Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 16 марта 2010 года

(извлечение)

2 марта 2010 года объявлена резолютивная часть решения.
16 марта 2010 года решение изготовлено в полном объеме.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Амурской области (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
рассмотрев дело по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в бездействии администрации З. сельсовета по непроведению конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными жилыми домами в порядке, установленном статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и статьей 18 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие ЖК РФ), а также в действиях администрации З. сельсовета и муниципального унитарного предприятия (далее - МУП) по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в совершении действий по заключению соглашений между органом местного самоуправления и коммерческой организацией, в результате заключения которых ограничен доступ на товарный рынок хозяйствующих субъектов,

установила:

в Управление Федеральной антимонопольной службы России по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) поступило обращение открытого акционерного общества на бездействие органов местного самоуправления муниципальных образований района в нарушении антимонопольного законодательства, в том числе, администрации З. сельсовета, выразившегося, по мнению открытого акционерного общества, по непроведению в срок до 1 мая 2008 года открытого конкурса по отбору управляющей организаций по управлению многоквартирными домами, собственники жилых помещений в которых не определились со способом управления или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирными домами не было ими реализовано до 1 января 2007 года согласно пункту 1 статьи 18 Закона о введении в действие ЖК РФ.
В ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства в отношении З. сельсовета и муниципального унитарного предприятия (далее - МУП) было установлено, что на территории З. сельсовета действует договор от 24 июня 2008 года, заключенный между администрацией З. сельсовета и МУП о закреплении на праве хозяйственного ведения за МУП, в том числе, жилых домов, расположенных на территории З. сельсовета, а также договор от 24 июня 2008 года, заключенный между администрацией З. сельсовета и МУП по управлению многоквартирными домами, находящимися на территории З. сельсовета без проведения торгов.
По результатам рассмотрения обращения открытого акционерного общества, а также мероприятий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, было принято решение о возбуждении дела в отношении администрации З. сельсовета по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и в отношении администрации З. сельсовета и МУП по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Представитель открытого акционерного общества дополнил доводы, изложенные в обращении, тем, что в результате непроведения открытого конкурса, отсутствия до настоящего времени организации, на которую должны быть возложены функции управления многоквартирными домами, находящимися на территории З. сельсовета, открытое акционерное общество несет убытки, связанные, в том числе, с потерями электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
Представитель администрации З. сельсовета пояснил, что на территории З. сельсовета 23 июня 2008 года создано МУП с целью управления многоквартирными домами, в связи с чем конкурс по выбору управляющей организации по управлению многоквартирными домами, находящимися на территории З. сельсовета, не проводился. Иных организаций, предоставляющих данного рода услуги, на территории З. сельсовета нет.
Представитель МУП пояснил, что до настоящего времени осуществляет управление многоквартирными домами, находящимися на территории З. сельсовета.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей открытого акционерного общества, администрации З. сельсовета, представителя МУП, Комиссия установила, что в бездействии администрации З. сельсовета, а также в действиях по заключению соглашений между органом местного самоуправления и коммерческой организацией, имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 4 ЖК РФ установлено, что отношения по поводу управления многоквартирными домами регулирует жилищное законодательство Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном жилом доме обязаны выбрать один из способов управления домом. Способ управления, в свою очередь, выбирается на общем собрании собственников и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения (пункт 3 статьи 161 ЖК РФ). Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляется протоколом в порядке, установленном общим собранием собственников жилых помещений (пункт 1 статьи 46 ЖК РФ). При выборе способа управления многоквартирным домом, в соответствии с частью 10 статьи 162 ЖК РФ, передается техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с вопросом управления домом.
В соответствии с положениями части 4 статьи 161 ЖК РФ, статьи 18 Закона о введении в действие ЖК РФ, с учетом изменений, внесенных статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 251-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в статью 18 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", орган местного самоуправления проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было ими реализовано (в редакции Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации").
Субъекты Российской Федерации вправе установить сроки начала и окончания проведения указанных конкурсов для всех или отдельных муниципальных образований при условии их проведения не позднее 1 мая 2008 года. Порядок проведения открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами определен постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. № 75 "О порядке проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 165 ЖК РФ, в целях создания условий для управления многоквартирными домами, органы местного самоуправления обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций, независимо от организационно-правовых форм. Надлежащее выполнение процедуры передачи управления многоквартирным домом выбранной управляющей организации имеет ключевое значение для формирования конкурентного рынка услуг по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Товаром признается объект гражданских прав (в том числе, работа, услуга, финансовая услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Под услугами по управлению многоквартирными домами понимаются оказываемые управляющей организацией работы и услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а также осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Покупателями указанных услуг являются собственники и наниматели жилых помещений (квартир).
Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции указывает, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Кроме этого, Комиссией установлено, что договор от 24 июня 2008 года о передаче имущества в хозяйственное ведение МУП, а также договор от 24 июня 2008 года об управлении многоквартирными домами, заключенные между МУП и администрацией 3. сельсовета, являются соглашениями между органом местного самоуправления и коммерческой организацией, в результате заключения которых ограничен доступ на товарный рынок по предоставлению услуг по управлению многоквартирными домами, находящимися на территории З. сельсовета, иным хозяйствующим субъектам.
В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения, в том числе, между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
При анализе представленных документов и информации, поступившей в Амурское УФАС России установлено, что на территории района предоставление услуг по управлению многоквартирными домами, находящимися на территориях поселений данного района, могут осуществлять несколько организаций, в том числе: МУП, ООО-1, ООО-2, ООО-3.
Из представленных администрацией З. сельсовета, по запросу Амурского УФАС России, документов усматривается, что способ управления не выбран в трех многоквартирных домах, расположенных на территории З. сельсовета.
Таким образом, бездействие администрации З. сельсовета, выразившееся в непроведении конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, находящимися на территории З. сельсовета, нарушает часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а действия, совершенные администрацией З. сельсовета и МУП по заключению договора от 24 июня 2008 года о передаче, в хозяйственное ведение МУП, в том числе, многоквартирных жилых домов и договора от 24 июня 2008 года по управлению многоквартирными домами, являются нарушением статьи 16 Закона о защите конкуренции, т.к. привели к ограничению конкуренции среди хозяйствующих субъектов, действующих на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

решила:

1. Признать бездействие администрации З. сельсовета нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в непроведении открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, находящимися на территории З. сельсовета.
2. Признать действия администрации З. сельсовета и МУП по заключению между ними договора от 24 июня 2008 года о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения (в части включения в перечень переданного имущества многоквартирных домов, расположенных на территории З. сельсовета и по заключению между ними договора от 24 июня 2008 года на управление многоквартирными домами, находящимися на территории З. сельсовета нарушением статьи 16 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать администрации З. сельсовета и МУП предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд области в течение трех месяцев со дня его вынесения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru