарифы на указанные услуги были установлены в следующих размерах: холодное водоснабжение - 8,07 руб./куб. м (включая НДС), 6,84 руб./куб. м (без НДС); водоотведение - 8,69 руб./куб. м (включая НДС), 7,73 руб./куб. м (без НДС).
Оспариваемым Постановлением
указанные тарифы увеличены более чем в два раза. Предельные индексы, установленные Приказом
№ 192-нп, не применялись.
Указанные обстоятельства ответчиком признаны и не оспариваются.
Между тем согласно пункту 7 части 2 статьи 5
Закона № 210-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого Постановления
) органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
Органы регулирования муниципальных образований в пределах своей компетенции осуществляют полномочия, предусмотренные частью 2
настоящей статьи, и устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение в отношении организаций коммунального комплекса, указанных в части 5 статьи 4
настоящего Федерального закона (часть 4
указанной статьи).
Таким образом, обязательность применения предельных индексов при установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлена федеральным законом.
Основами
ценообразования определены принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а также предельных индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с пунктом 53
Основ ценообразования предельные индексы не применяются к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавкам к тарифам организаций, в отношении которых в предшествующем периоде не осуществлялось государственное регулирование тарифов и надбавок к тарифам.
Разъяснения относительно применения предельных индексов даны в Информационном письме
от 08.09.2006 № СН-4251/5 по вопросу применения Приказа
Федеральной службы по тарифам от 01.08.2006 № 168-Э/З (в редакции Приказа от 11.08.2006 № 179-Э/1), согласно которому предельные индексы применяются в случае, если ранее по соответствующим организациям и (или) гражданам осуществлялось регулирование тарифов и (или) установление размеров платежей граждан за жилищные и (или) коммунальные услуги уполномоченными органами.
С учетом данных разъяснений, а также того обстоятельства, что государственному регулированию в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1
Закона № 210-ФЗ государственному регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а не деятельность организаций, оказывающих эти услуги, суд приходит к выводу о том, что необходимость применения предельных индексов зависит от факта установления тарифов ранее органом местного самоуправления по определенному виду услуг, а не от обстоятельств установления тарифов для конкретного юридического лица (в частности, смены юридических лиц, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению).
Иное толкование пункта 53
Основ ценообразования позволило бы произвольно и неограниченно повышать тарифы на услуги, оказываемые предприятиями коммунального комплекса, при каждой новой смене предприятия, оказывающего соответствующие услуги на территории муниципального образования.
Поскольку в рассматриваемом случае в отношении услуг по водоснабжению и водоотведению, оказывавшихся предшественником МУП "Удомельские коммунальные системы", ранее осуществлялось государственное регулирование тарифов, спорные тарифы должны были устанавливаться с учетом предельных индексов.
В данном случае имеет место превышение размера тарифа, предусмотренного спорным Постановлением
, по отношению к определенным в установленном законом порядке предельным индексам.
Таким образом, пункт 2
Постановления № 436 не соответствует вышеназванным нормативным актам, в том числе пункту 53
Основ ценообразования, в связи с чем признается судом недействующим.
При обращении в суд с рассматриваемым заявлением РЭК государственную пошлину не уплачивала на основании пункта 1 статьи 333.37
, в связи с чем ее взыскание с ответчика не производится.
Руководствуясь ст.ст. 49
, 110
, 150
, 167 - 170
, 191 - 196
АПК РФ, Арбитражный суд Тверской области
решил:
в части требований о признании недействующим подпункта 3.1 пункта 3
Постановления Администрации города Удомля от 30.07.2010 № 436 "Об установлении тарифов на услуги муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы" и об обязании ответчика исполнить предписание РЭК Тверской области № 42-пр от 27.09.2010 в части устранения допущенных нарушений в области тарифного регулирования организаций коммунального комплекса на 2010 год и представления в РЭК Тверской области заверенных в установленном порядке копий документов (нормативных правовых актов), подтверждающих приведение размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с приложением № 3
Приказа РЭК Тверской области от 25.12.2009 № 192-нп и проведения зачисления незаконно полученных платежей с граждан за коммунальные услуги в счет будущих платежей производство по делу прекратить.
В остальной части заявленные требования удовлетворить с учетом их уточнения.
Признать не действующим пункт 2
Постановления Администрации города Удомля от 30.07.2010 № 436 "Об установлении тарифов на услуги муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы" как не соответствующий Постановлению
Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, г. Санкт-Петербург, в сроки, установленные частью 7 статьи 195
АПК РФ.
Председательствующий судья
О.А.БАСОВА
Судьи
А.А.ПУГАЧЕВ
О.В.БЕЛОВ