УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 3 сентября 2010 г. по делу № Р-16/11-2010
(извлечение)
25 августа 2010 года объявлена резолютивная часть решения.
3 сентября 2010 года решение изготовлено в полном объеме.
Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе
рассмотрев дело <...> по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований статьи 16
, части 1 статьи 28
Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", далее - Федеральный закон "О рекламе") по фактам размещения в общественно-политической газете <...> за 23 - 30 июня 2010 г.:
- текстов реклам без пометок "реклама" или "на правах рекламы" (на 1-й, 14 - 20-х стр.);
- рекламы страховых услуг "МСК <...> ...", в которой не содержится наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (организационно-правовая форма, полное наименование) - на 17-й стр.,
установила:
В Амурское УФАС России поступило заявление <...> (исх. <...>, вх. <...>) о нарушении требований статьи 16
Федерального закона "О рекламе" при размещении в газете <...> за 23 - 30 июня 2010 г., текстов реклам без сопровождения пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы": общества с ограниченной ответственностью <...> (далее - Общество-1), общества с ограниченной ответственностью <...> (далее - Общество-2), "АНК", П. в." (на 14 - 15 стр.), "МСК" (на 17 стр.), "ЯМЗ", "К. к." (на 18 стр.), "M." (на 19 стр.), "Т.", База "С.", мебель "Ф. С." (на 20 стр.), а также на информационной рекламы на обложке. Заявитель просила разобраться с данными случаями нарушения.
13 августа 2010 года по данным фактам Амурским УФАС России возбуждено дело <...> по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований статьи 16
, части 1 статьи 28
Федерального закона "О рекламе") в отношении общества с ограниченной ответственностью <...> (далее - Общество-3) - рекламораспространителя.
В ходе рассмотрения данного дела, исследовав его материалы, заслушав участвующих в деле лиц, установлены следующие обстоятельства.
На территории области распространяется периодическое печатное средство массовой информации - газета <...>, на обложке и в выходных данных которого не содержится информация о его специализации на сообщениях и материалах рекламного характера.
Амурским УФАС России установлено, что примерная тематика и (или) специализация газеты: общественно-политическая, учредителем газеты является закрытое акционерное общество <...> (далее - Общество-4) (копия свидетельства о регистрации средства массовой информации <...>, выданного Госкомитетом Российской Федерации по печати). Общество-3 получило права на издание (печать) и распространение данного периодического печатного издания на территории города в соответствии с договором <...>, заключенным с Обществом-4 (копия указанного договора, информационное письмо Общества-4 <...>).
То есть, газета <...> является периодическим печатным изданием, не специализирующимся на сообщениях и материалах рекламного характера.
В соответствии со статьей 16
Федерального закона "О рекламе": размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
Следовательно, размещенные в вышеназванной общественно-политической газете тексты реклам должны сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".
Тогда как, в общественно-политической газете <...> за 23 - 30 июня 2010 г., размещены информационные тексты, являющиеся рекламой в силу пунктов 1
- 3 статьи 3
Федерального закона "О рекламе", поскольку указанная в них информация адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование и (или) поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке, которые не сопровождаются пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы", а именно:
на 1-й и 17-й стр.:
- "... СМОТРИ РОССИЯ <...> ...";
на 14-й стр.:
- "Общество-1" <...>";
на 15-й стр.:
- "... природная питьевая столовая вода <...> В. <...>";
- "Общество-2" <...>";
- "... общество с ограниченной ответственностью <...> (далее - Общество-5) <...>";
на 16-й стр.:
- "B. B. ЕЖЕГОДНАЯ МОЙКА МОТОЦИКЛОВ М. 2010 <...>";
- "Приглашаем Вас посетить бесплатный семинар "Реклама в Интернете. Возможности и перспективы." <...>";
на 17-й стр.:
- "Общество Комплексное страхование квартир <...>";
на 18-й стр.:
- "СК Д.-К. <...>";
- "К. К. <...>";
на 19-й стр.:
- "M. Оптово-розничная компания "M." <...>";
на 20-й стр.:
- "Т. И Р.<...>";
- "БАЗА "С." <...>";
- "Ф. С. ТОРГОВЫЙ ДОМ <...>".
Следовательно, вышеназванная реклама не соответствует требованиям статьи 16
Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 1 статьи 28
Федерального закона "О рекламе": реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В силу статьи 54
Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) - далее - ГК РФ: юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
В соответствии со статьей 4.1
Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации":
1. Участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, являются:
1) страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели;
2) страховые организации;
3) общества взаимного страхования;
4) страховые агенты;
5) страховые брокеры;
6) страховые актуарии;
7) федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) (далее - орган страхового надзора);
8) объединения субъектов страхового дела, в том числе саморегулируемые организации.
2. Страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые актуарии являются субъектами страхового дела.
Деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию, за исключением деятельности страховых актуариев, которые подлежат аттестации.
Сведения о субъектах страхового дела подлежат внесению в единый государственный реестр субъектов страхового дела в порядке, установленном органом страхового надзора.
3. Наименование (фирменное наименование) субъекта страхового дела - юридического лица должно содержать:
1) указание на организационно-правовую форму субъекта страхового дела;
2) указание на вид деятельности субъекта страхового дела с использованием слов либо "страхование" и (или) "перестрахование", либо "взаимное страхование", либо "страховой брокер", а также производных от таких слов и словосочетаний;
3) обозначение, индивидуализирующее субъект страхового дела.
Тогда как в рекламе страховых услуг "МСК <...> Комплексное страхование квартир <...>", размещенной на 17-й стр. вышеназванного номера газеты, содержится наименование юридического лица, оказывающего эти страховые услуги, отличное от официально зарегистрированного наименования и не содержится указания на организационно-правовую форму данного юридического лица.
Так установлено, что открытое акционерное общество (далее - Общество-6) является действующим юридическим лицом: ОГРН <...>, ИНН/КПП <...>/<...> (сведения, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц на 21 августа 2010 г., содержащихся на официальном сайте ФНС России: <...> Федеральной службой страхового надзора выдана лицензия серии <...> на осуществление страхования страховой организации Общество-6, регистрационный номер по единому государственному реестру субъектов страхового дела № <...>. филиал Общества-6 расположен по адресу: <...>, телефон: <...>.
То есть, вышеуказанная реклама не соответствует требованиям части 1 статьи 28
Федерального закона "О рекламе".
В силу статьи 12
Федерального закона "О рекламе": рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное.
При подготовке дела к рассмотрению и во время его рассмотрения, исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле представителей Общества-3 установлено, что обществом с обществом с ограниченной ответственностью <...> (далее - Общество-7) заключен договор № <...> оказания информационных услуг от <...>, в соответствии с которым Общество-3 разместило в газете <...>, за 23 - 30 июня 2010 г., на 1-й и 17-й стр. рекламу "... СМОТРИ РОССИЯ <...>".
Тогда как, указанные в статье 12
Федерального закона "О рекламе" рекламные материалы и договоры по остальным вышеназванным рекламам, опубликованным в газете <...>, за 23 - 30 июня 2010 г., на 14 - 20-х стр., у Общества отсутствуют.
То есть, вышеуказанная реклама ("Общество-1" ...", "... природная питьевая столовая вода ... В. ...", "Общество-2" ...", "... Общество-5" ...", "B.B. ЕЖЕГОДНАЯ МОЙКА МОТОЦИКЛОВ М. 2010 ...", "Приглашаем Вас посетить бесплатный семинар "Реклама в Интернете. Возможности и перспективы." ...", "СК Д.-К. ...", "К. К. ..."; "... Оптово-розничная компания "M." (<...>) ...", "Т. ДЛЯ Д. И Р. ...", "БАЗА "С." ...", "Ф. С. ТОРГОВЫЙ ДОМ ...", "МСК <...> Комплексное страхование квартир ...") не соответствует требованиям статьи 12
Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3
Федерального закона "О рекламе": ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 38
Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных статьей 16
, частью 1 статьи 28
, статьей 12
Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель. Согласно пункта 7 статьи 3
Федерального закона "О рекламе" рекламораспространителем данной рекламы является издатель средства массовой информации газеты <...> - Общество-3, место нахождения: <...>, ОГРН <...>, ИНН/КПП <...>/<...>.
Представители Общества признали факты нарушения требований Федерального закона
"О рекламе", пояснили, что данный выпуск газеты <...> был подготовлен в очень короткие сроки, в связи с чем и были допущены ошибки в оформлении рекламы.
Комиссия Амурского УФАС России считает, что Общество-3, являясь издателем средства массовой информации общественно-политической газеты <...>, рекламораспространителем текстов вышеназванных реклам, имело возможность:
внести в них необходимые пометки, наименование лица, оказывающего страховые услуги (в том числе официально зарегистрированное наименование и указание на его организационно-правовую форму);
хранить в течение года со дня последнего распространения реклам в газете <...> или со дня окончания сроков действия договоров на производство, размещение и распространение текстов реклам - рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также вышеназванные договоры, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное,
что исключило бы нарушение требований статьи 16
, части 1 статьи 28
, статьи 12
Федерального закона "О рекламе", однако не предприняло для этого необходимых мер.
На основании изложенного, установлены факты нарушения Обществом-3 (рекламораспространителем) требований статьи 16
, части 1 статьи 28
, статьи 12
Федерального закона "О рекламе".
Комиссией Амурского УФАС России принята к сведению информация представителей Общества о том, что нарушение требований Федерального закона "О рекламе" произошло по вине должностного лица Общества-3 - технического редактора газеты <...> (приказ (распоряжение) Общества-3 о приеме работника на работу <...>, трудовой договор <...>, должностная инструкция технического редактора Общества-3 <...>). Согласно частей 4
и 7 статьи 38
Федерального закона "О рекламе" к вышеназванному должностному лицу Общества-3 необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством
Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обществу-3 - издателю данной газеты, рекламораспространителю размещаемой в ней рекламы, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33
, частями 1
и 3 статьи 36
Федерального закона "О рекламе", пунктом 44
Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. № 508, выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований статей 16
, 12
, части 1 статьи 28
Федерального закона "О рекламе"):
а) о прекращении распространения в общественно-политической газете <...>, в периодическом печатном издании, не специализирующемся на сообщениях и материалах рекламного характера, текстов реклам:
без сопровождения пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы";
"МСК <...> Комплексное страхование квартир ..." - рекламы страховых услуг, не содержащей наименования или имени лица, оказывающего эти услуги, в том числе не содержащей полного наименования юридического лица и указания на его организационно-правовую форму,
не соответствующих требованиям статьи 16
, части 1 статьи 28
Федерального закона "О рекламе";
б) о хранении в соответствии с требованиями статьи 12
Федерального Закона "О рекламе" в течение года со дня последнего распространения в общественно-политической газете
<...> текстов реклам или со дня окончания сроков действия договоров на их производство, размещение и распространение:
рекламных материалов или их копий, в том числе всех вносимых в них изменений, а также вышеназванных договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33
, частью 1 статьи 36
Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37
- 42
Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламой тексты реклам, размещенных Обществом-3 в общественно-политической газете <...>, за 23 - 30 июня 2010 г., в периодическом печатном издании, не специализирующемся на сообщениях и материалах рекламного характера, а именно:
на 1-й и 17-й стр.:
- "... СМОТРИ РОССИЯ <...> ...",
поскольку в ней нарушены требования статьи 16
Федерального закона "О рекламе";
на 14-й стр.:
- "Общество-1" ...";
на 15-й стр.:
- "... природная питьевая столовая вода ... В. ...";
- "Общество-2" ...";
- "... Общество-5 ...";
на 16-й стр.:
- "B. B. ЕЖЕГОДНАЯ МОЙКА МОТОЦИКЛОВ М. 2010 ... <...>";
- "Приглашаем Вас посетить бесплатный семинар "Реклама в Интернете. Возможности и перспективы." ... <...> ...";
на 18-й стр.:
- "СК Д.-К. ...";
- "К. К. ...";
на 19-й стр.:
- "... Оптово-розничная компания "M." (<...>) ...";
на 20-й стр.:
- "Т. ДЛЯ Д.И Р. ...";
- "БАЗА "С." ...";
- "Ф. С. ТОРГОВЫЙ ДОМ ...",
поскольку в ней нарушены требования статей 12
и 16
Федерального закона "О рекламе";
на 17-й стр.:
- "МСК <...> Комплексное страхование квартир ...",
поскольку в ней нарушены требования статей 12
и 16
, части 1 статьи 28
Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать <2>
Обществу-3 (рекламораспространителю)
предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. <3>
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.3
, 19.31
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица Общества-3 - технического редактора газеты <...>.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
--------------------------------
<1> При необходимости указывается: не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
<2> При необходимости указывается "Не выдавать" с изложением причин такого решения.
<3> П. 3 решения заполняется в случае признания рекламы ненадлежащей и выявления оснований для возбуждения дела об административном правонарушении. В противном случае указывается: оснований для возбуждения дела об административном правонарушении не усматривается.