УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕСС-РЕЛИЗ
от 24 мая 2012 года
КОНСТАНТИН ЗАЙЦЕВ: СЛЕДСТВИЕМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ
ДОЛЖНО СТАТЬ УВЕЛИЧЕНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ
В Законодательном собрании региона прошел круглый стол "Оценка эффективности представления налоговых льгот в Иркутской области", организованный по инициативе комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству. Руководитель Управления ФНС России по Иркутской области Константин Зайцев, выступая на заседании, подчеркнул: при введении льгот по налогам на прибыль, имущество организаций и установлении дифференцированных ставок при применении упрощенной системы налогообложения основными задачами были привлечение инвестиций, развитие малого и среднего бизнеса и, как следствие, увеличение налоговой базы по данным налогам.
В зависимости от инвестиций, осуществленных в предыдущем году, согласно региональному Закону
, принятому в 2010 году, предприятия обрабатывающей промышленности, строительства, гостиничного бизнеса и сферы операций с недвижимостью могут претендовать на применение пониженных (13,5 - 16,5%) ставок налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в областной бюджет. В прошлом году льготу смогла применить только одна организация производственной сферы. Делать вывод об эффективности данной льготы в силу единичности применения пониженной ставки по налогу преждевременно.
Другой Закон
Иркутской области ("О налоге на имущество организаций") разрешает применять пониженную ставку налога в отношении вновь созданного, достроенного, дооборудованного, реконструируемого, технически перевооруженного имущества. Ее размер и срок применения зависят от стоимости вводимого имущества (от 10, 50 и 100 млн. рублей). За последние три года льготой воспользовалось 9 налогоплательщиков (4 - в 2009 г., 7 - в 2010 г., 7 - в 2011 г.): семь из них занимаются производством пищевой и промышленной продукции, двое осуществляют строительство. Четыре налогоплательщика привлекли инвестиции в новое производство, четверо модернизировали существующие мощности, один потратил средства на приобретение новых основных средств. Выпадающие доходы бюджета в эти периоды составили 53 млн. рублей, 62 млн. рублей и 29 млн. рублей соответственно.
У данной группы налогоплательщиков рост среднегодовой стоимости основных средств (налоговой базы по налогу на имущество организаций) в 2010 году по отношению к предыдущему году составил 11% (с 7,4 млрд. руб. до 8,2 млрд. руб.), в 2011 году по отношению к 2010 году составил 19% (с 8,2 млрд. руб. до 9,8 млрд. руб.).
Сумма исчисленного налога на имущество организаций, применивших в 2009 - 2011 гг. рассматриваемую льготу, выросла в 2011 по сравнению с 2009 годом на 77 млн. руб.
Незначительное количество налогоплательщиков (менее 0,2% от их общего числа), применяющих рассматриваемую льготу, и несущественный рост их налогооблагаемой среднегодовой стоимости имущества не позволяют сделать однозначный вывод о высокой эффективности принятой льготы.
Дифференцированные ставки 5% и 7,5% (в зависимости от вида деятельности), предусмотренные региональным законодательством при применении упрощенной системы налогообложения, в случае, когда объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, в 2011 г. применял 151 налогоплательщик. Из них 33 были заняты в строительной отрасли, 29 - в здравоохранении, 19 - в гостинично-ресторанном бизнесе, 14 - в сфере информационных технологий, 11 - в образовании, 11 - в сфере производства пищевых продуктов, 7 - занимались изготовлением мебели, 4 - обработкой древесины и др.
В 2011 году по сравнению с предыдущим годом количество налогоплательщиков, применяющих дифференцированные ставки, увеличилось на 46,6%, расширился перечень осуществляемых видов деятельности. Налоговая база в целом увеличилась на 40,7%, а приходящаяся на одного налогоплательщика - уменьшилась на 4%. Выпадающие доходы бюджета возросли на 5 млн. рублей и составили в 2011 г. 20 млн. рублей.
Таким образом, пока рост налоговой базы на 5,9% отстает от роста количества налогоплательщиков, заявляющих дифференцированные налоговые ставки при применении упрощенной системы налогообложения.