Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 октября 2011 г. по делу № А76-7788/2011

Резолютивная часть решения объявлена 18 октября 2011 г.
Полный текст решения изготовлен 24 октября 2011 г.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Е.А. Михайлова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.Б. Нарутдиновой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Товарищества собственников жилья "В", г. Сим Ашинского района Челябинской области
к Муниципальному образованию "Ашинский муниципальный район"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
1. Администрация Ашинского муниципального района;
2. Комитет по управлению муниципальным имуществом Ашинского муниципального района Челябинской области
об отмене государственной регистрации права собственности
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Р.В., действующего по доверенности от 25.04.2011 б/н, паспорт;
от ответчика:
от Муниципального образования "Ашинский муниципальный район": Б.В., действующей по доверенности от 11.01.2011 № 09-4385, паспорт;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области: Ш.А., действующей по доверенности от 07.02.2011 № 133, паспорт;
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
от Администрации Ашинского муниципального района: Б.В., действующей по доверенности от 11.01.2011 № 09-9494, паспорт;
от Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Ашинского муниципального района Челябинской области: Г.Е., действующей по доверенности от 26.09.2011 б/н, паспорт;

установил:

Товарищество собственников жилья "В", г. Сим Ашинского района Челябинской области (далее - заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Муниципальному образованию "Ашинский муниципальный район", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - ответчики, МО "Ашинский муниципальный район", Управление Росреестра по Челябинской области) о признании незаконной государственной регистрации права собственности муниципального образования "Ашинский муниципальный район Челябинской области" на нежилое помещение № 1, площадью 111,2 кв. м (запись о регистрации № 74-74-03/010/2011-210), нежилое помещение № 3, площадью 159,4 кв. м (запись о регистрации № 74-74/03/010/2011-211), нежилое помещение № 9, площадью 94,6 кв. м (запись о регистрации № 74-74-03/010/2011-209), нежилое помещение № 10, площадью 22,2 кв. м (запись о регистрации № 74-74-03/010/2011-212), нежилое помещение № 11, площадью 122,8 кв. м (запись о регистрации № 74-74-03/010/2011-208), находящиеся в доме № 3 по ул. Курчатова в г. Сим (т. 1, л.д. 44 - 45).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Администрация Ашинского муниципального района, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ашинского муниципального района Челябинской области.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении (т. 1, л.д. 44 - 45).
Представитель ответчика - Муниципального образования "Ашинский муниципальный район" требования не признал по основаниям, пояснил, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты права, отзыва не представил.
Представитель ответчика - Управления Росреестра по Челябинской области требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, дополнении к отзыву (т. 1, л.д. 150 - 152; т. 2, л.д. 36 - 37), пояснил, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты права.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации Ашинского муниципального района полагал требования заявителя подлежащими отклонению, поддержал доводы ответчиков по основаниям, изложенным в отзыве (т. 2, л.д. 1 - 2).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ашинского муниципального района Челябинской области полагал требования заявителя подлежащими отклонению, поддержал доводы ответчиков по основаниям, изложенным в отзыве (т. 2, л.д. 153 - 155).
В определении арбитражного суда от 09.06.2011 содержатся указания о том, что получить информацию о движении дела возможно на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области в сети Интернет по веб-адресу: www.chel.arbitr.ru.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, за Муниципальным образованием "Ашинский муниципальный район" зарегистрировано право собственности на следующие объекты недвижимости: нежилое помещение № 1, площадью 111,2 кв. м (запись о регистрации № 74-74-03/010/2011-210), нежилое помещение № 3, площадью 159,4 кв. м (запись о регистрации № 74-74/03/010/2011-211), нежилое помещение № 9, площадью 94,6 кв. м (запись о регистрации № 74-74-03/010/2011-209), нежилое помещение № 10, площадью 22,2 кв. м (запись о регистрации № 74-74-03/010/2011-212), нежилое помещение № 11, площадью 122,8 кв. м (запись о регистрации № 74-74-03/010/2011-208), находящиеся в доме № 3 по ул. Курчатова в г. Сим, - о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20.02.2011 совершены записи о государственной регистрации 74-74-03/010/2011-208, 74-74-03/010/2011-209, 74-74-03/010/2011-210, 74-74/03/010/2011-211, 74-74-03/010/2011-212 и выданы свидетельства о государственной регистрации права серии 74АГ № 105130, 74АГ № 105131, 74АГ № 105132, 74АГ № 105133, 74АГ № 105134 (т. 1, л.д. 125, 129, 133, 137, 141). В качестве документа-основания возникновения права в регистрирующий орган представлено Решение Ашинского городского Совета народных депутатов двадцать первого созыва Челябинской области "О разграничении собственности в Ашинском районе на государственную собственность и муниципальную собственность" от 10.03.1992 (т. 1, л.д. 145 - 149).
Полагая, государственную регистрацию права собственности МО "Ашинский муниципальный район" на вышеуказанные объекты недвижимости незаконной, не соответствующей закону и нарушающей права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последний обратился в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания незаконным действий государственного органа необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом (ч. 1 ст. 218 ГК РФ).
Граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 ГК РФ, пункт 4 статьи 1152 ГК РФ) (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит, в том числе, право собственности.
Указанным положениям корреспондирует норма, установленная ч. 1 ст. 4 Закона о регистрации прав, в соответствии с которой государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок на обжалование ненормативных правовых актов, решений действий (бездействия) государственных органов составляет три месяца со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов.
Срок для обращения в суд заявителем не пропущен.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 9, п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 6 статьи 131 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Правовая экспертиза представляет собой изучение документов регистрирующим органом на предмет их подлинности и достоверности, на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства. При проверке законности сделки проверяется соответствие ее действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 32 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2002 № 184 "Об утверждении методических указаний по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона).
В пункте 33 указанных рекомендаций установлено, что регистрирующему органу рекомендуется проводить правовую экспертизу документов в следующей последовательности: проверка имеющихся в Едином государственном реестре прав записей по данному объекту недвижимого имущества; проверка юридической силы правоустанавливающих документов, если правоустанавливающим документом является договор - также и проверка законности сделки; проверка действительности иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации, в том числе их соответствие установленным законодательством Российской Федерации требованиям; проверка сведений о наличии (или отсутствии) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, препятствующих государственной регистрации; принятие решения по результатам правовой экспертизы: о государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации, об отказе в государственной регистрации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Зарегистрированное право собственности МО "Ашинский муниципальный район" на объекты недвижимости: нежилое помещение № 1, площадью 111,2 кв. м (запись о регистрации № 74-74-03/010/2011-210), нежилое помещение № 3, площадью 159,4 кв. м (запись о регистрации № 74-74/03/010/2011-211), нежилое помещение № 9, площадью 94,6 кв. м (запись о регистрации № 74-74-03/010/2011-209), нежилое помещение № 10, площадью 22,2 кв. м (запись о регистрации № 74-74-03/010/2011-212), нежилое помещение № 11, площадью 122,8 кв. м (запись о регистрации № 74-74-03/010/2011-208), находящиеся в доме № 3 по ул. Курчатова в г. Сим, - не оспорено, недействительным не признано. Доказательств обратного в материалах дела не имеется, заявителем суду не представлено.
В силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ч. 1). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ч. 2).
Право собственности МО "Ашинский муниципальный район" на спорные объекты на дату вынесения решения по настоящему делу в судебном порядке не оспорено.
Из анализа статьи 198 АПК РФ следует, что для признания незаконными действий государственного органа необходимо наличие совокупности двух обстоятельств - несоответствия обжалуемых действий государственного органа требованиям законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в результате совершения вынесения указанного акта.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом.
По смыслу ст. 11 ГК РФ и ст. 4 АПК РФ, правом на судебную защиту обладают лица, чьи права и законные интересы нарушены.
Оценив в совокупности, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что заявителем не представлено доказательств, что оспариваемые действия Управления Росреестра по Челябинской области по государственной регистрации, не соответствуют требованиям закона и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Также суд приходит к выводу об отсутствии доказательств нарушения прав заявителя ответчиком - МО "Ашинский муниципальный район", поскольку оспариваемую государственную регистрацию права данный ответчик не осуществлял.
Доводы заявителя о нарушении его прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нашли своего подтверждения в материалах дела и заявителем в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств нарушения его прав и охраняемых законов интересов оспариваемой государственной регистрацией права.
Суд, изучив имеющие в деле доказательства, приходит к выводу о том, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты права.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (п. 56) разъяснено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Вместе с тем, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ с учетом подведомственности дела.
Судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость. Например, когда судебный акт принят по заявлению обеих сторон сделки об оспаривании отказа государственного регистратора совершить регистрационные действия.
Учитывая установленные по делу обстоятельства (отсутствие нарушений, допущенных регистрирующим органом), данные разъяснения судебных инстанций, суд приходит к выводу о том, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты, поскольку фактически имеется спор о праве, изменение в ЕГРП повлечет нарушение прав и законных интересов других лиц (лица, к которому перешло право собственности на спорный объект), в связи с чем, суд полагает, что заявителю следует обратиться в порядке искового производства с заявлением об оспаривании зарегистрированных прав.
Исходя из ст. ст. 4, 198, 200, 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", суд приходит к выводу об отсутствии совокупности условий для признания оспариваемых действий незаконными, в связи с чем, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче в арбитражный суд заявления неимущественного характера, заявленного в порядке ст. ст. 198 - 201 АПК РФ, уплачивается государственная пошлина в размере 2000 руб.
Заявителем заявлены требования о признании незаконной государственной регистрации в отношении пяти объектов, таким образом, уплате в бюджет подлежит государственная пошлина в сумме 10000 руб. Кроме того, судом удовлетворено ходатайство о принятии обеспечительных мер, государственная пошлина за которое составляет 2000 руб.
Из материалов дела усматривается, что заявителем уплачена государственная пошлина за обращение с заявлением в арбитражный суд в размере 4000 руб. (т. 1, л.д. 6). Также последним уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб. за рассмотрение ходатайства о принятии обеспечительных мер (т. 2, л.д. 31).
Учитывая, что в удовлетворении требований заявителю отказано, понесенные заявителем расходы по государственной пошлине в сумме 6000 руб. относятся на заявителя. При этом, с заявителя подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в размере 6000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 197, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований отказать.
Взыскать с Товарищества собственников жилья "В", г. Сим Челябинской области в доход федерального бюджета госпошлину в размере 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru.

Судья
Е.А.МИХАЙЛОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru