Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тверская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 февраля 2011 г. по делу № А66-11243/2010

(резолютивная часть объявлена 04.02.2011)
Арбитражный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Басовой О.А., судей Пугачева А.А., Белова О.В. (замена судьи Балакина Ю.П.), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковган Ю.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Региональной энергетической комиссии Тверской области, г. Тверь,
к Администрации города Удомля, г. Удомля,
с участием заинтересованных лиц: Муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы", г. Удомля,
Прокуратуры Тверской области, г. Тверь
о признании частично недействующим Постановления Администрации города Удомля от 30.07.2010 № 436 "Об установлении тарифов на услуги муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы" и об обязании ответчика исполнить предписание РЭК Тверской области,
при участии в заседании представителей:
заявителя - Власенко Б.А., Волченко В.С. - доверенности,
ответчика - Захарова И.О. - по доверенности,
МУП "Удомельские коммунальные системы" - Зимина М.А.,

установил:

Региональная энергетическая комиссия Тверской области (далее - заявитель, РЭК Тверской области) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим части 2 и пункта 3.1 части 3 Постановления Администрации города Удомля (далее - ответчик, Администрация) от 30.07.2010 № 436 "Об установлении тарифов на услуги муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы". В заявлении РЭК Тверской области также просила обязать ответчика исполнить предписание РЭК Тверской области № 42-пр от 27.09.2010 в части устранения допущенных нарушений в области тарифного регулирования организаций коммунального комплекса на 2010 год и представления в РЭК Тверской области заверенных в установленном порядке копий документов (нормативных правовых актов), подтверждающих приведение размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с приложением № 3 Приказа РЭК Тверской области от 25.12.2009 № 192-нп и проведения зачисления незаконно полученных платежей с граждан за коммунальные услуги в счет будущих платежей.
В качестве заинтересованных лиц в деле участвуют Муниципальное унитарное предприятие города Удомля "Удомельские коммунальные системы" (далее - МУП "Удомельские коммунальные системы"), Прокуратура Тверской области.
Ходатайством от 27.12.2010 заявитель отказался от заявленных требований в части оспаривания пункта 3.1 части 3 Постановления Администрации от 30.07.2010 № 436.
Частичный отказ от иска закону не противоречит, прав третьих лиц не нарушает и принимается судом в порядке статьи 49 АПК РФ. В данной части производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 имеет название "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".

Впоследствии РЭК Тверской области уточнила заявленные требования, сформулировав их следующим образом: просит признать не соответствующим Постановлению Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 "Об основах предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" и Приказу РЭК Тверской области от 25.12.2009 № 192-нп пункт 2 Постановления Администрации от 30.07.2010 № 436 "Об установлении тарифов на услуги муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы".
В остальной части РЭК Тверской области от заявленных требований отказалась, о чем ее представитель заявил в судебном заседании 04.02.2011 (ходатайство от 04.02.2011, протокол судебного заседания от 04.02.2011).
Уточнение требований и частичный отказ принимаются судом в порядке статьи 49 АПК РФ как не противоречащие закону, не нарушающие прав других лиц.
В связи с принятием судом частичного отказа от заявленных требований производство по делу в соответствующей части подлежит прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В судебном заседании заявитель поддержал требования в оставшейся части с учетом их уточнения.
Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему.
МУП "Удомельские коммунальные системы" против удовлетворения требований возражает, представило письменный отзыв.
Представитель Прокуратуры Тверской области, надлежаще извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явился. Ранее Прокуратура Тверской области заявила о согласии с требованиями РЭК Тверской области и об их обоснованности (протокол судебного заседания от 17.01.2011).
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации города Удомля от 30.07.2010 № 436 "Об установлении тарифов на услуги муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы" (далее - Постановление № 436) согласована производственная программа МУП "Удомельские коммунальные системы" и установлены тарифы на коммунальные услуги данного предприятия на период с 01.09.2010 по 31.12.2011. Пунктом 2 Постановления № 436 установлены тарифы на коммунальные услуги предприятия в следующих размерах: холодное водоснабжения - 17,12 руб/куб. м (включая НДС), 14.51 руб./куб. м (без НДС); водоотведение - 20,84 руб./куб. м (включая НДС), 17,66 руб/куб. м (без НДС). Постановление опубликовано в издании "Удомельская газета" от 06.08.2010 № 32.
Полагая, что указанные тарифы установлены с превышением индекса максимально возможного изменения размера тарифов и надбавок, а также платы за коммунальные услуги, установленного Приказом РЭК Тверской области от 25.12.2009 № 192-нп "Об утверждении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2010 год", в связи с чем противоречат Постановлению Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", РЭК Тверской области обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Региональной энергетической комиссии Тверской области, утвержденного Постановлением Администрации Тверской области от 03.04.2007 № 101-па, РЭК Тверской области является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим на территории области государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
Согласно пункту 3.3.1 указанного Положения в полномочия РЭК Тверской области входит установление предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям Тверской области, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Тверской области с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги и затрат на содержание и ремонт жилья и затрат на оказание коммунальных услуг (в редакции Постановления администрации Тверской области от 01.10.2009 № 419-па).
В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций муниципального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ) предельные индексы представляют собой устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.
Предельные индексы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, в среднем по муниципальным образованиям (часть 3 статьи 4 названного Закона).
В соответствии с указанными полномочиями Приказом РЭК Тверской области от 25.12.2009 № 192-нп "Об утверждении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2010 год" (далее - Приказ № 192-нп) для города Удомли Тверской области утверждены индексы максимально возможного изменения тарифов и надбавок на указанный год в размере 100% (приложение № 1), индексы максимально возможного изменения размера платы за коммунальные услуги - в размере 111% (приложение № 3).
В результате проведенного РЭК Тверской области анализа нормативно-правовых актов об установлении тарифов организаций коммунального комплекса выявлен факт превышения в городе Удомля предельных индексов в связи с принятием Администрацией Постановления № 436. В соответствии с полномочиями, предоставленными РЭК Тверской области как органу регулирования субъекта Российской Федерации пунктами 3 и 4 части 3 статьи 17 Закона № 210-ФЗ, заявитель направил в Администрацию предписание от 27.09.2010 № 42-пр о необходимости приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными максимальными индексами.
Письмом от 11.10.2010 № 02-04/3100 Администрация сообщила заявителю о своем несогласии с предписанием, сославшись на пункт 53 Основ ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 (далее - Основы ценообразования).
Администрация указала на то обстоятельство, что МУП "Удомельские коммунальные системы" является вновь созданным предприятием, не осуществлявшим ранее регулируемую деятельность. Поскольку ранее в отношении данного предприятия тарифы не устанавливались, предельные индексы, по мнению Администрации, в данном случае не применяются. В этой связи предписание РЭК Тверской области в спорной части не выполнено.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 17 Закона № 210-ФЗ в случае неисполнения вышеупомянутого предписания до истечения сорокапятидневного срока со дня выдачи этого предписания орган регулирования субъекта Российской Федерации обращается в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения органа регулирования муниципального образования по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Поскольку до истечения сорокапятидневного срока с даты выдачи предписания от 27.09.2010 Администрация предписание не исполнила, РЭК правомерно обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Из материалов дела и объяснений представителей участвующих в деле лиц следует, что до сентября 2010 года услуги по водоснабжению и водоотведению на территории города Удомли оказывало Муниципальное предприятие Удомельского района "Комбинат жилищно-коммунального хозяйства". Постановлением Администрации города Удомля от 25.01.2010 № 52 "Об установлении тарифов на товары и услуги Муниципального предприятия Удомельского района "Комбинат жилищно-коммунального хозяйства" тарифы на указанные услуги были установлены в следующих размерах: холодное водоснабжение - 8,07 руб./куб. м (включая НДС), 6,84 руб./куб. м (без НДС); водоотведение - 8,69 руб./куб. м (включая НДС), 7,73 руб./куб. м (без НДС).
Оспариваемым Постановлением указанные тарифы увеличены более чем в два раза. Предельные индексы, установленные Приказом № 192-нп, не применялись.
Указанные обстоятельства ответчиком признаны и не оспариваются.
Между тем согласно пункту 7 части 2 статьи 5 Закона № 210-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого Постановления) органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
Органы регулирования муниципальных образований в пределах своей компетенции осуществляют полномочия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, и устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение в отношении организаций коммунального комплекса, указанных в части 5 статьи 4 настоящего Федерального закона (часть 4 указанной статьи).
Таким образом, обязательность применения предельных индексов при установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлена федеральным законом.
Основами ценообразования определены принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а также предельных индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с пунктом 53 Основ ценообразования предельные индексы не применяются к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавкам к тарифам организаций, в отношении которых в предшествующем периоде не осуществлялось государственное регулирование тарифов и надбавок к тарифам.
Разъяснения относительно применения предельных индексов даны в Информационном письме от 08.09.2006 № СН-4251/5 по вопросу применения Приказа Федеральной службы по тарифам от 01.08.2006 № 168-Э/З (в редакции Приказа от 11.08.2006 № 179-Э/1), согласно которому предельные индексы применяются в случае, если ранее по соответствующим организациям и (или) гражданам осуществлялось регулирование тарифов и (или) установление размеров платежей граждан за жилищные и (или) коммунальные услуги уполномоченными органами.
С учетом данных разъяснений, а также того обстоятельства, что государственному регулированию в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона № 210-ФЗ государственному регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а не деятельность организаций, оказывающих эти услуги, суд приходит к выводу о том, что необходимость применения предельных индексов зависит от факта установления тарифов ранее органом местного самоуправления по определенному виду услуг, а не от обстоятельств установления тарифов для конкретного юридического лица (в частности, смены юридических лиц, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению).
Иное толкование пункта 53 Основ ценообразования позволило бы произвольно и неограниченно повышать тарифы на услуги, оказываемые предприятиями коммунального комплекса, при каждой новой смене предприятия, оказывающего соответствующие услуги на территории муниципального образования.
Поскольку в рассматриваемом случае в отношении услуг по водоснабжению и водоотведению, оказывавшихся предшественником МУП "Удомельские коммунальные системы", ранее осуществлялось государственное регулирование тарифов, спорные тарифы должны были устанавливаться с учетом предельных индексов.
В данном случае имеет место превышение размера тарифа, предусмотренного спорным Постановлением, по отношению к определенным в установленном законом порядке предельным индексам.
Таким образом, пункт 2 Постановления № 436 не соответствует вышеназванным нормативным актам, в том числе пункту 53 Основ ценообразования, в связи с чем признается судом недействующим.
При обращении в суд с рассматриваемым заявлением РЭК государственную пошлину не уплачивала на основании пункта 1 статьи 333.37, в связи с чем ее взыскание с ответчика не производится.
Руководствуясь ст.ст. 49, 110, 150, 167 - 170, 191 - 196 АПК РФ, Арбитражный суд Тверской области

решил:

в части требований о признании недействующим подпункта 3.1 пункта 3 Постановления Администрации города Удомля от 30.07.2010 № 436 "Об установлении тарифов на услуги муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы" и об обязании ответчика исполнить предписание РЭК Тверской области № 42-пр от 27.09.2010 в части устранения допущенных нарушений в области тарифного регулирования организаций коммунального комплекса на 2010 год и представления в РЭК Тверской области заверенных в установленном порядке копий документов (нормативных правовых актов), подтверждающих приведение размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с приложением № 3 Приказа РЭК Тверской области от 25.12.2009 № 192-нп и проведения зачисления незаконно полученных платежей с граждан за коммунальные услуги в счет будущих платежей производство по делу прекратить.
В остальной части заявленные требования удовлетворить с учетом их уточнения.
Признать не действующим пункт 2 Постановления Администрации города Удомля от 30.07.2010 № 436 "Об установлении тарифов на услуги муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы" как не соответствующий Постановлению Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, г. Санкт-Петербург, в сроки, установленные частью 7 статьи 195 АПК РФ.

Председательствующий судья
О.А.БАСОВА

Судьи
А.А.ПУГАЧЕВ
О.В.БЕЛОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru