Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


КИРОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 августа 2010 г. по делу № 2-2794/10

Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Мухина А.В.,
при секретаре М.Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Ярославля о признании недействующим (в части) Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля № 1227 от 23 апреля 2007 года,

установил:

прокурор города Ярославля обратился в суд с заявлением о признании недействующим (в части) Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля № 1227 от 23 апреля 2007 года.
В обоснование заявленного требования указал, что пунктом 3.2 указанного Положения предусмотрено право лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, на обращение в УЗР с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
При этом, заявление должно подаваться в двух экземплярах, на котором работник УЗР, ответственный за прием заявлений, ставит отметку о приеме с указанием регистрационного номера заявления, даты подачи заявления, Ф.И.О. работника, принявшего заявление. Поступившее заявление фиксируется в журнале регистрации заявлений, где расписываются работник УЗР и заявитель.
Аналогичные нормы закреплены и пунктом 4.1 Положения.
По мнению заявителя, данными правовыми нормами, предусматривающими возможность личного обращения гражданина в Управление земельных ресурсов (УЗР) мэрии г. Ярославля при наличии двух экземпляров заявлений, необоснованно ограничивается право граждан на обращение в орган местного самоуправления, поскольку действующее законодательство не исключает возможность обращения гражданина в органы местного самоуправления через учреждения почты путем направления заявления в единичном экземпляре.
В правовое обоснование заявленного требования прокурором сделана ссылка на положения ст. 33 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 31 и ч. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, ст. 2 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В судебном заседании представитель прокурора г. Ярославля - Трухмаева Е.Г., действующая на основании служебного удостоверения, заявленное требование поддержала, указав, что в ходе проведенной прокурорской проверки были выявлены факты возврата УЗР мэрии г. Ярославля без рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельных участков, поступивших по почте.
Представитель мэрии г. Ярославля А.Д.Д., действующий на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований возражал, поскольку оспариваемые прокурором нормы Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля не препятствуют обращению граждан в УЗР мэрии г. Ярославля посредством почтовой связи.
В частности, УЗР мэрии г. Ярославля было рассмотрено поступившее по почте заявление Ф.И.О.1 о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, что подтвердил представленными в материалы дела документами.
Не отрицал, что имели место отдельные факты возврата гражданам их заявлений о предоставлении земельных участков, поступивших по почте, однако это было связано исключительно с неполнотой представленных заявителями документов или неправильностью их оформления (плохим качеством копий документов, удостоверяющих личность заявителя). Само по себе обращение гражданина в УЗР мэрии г. Ярославля через учреждение почты основанием для возврата заявления (при отсутствии других оснований) не являлось.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необоснованности заявленного прокурором требования, в связи с чем, отказывает в его удовлетворении.
Судом установлено, что постановлением мэра г. Ярославля № 1227 от 23 апреля 2007 года утверждено Положение о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля. По своему характеру указанный правовой акт является нормативным, поскольку направлен на его исполнение неопределенным кругом лиц. Данный правовой акт опубликован 28.04.2007 в газете "Городские новости" № 28, в связи с чем, подлежит применению.
Пунктом 3.2 Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля предусмотрено право лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, на обращение в УЗР с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
При этом указано, что заявление должно подаваться в двух экземплярах, на котором работник УЗР, ответственный за прием заявлений, ставит отметку о приеме с указанием регистрационного номера заявления, даты подачи заявления, Ф.И.О. работника, принявшего заявление. Поступившее заявление фиксируется в журнале регистрации заявлений, где расписываются работник УЗР и заявитель.
Аналогичные нормы закреплены и пунктом 4.1 настоящего Положения.
Между тем, какие-либо неблагоприятные последствия для заявителей в случае направления ими заявления в УЗР мэрии г. Ярославля по почте или передаче при личном обращении в УЗР одного экземпляра заявления (в том числе, в виде его возврата без рассмотрения) не предусмотрены.
С учетом изложенного, суд признает несостоятельными доводы прокурора об ограничении оспариваемыми правовыми нормами права граждан на обращение в орган местного самоуправления.
Более того, как следует из пояснений представителя мэрии г. Ярославля и представленных им документов Управлением земельных ресурсов принимаются к рассмотрению заявления граждан о предоставлении земельных участков поступившие по почте. Указанное обстоятельство подтверждается рассмотрением заявления Ф.И.О.1 (приказ начальника УЗР мэрии г. Ярославля <...> от <...>).
Суд отмечает, что отдельные факты возврата гражданам их заявлений о предоставлении земельных участков, поступивших по почте, могли иметь место. Между тем, указанные обстоятельства не свидетельствуют о незаконности пунктов 3.2 и 4.1 Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, поскольку данным правовым актом обращение граждан по вопросу предоставления им земельных участков в УЗР мэрии г. Ярославля посредством почтовой связи не запрещено.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно статье 33 Конституции Российской Федерации, граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Аналогичная правовая норма предусмотрена статьей 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Вместе с тем, в силу п. 2 ст. 1 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Поскольку порядок рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельных участков регламентирован специальным законом (Земельным кодексом РФ) ссылка прокурора на положения статьи 2 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" является несостоятельной.
На основании ч. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, вправе обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно ч. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
Суд отмечает, что оспариваемые прокурором правовые нормы пунктов 3.2 и 4.1 Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля вышеприведенным нормам Земельного кодекса РФ, приведенным прокурором в обоснование заявленного требования о признании правового акта недействующим, не противоречат.
В связи с чем, оснований для признания противоречащими закону и недействующими пунктов 3.2 и 4.1 Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля № 1227 от 23 апреля 2007 года, не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

прокурору города Ярославля в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.

Судья
А.В.МУХИН





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru