Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


КИРОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 августа 2010 г. по делу № 2-2719/10

Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,
при секретаре К.О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Ярославля к мэрии г. Ярославля о признании недействующим нормативного акта в части,

установил:

постановлением мэра г. Ярославля от 6 апреля 2009 года № 872 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство.
Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство опубликован в газете "Городские новости" № 26 от 11.04.2009.
Прокурор г. Ярославля обратился в суд с заявлением об оспаривании положений пункта 2.3 и 3.2 указанного Административного регламента. В заявлении указано, что согласно п. 2.3 раздела 2 Административного регламента департамент отказывает в приеме и рассмотрении документов в случае ненадлежащего оформления заявления (при отсутствии сведений о застройщике, подписи заявителя), несоответствия приложенных к заявлению документов документам, указанным в заявлении. В соответствии с п. 3.2 раздела 3 Административного регламента в случае ненадлежащего оформления заявления о предоставлении муниципальной услуги (при отсутствии сведений о застройщике, подписи заявителя), несоответствия приложенных к заявлению документов документам, указанным в заявлении, работник возвращает документы заявителю и разъясняет ему причины возврата. В случае надлежащего оформления заявления и соответствия приложенных к нему документов документам, указанным в заявлении, работник в установленном порядке регистрирует заявление, ставит отметку о принятии документов к рассмотрению на копии (втором экземпляре) заявления, которая возвращается заявителю и назначает день, в который заявителю необходимо явиться за получением результата предоставления муниципальной услуги (через 10 дней со дня регистрации заявления). Аналогичная процедура предусмотрена при принятии заявлений о продлении срока действия разрешения на строительство (заявления о продлении срока действия разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства). Указанные положения нормативного правового акта не соответствуют требованиям градостроительного и антикоррупционного законодательства. Ст. 51 ГрК РФ и федеральное законодательство не содержит положений, предусматривающих случаи отказа в принятии документов, либо возврата документов заявителям. Кроме того, оспариваемый нормативный акт содержит коррупциогенные факторы, поскольку принят с нарушением компетенции органа местного самоуправления, а также устанавливает неопределенные требования к гражданам и организациям при предоставлении муниципальной услуги.
В судебном заседании помощник прокурора г. Ярославля Трухмаева Е.Г. доводы заявления поддержала.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" принят 27.07.2010, а не 27.07.2020.

Представители мэрии г. Ярославля Б.Б.В. и А.А.Д. с заявлением не согласились. Б.Б.В. представлен письменный отзыв на заявление, согласно которому выдача разрешений на строительство является вопросом местного значения городского округа (п. 26 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ), в целях решения вопросов местного значения ОМСУ обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов (п. 1 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Федеральным законом от 27.07.2020 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" прямо предусмотрена обязательность принятия регламентов. В силу содержащихся в данном законе норм (ч. 1 ст. 13, ч. 15 ст. 13, п. 4 ст. 2 Закона № 210-ФЗ), разработка регламента осуществляется органом, предоставляющим услугу; утверждение регламента осуществляется в порядке, установленном местной администрацией; регламент устанавливает порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. То есть довод о несоответствии компетенции ОМСУ принятого акта явно произволен и надуман. Оспариваемые нормы не содержат неопределенные требования к заявителям. Из нормы следует закрытый перечень требований к заявлению, которые являются определенными. Отсутствие в ГрК РФ оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство не свидетельствует о неправомерности установления данных норм в Административном регламенте. Градостроительным кодексом РФ не регулируются вопросы делопроизводства, оформления и приема документов и отражение их в муниципальном правовом акте не может противоречить ГрК РФ. Ст. 12 Федерального закона № 210-ФЗ устанавливает то, что стандарт предоставления муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги. Неясно, чему противоречит норма, предусматривающая дату получения результата услуги, из п. 3.5 очевидно, что в случае неявки заявителя разрешение отправляется почтой. Заявитель имеет выбор: либо в день получения документов получить разрешение непосредственно в органе власти либо же получить его по почте. Все основания отказа в приеме документов обоснованы и разумны и представляют собой минимальные требования к оформлению заявления. При этом все недостатки в оформлении заявления могут быть устранены заявителем непосредственно при подаче заявления в департаменте. Все три обстоятельства обоснованны, соответствие документов, указанных в заявлении, реально прилагаемым документам позволяет избежать споров относительно получения департаментом документов. Установление исчерпывающе понятных требований для приема заявления призвано обеспечить прозрачность деятельности ОМСУ и препятствовать предъявлению правоприменителем избыточных требований к гражданам. Отсутствие указанных норм создаст неопределенность требований и возможность усмотрения правоприменителя, что является коррупциогенным фактором. Исключение этих норм будет препятствовать реализации прав граждан на получение муниципальной услуги. Наличие спорных норм прямо следует из существа разрешительной деятельности, общеизвестных правил оформления документов, гражданского законодательства. Документ, в котором отсутствуют сведения о заявителе и его подпись, нельзя считать "заявлением", из него не следует волеизъявление лица на установление прав и обязанностей, возникающих из разрешения на строительство, само лицо может быть непонятно и неизвестно его местонахождение. Более того, сведения о заявителе необходимы для принятия решения по заявлению, оформления разрешения и подлежат включению в указанное разрешение. Прием заявления, в котором содержится искаженная информация о приложениях, указаны неприложенные приложения, также невозможен, поскольку правила о проверке комплексности прилагаемых документов очевидны и орган власти не должен регистрировать то, что к нему не поступало. Просит отказать прокурору в его требованиях.
Выслушав прокурора, представителей мэрии г. Ярославля, суд находит требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. ст. 7, 82 Устава города Ярославля, утвержденного Решением муниципалитета города Ярославля от 16 октября 199 года № 42, мэр города Ярославля - высшее должностное лицо, глава города, возглавляет мэрию города Ярославля.
В соответствии со ст. 88 Устава города Ярославля, мэр города в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Ярославской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами муниципалитета, издает постановления мэрии города Ярославля по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления федеральными законами и законами Ярославской области, а также распоряжения мэрии города Ярославля по вопросам организации работы мэрии.
Пунктом 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства отнесен к вопросам местного значения городского округа. В силу ст. 17 названного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 10 части 2 статьи 87 Устава г. Ярославля, а не части 1 статьи 87.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 87 Устава г. Ярославля мэр города Ярославля издает правовые акты мэрии города Ярославля по вопросам, отнесенным к полномочиям мэрии города, по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления федеральными законами и законами Ярославской области, а также по вопросам организации деятельности мэрии города.
Таким образом, постановление мэра г. Ярославля от 6 апреля 2009 года № 872, которым утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство, принято надлежащим органом в пределах его компетенции в установленном порядке; форма его соответствует нормативным требованиям.
Прокурором оспариваются п. 2.3, 3.2 Административного регламента в части наделения департамента полномочиями по отказу в принятии документов, их возврату без рассмотрения и определению срока получения документов.
Согласно абз. 4 п. 2.3 Административного регламента департамент отказывает в приеме и рассмотрении документов в случае ненадлежащего оформления заявления (при отсутствии сведений о застройщике, подписи заявителя), несоответствия приложенных к заявлению документов документам, указанным в заявлении.
Согласно абз. 4 - 6 пункта 3.2 Административного регламента работник проверяет надлежащее оформление заявления и соответствие приложенных к нему документов документам, указанным в заявлении. В случае ненадлежащего оформления заявления (при отсутствии сведений о застройщике, подписи заявителя), несоответствия приложенных к заявлению документов документам, указанным в заявлении, работник возвращает документы заявителю и разъясняет ему причины возврата. В случае надлежащего оформления заявления и соответствия приложенных к нему документов документам, указанным в заявлении, работник в установленном порядке регистрирует заявление, ставит отметку о принятии документов к рассмотрению на копии (втором экземпляре) заявления, которая возвращается заявителю, и назначает день, в который заявителю необходимо явиться за получением результата предоставления муниципальной услуги (через 10 дней со дня регистрации заявления).
По мнению суда, указанные нормы не содержат неопределенных требований к заявителям. Перечень оснований для отказа в принятии заявления и его возврата является четким, однозначным и исчерпывающим, не допускает произвольного толкования.
Из заявления прокурора следует, что указанные нормы Административного регламента противоречат п. 11 ст. 51 ГрК РФ в части наделения органа местного самоуправления полномочиями по отказу в принятии заявления и возврату заявления без его разрешения.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Градостроительного кодекса РФ, по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Статьей 4 Градостроительного кодекса РФ обозначен круг отношений, регулируемых законодательством о градостроительной деятельности. Это отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительное планирование, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Статья 51 Градостроительного кодекса РФ содержит порядок и условия выдачи разрешений на строительство. В соответствии с п. 11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Градостроительным кодексом РФ не предусмотрена возможность отказа в приеме заявления и возврата заявления. Вместе с тем наличие таких положений в оспариваемых пунктах Административного регламента не противоречит Градостроительному кодексу РФ. Пункт 11 ст. 51 ГрК РФ регламентирует порядок разрешения принятого к рассмотрению заявления. Оспариваемые нормы содержатся в положениях Административного регламента, именуемых "Перечень оснований для приостановления предоставления муниципальной услуги либо отказа в предоставлении муниципальной услуги" - п. 2.3 и "Прием, первичная проверка и регистрация заявления и приложенных к нему документов" - п. 3.2. Данные пункты Административного регламента определяют порядок принятия заявления к рассмотрению, требования к заявлению, соблюдение которых является условием его принятия, то есть регулируют вопросы принятия заявления. Поэтому нормы Административного регламента, содержащиеся в пунктах 2.3 и 3.2, и п. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ противоречить друг другу не могут, поскольку регулируют различные вопросы, возникающие при осуществлении градостроительной деятельности.
Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ, в частности ст. 17 данного закона предусмотрена обязанность органа местного самоуправления установить в принятых им регламентах основания для отказа в приеме документов, основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги. То есть данный вопрос не отдается на усмотрение органа местного самоуправления, поэтому оспариваемые положения нельзя признать противоречащими закону.
Ссылка прокурора на то обстоятельство, что Административный регламент, предусмотревший право работника департамента по назначению дня, в который заявителю необходимо явиться за получением результата предоставления муниципальной услуги - через 10 дней после регистрации заявления, противоречит градостроительному законодательству, несостоятельна.
Ст. 51 ГрК РФ предусмотрен десятидневный срок для рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство. Предусмотренный в п. 3.2 Административного регламента срок для получения результата муниципальной услуги не превышает установленного законом, не является неопределенным.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявления прокурора не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления прокурора г. Ярославля об оспаривании пунктов 2.3 и 3.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля от 6 апреля 2009 года № 872 отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г. Ярославля в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья
И.Н.БАБИКОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru