Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 17 сентября 2010 г. по делу № А-10/65-2010

(извлечение)

8 сентября 2010 года объявлена резолютивная часть решения.
17 сентября 2010 года решение изготовлено в полном объеме.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства,
рассмотрев 8 сентября 2010 года дело по признакам нарушения открытым акционерным обществом <...> (далее - Общество) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выраженного в необоснованном уклонении от заключения договора об осуществлении технологического присоединения принадлежащего <...> гаража к электрическим сетям Общества и навязывании <...> технологически необоснованных условий технологического присоединения гаража, невыгодных для него и подлежащих выполнению в том числе и сетевой организацией - Общества,

установила:

<...> обратился в Амурское УФАС России с заявлением на действия Общества выраженные в отказе от технологического присоединения к электрическим сетям Общества принадлежащего заявителю на праве собственности гаража, расположенного в <...> квартале города <...> (заявленная мощность 5 кВт).
По результатам осуществления государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства и проверки представленных <...>, Общества сведений и документов, приказом Управления ФАС России по Амурской области от 23 августа 2010 г. № 328 в соответствии с частью 4 статьи 44 Закона о защите конкуренции возбуждено дело и создана комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (далее - Комиссия).
В письменных пояснениях и при рассмотрении дела <...> поддержал изложенные в заявлении доводы и указал, что 16 июня 2010 года обратился в Общество с заявлением на технологическое присоединение. 14 июля 2010 года <...> получены технические условия на электроснабжения гаража от 1 июля 2010 г. <...>, при этом сам договор, подписанный со стороны Общества в двух экземплярах, заявителю не передан. Пункт 2 технических условий содержит требование о разработке проекта-чертежа, при этом не указано какая из сторон (заявитель или сетевая организация) и на основании какого нормативного документа разрабатывает данный чертеж. Пункт 6 технических условий содержит требование о предъявлении представителям Ростехнадзора электроустановки для осмотра и допуска ее в эксплуатацию, что не требуется в силу п. 8 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 (далее - Правила). 16 июля 2010 года <...> в адрес Общества направлено письмо с предложением устранить допущенные нарушения. После 16 июля 2010 года <...> Обществом нарочно представлен проект договора об осуществлении технологического присоединения подписанный Обществом, однако в отсутствие печати организации. Доказательства получения указанного договора, а также сведения о конкретной дате его получения отсутствуют. 28 июля 2010 года <...> направил в адрес Общества предложение исключить из п. 6 представленных технических условий требование о предъявлении представителям Ростехнадзора электроустановки для осмотра и допуска ее в эксплуатацию, а также привести договор об осуществлении технологического присоединения и технические условия в соответствии с Правилами и в срок, установленный п. 15 Правил представить новую редакцию договора для подписания. В последующем 4 августа 2010 года в адрес <...> Общества направлены технические условия от 1 июля 2010 г. <...> в новой редакции, согласно которой из п. 6 исключены требования о предъявлении электроустановки для осмотра и допуска ее в эксплуатацию представителям Ростехнадзора.
Кроме того, <...> пояснил, что из представленных в его адрес технических условий не представляется возможным однозначно определить распределение обязательств по технологическому присоединению между сторонами, в том числе с учетом того, что <...> выполнение мероприятий возможно в границах его участка, а также не определен порядок разработки и согласования проекта-чертежа, выполнения электромонтажных работ, установки и согласования марки приборов учета, согласования их места нахождения, порядок выполнения испытаний электроустановки и предъявления ее к осмотру представителям филиала открытого акционерного общества <...> (далее - Общество-1). В настоящее время <...> уточняются адресные ориентиры места расположения здания гаража, в связи с этим <...> Общество извещено о недействительности поданной 16 июня 2010 года заявки, и последующей подаче новой заявки после изготовления нового технического паспорта на объект.
В письменных пояснениях Общества и при рассмотрении дела представители общества нарушений антимонопольного законодательства в действиях Общества не признали, сослались на порядок осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических к электрическим сетям, предусмотренный Правилами, пояснили, что 16 июня 2010 года от гражданина <...> поступила заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям гаража, расположенного в 86 квартале города <...> и принадлежащего заявителю на праве собственности, а 23 июня 2010 года от <...> поступило письменное заявление на выдачу технических условий. 1 июля 2010 года подготовлены технические условия <...> и проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрической сети и вручены Обществу лично <...> в течение 30 дневного срока, установленного п. 15 Правил. При этом представители Общества уточнили, что сам проект договора, подписанный со стороны Общества, вручен нарочно <...> 22 июля 2010 года, однако доказательства вручения проекта договора в указанный срок отсутствуют. Договор об осуществлении технологического присоединения до настоящего времени не заключен, так как находится на рассмотрении у <...>. В соответствии с п. 2.1.1 проекта договора предусмотрено выполнение обществом пункта 3 технических условий. 29 июля 2010 года в адрес Общества поступило письмо <...> о рассмотрении договора об осуществлении технологического присоединения, в котором содержится просьба об исключении п. 6 технических условий, которое было Обществом удовлетворено, в технические условия внесены соответствующие изменения. Новые технические условия направлены в адрес <...> 4 августа 2010 года заказным письмом. Доказательства вручения <...> технических условий, изложенных в новой редакции, отсутствуют.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду абзац 86 подпункта "в" пункта 2 постановления Правительства РФ от 21.04.2009 № 334 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям".

Также представители Общества пояснили, что согласно п. 26 Правил обязательства по выполнению требований, изложенных в технических условиях, относятся как на заявителя, так и на сетевую организацию, разграничение обязательств осуществляется договором. Общество сослалось на п. 1.3.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 января 2003 г. № 6, согласно которому получение технических условий в энергоснабжающей организации необходимо до начала монтажа электроустановок. Указали, что в ходе подготовки Общества технических условий место расположения объекта Общества в целях его фактического осмотра установлено не было, однако несмотря на это проект договора и технические условия были подготовлены. В последующем в адрес Общества поступило заявление от <...>, о признании заявки на технологическое присоединение, поданной им 16 июля 2010 года, недействительной. Плата за технологическое присоединение взимается в размере 550 рублей на основании приказа управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 6 августа 2010 г. № 85-пр/э. До этого при начислении платы за технологическое присоединение Общество руководствовалось положениями п. 17 Правил, п. 17 постановления Правительства РФ от 21 апреля 2009 г. № 334 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям".
На вопросы Комиссии и <...> представители Общества пояснили, что в соответствии с условиями п. 2.1.1 договора об осуществлении технологического присоединения в обязанности Общества входит выполнение всех мероприятий технических условий от 1 июля 2010 г. <...>, за исключением мероприятий, которые потребитель должен выполнять в границах своего объекта (установка приборов учета, автомата защиты, заземление, подготовка проекта-чертежа в пределах гаража). Согласование места расположения приборов учета <...> необходимо в целях обеспечения свободного доступа для снятия показателей приборов учета. К прибору учета предъявляются требования только о соответствии классу точности. Необходимости подачи дополнительно заявки на технические условия при осуществлении технологического присоединения к электросетям не имеется.
Комиссия Амурского УФАС России, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, а также исследовав представленные в материалы дела документы, установила следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов и дает такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Пунктом 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях" следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях" предусмотрено, что субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
Из устава Общества, утвержденного 30 июня 2010 года, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что к видам деятельности указанного общества относятся передача и распределение электрической энергии, а также деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей, производство электромонтажных работ.
Как предусмотрено ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть. Объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Статьей 3 Закона об электроэнергетике также установлено, что услуги по передаче электрической энергии представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно разделу I Основных направлений реформирования электроэнергетики Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2001 г. № 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации" под распределением электрической энергии (мощности) понимается оказание коммерческим организациям независимо от организационно-правовой формы - субъектам оптового и розничных рынков услуг по поставке электрической энергии (мощности) потребителям по электрическим сетям.
Согласно Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), утвержденного приказом Ростехрегулирования от 22 ноября 2007 г. № 329-ст), а также постановление Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. № 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" (вместе с "Общероссийским классификатором видов экономической деятельности. ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1)") распределение электроэнергии включает в себя распределение электроэнергии на всех видах электростанций, распределение электроэнергии по электрическим сетям, которые доводят до конечных потребителей (населения, промышленных предприятий и т.п.) электроэнергию, поступающую от генерирующих мощностей или передающих систем, деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению технологическими процессами на электростанциях и в электрических сетях.
Таким образом, распределение электроэнергии по электрическим сетям конечным потребителям входит в комплекс организационно и технологически связанных действий по оказанию услуг по передаче электроэнергии, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей потребителям.
Приказом Амурского УФАС России от 23 мая 2010 г. № 89 Общество включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, с долей на рынке по оказанию услуг по распределению электроэнергии в географических границах рынка - города более 65 процентов.
Согласно п. 3, п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования); экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Из содержания ст. 26 Закона об электроэнергетике п. 6 Правил следует, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Согласно п. 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861, договор оказания услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет.
Пунктом 3 Правил, предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им указанных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Процедура технологического присоединения предусмотрена п. 7 Правил.
Порядок заключения договора технологического присоединения, в том числе в отношении лиц, направивших заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, предусмотрен п. 8, п. 14, п. 15 Правил.
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя (п. 8 Правил).
Лицам, направившим заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, сетевая организация обязана направить заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки (п. 14, п. 15 Правил).


При отсутствии сведений и документов, указанных в 14 Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах в течение 15 рабочих дней с даты получения недостающих сведений.
Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 30 дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.
В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его Правилам заявитель вправе направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие Правилам.
Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае направления заявителем в течение 30 дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием о приведении его в соответствие Правилам сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие Правилам в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания.
Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию (п. 15 Правил).
Согласно п. 16 Правил договор должен содержать существенные условия, в том числе о перечне мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательствах сторон по их выполнению, а также сроке осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пункте 14 Правил.
Обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пункте 14 Правил, распределяются следующим образом:
заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя (п. 16.3 Правил).
Пунктом 18 Правил предусмотрены мероприятия по технологическому присоединению, в том числе подготовка сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором; разработка сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями; разработка заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями; проверка сетевой организацией выполнения заявителем технических условий и осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям.
Согласно п. 25.1 Правил в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктом 14 Правил, должны быть указаны точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя; обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств; требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности; распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий:
в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, - для заявителя;
до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, - для сетевой организации.
Как следует из представленных заявителем и Обществом в Амурское УФАС России сведений и документов, 16 июня 2010 года <...> обратился в адрес Общества с заявкой на технологическое присоединение принадлежащего ему на праве собственности гаража, расположенного в <...> квартале города <...>, указав в заявке необходимые данные, в том числе о мощности энергопринимающего устройства - 5 кВт, а также представив к заявке копии свидетельства о регистрации права собственности на гараж <...>, технического паспорта на гараж по состоянию на 14 октября 2005 года, гражданского паспорта <...>, схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории от 16 декабря 2009 г. <...>, отражающую сведения о месте расположения гаража.
23 июня 2010 года <...> обратился в Общество с заявлением о выдаче технических условий на электроснабжение гаража, указав необходимые сведения об энергопринимающем устройстве.
1 июля 2010 года Общество подготовлены технические условия на электроснабжение гаража в квартале <...>.
16 июля 2010 года <...> в связи с нарушением Общества срока представления проекта договора об осуществлении технологического присоединения, установленного п. 15 Правил, а также включением в полученные им 14 июля 2010 года технические условия требования о предъявлении представителям Ростехнадзора электроустановки для осмотра и допуска ее в эксплуатацию в нарушение п. 8 Правил, обратился в адрес Общества с предложением направить в его адрес проект договора и устранить допущенные нарушения.
Доказательства подготовки 1 июля 2010 года и направления Обществом в адрес <...> подписанного Обществом проекта договора на технологическое присоединение в сроки, установленные п. 15 Правил (в течение 30 дней - до 16 июля 2010 года), ни заявителем, ни Обществом не представлены. Направленная Обществом в Амурское УФАС России копия проекта договора об осуществлении технологического присоединения объекта, принадлежащего <...>, Обществу не подписана.
Вместе с тем, обратившись в Общество 28 июля 2010 года, <...> по результатам рассмотрения представленного ему договора об осуществлении технологического присоединения сообщил, что п. 6 выданных ему Обществом технических условий не соответствует п. 8 Правил, просил привести договор об осуществлении технологического присоединения и технические условия в соответствие Правилам и представить исправленный проект договора в срок, предусмотренный п. 15 Правил (5 дней).
4 августа 2010 года Общество направило <...> технические условия от 1 июля 2010 г. <...> с учетом внесенных изменений в п. 6 технических условий (квитанция об отправке от 4 августа 2010 года). Доказательства внесения Обществом каких-либо изменений в проект договора об осуществлении технологического присоединения и направления исправленного проекта договора в адрес <...> в установленный п. 15 Правил срок не представлено.
Доказательства получения <...> технических условий от 1 июля 2010 г. <...>, изложенных в новой редакции, сторонами в Амурское УФАС России не представлены.
Вместе с тем, как указывалось ранее в силу п. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике договор технологического присоединения является публичным.
В силу п. 1, п. 2 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Доказательства отсутствия технологической возможности технологического присоединения сторонами не представлены.
Таким образом, следует, что Общество фактически уклоняется от заключения договора на технологическое присоединение энергопринимающего устройства <...>, что выразилось в нарушении Общества предусмотренного п. 15 Правил срока направления подписанного проекта договора об осуществлении технологического присоединения с прилагаемыми к нему техническими условиями, а также непредставлении заявителю новой редакции проекта договора для подписания с учетом замечаний заявителя в срок, установленный также п. 15 Правил.
Кроме того, исходя из мероприятий по технологическому присоединению, отраженных в технических условиях от 1 июля 2010 г. <...>, а также пунктов 2.1.1, 2.2.3, 2.2.4 представленного проекта договора об осуществлении технологического присоединения, выполнение указанных мероприятий за исключением п. 3 технических условий возлагаются только на потребителя, в том числе разработка проекта-чертежа (не указано, что заявителем данный проект-чертеж выполняется в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя), установление защиты, а также приборов учета электроэнергии, выполнение заземления, производство электромонтажных работ (также не указано, что заявителем данные мероприятия выполняются в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя), производство испытаний и измерений смонтированных электроустановок в нарушение п. 18, п. 25.1 Правил.
Однако возложение обязанности выполнения указанных мероприятий только на <...>, исходя из требований Правил, является необоснованным.
Как указывалось ранее, процедура технологического присоединения предусмотрена п. 7 Правил. Пунктами 15, 20 Правил установлены сроки подготовки и направления потребителю договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору.
Доказательства заключения <...> и Обществом договора об осуществлении технологического присоединения и соответственно согласования сторонами условий договора, в том числе о распределении обязательств по выполнению мероприятий по технологическому присоединению, изложенных в технических условиях, не представлены.
Технические условия выданные Обществом <...> в противоречие пп. "г" п. 25.1 Правил не содержат условия о распределении обязанностей между сторонами по исполнению технических условий: в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, - для заявителя; до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, - для сетевой организации.
Возложение пунктом 1 технических условий на <...> обязанности заключения договора технологического присоединения противоречит указанным положениям Правил и не может быть включено в технические условия, которые сами по себе согласно Правил являются приложением к уже заключенному договору.
Пунктом 2 технических условий предусмотрена разработка проекта-чертежа, однако не указано какого именно и в каких границах. Однако в силу п. 18 Правил разработка проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, относится как к заявителю, так и сетевой организации. При этом разработка заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, осуществляется за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.
Согласно п. 18, 25.1 Правил осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями, а также электромонтажные работы - строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии выполняются сетевой организацией, в связи с этим возложение обязанностей по выполнению пунктов 4, 5 технических условий только на <...> является также необоснованным.
Согласно п. 7 технических условий на <...> возложена обязанность по заключению договора электроснабжения.
Как установлено ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Заключение договора энергоснабжения в силу публичного характера, исходя из ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, является обязательным для поставщика энергии, а не контрагента - потребителя. Понуждение потребителя к заключению договора энергоснабжения в силу ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается.
В отношениях с <...> Общество выступает сетевой организацией, а не поставщиком электроэнергии, а заключение договора энергоснабжения, исходя из указанной нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, опосредовано наличием технологического присоединения к сетям энергоснабжающей организации. Заключение договора энергоснабжения осуществляется потребителем с поставщиком энергии самостоятельно.
Следовательно, Общество не может устанавливать для <...> обязанность заключения договора электроснабжения в рамках осуществления мероприятий по технологическому присоединению, и включать данную обязанность в технические условия. Заключение договора электроснабжения не относится к указанным в Правилах мероприятиям технологического присоединения.
Таким образом, выданные <...> технические условия на электроснабжение от 1 июля 2010 г. <...>, являющиеся обязательным приложением к договору на технологическое присоединение, подготовлены в отсутствие данного договора и без распределения обязанностей по выполнению мероприятий по технологическому присоединению между заявителем и сетевой организацией, что свидетельствует о навязывании <...> технологически необоснованных условий технологического присоединения, невыгодных для него и подлежащих выполнению в том числе и сетевой организацией - Обществом.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что в действиях Общества, усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выраженные в необоснованном уклонении от заключения договора об осуществлении технологического присоединения принадлежащего <...> гаража к электрическим сетям Общества (пункт 3 части 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции) и навязывании <...> технологически необоснованных условий технологического присоединения жилого дома, невыгодных для него и подлежащих выполнению в том числе и сетевой организацией - Обществом (пункт 5 части 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции).
При этом Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что в адрес Общества поступило заявление от <...> о признании недействительной заявки на технологическое присоединение, поданной им 16 июля 2010 года, в связи с уточнением адресных ориентиров места расположения принадлежащего ему гаража. Сведения об отзыве заявки представлены Обществом в Амурское УФАС России 3 сентября 2010 года. Однако, факт совершения Обществом в ходе осуществления мероприятий по технологическому присоединению гаража <...> и до отзыва указанной заявки действий, нарушающих ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, подтверждается материалами дела. Последующий отзыв поданной <...> заявки не свидетельствует о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства и его последствий Общества, а также об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях Общества, следовательно, не может являться основанием для прекращения производства по настоящему делу на основании п. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия Амурского УФАС России

решила:

1. Признать действия Общества, выраженные в необоснованном уклонении от заключения договора об осуществлении технологического присоединения принадлежащего <...> гаража к электрическим сетям Общества и навязывании <...> технологически необоснованных условий технологического присоединения гаража, невыгодных для него и подлежащих выполнению в том числе и сетевой организацией - Обществом, нарушившими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать Обществу предписание о недопущении нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru