АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 июня 2012 г. по делу № А60-18511/2012
Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2012 года
Полный текст решения изготовлен 21 июня 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи С.В. Плюсниной, судей Г.Н. Подгорновой, Н.Н. Присухиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Н. Михайличенко, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Заместителя Прокурора Свердловской области
к Главе Новоуральского городского округа
о признании недействующим нормативного правового акта,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Васильева М.А., представитель по доверенности от 21.10.2011;
от заинтересованного лица - Агафонов Е.С., представитель по доверенности от 15.05.2012.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Отводов суду не заявлено.
Заинтересованным лицом заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду. Судом ходатайство отклонено в силу статьи 29
АПК РФ и Федерального закона
№ 131-ФЗ.
Заместитель прокурора Свердловской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим Постановления
Главы Новоуральского городского округа № 978 от 31.10.2007 "Об утверждении среднегодовых норм образования и накопления отходов потребления от объектов общественного назначения, торговых, спортивных, образовательных, культурно-бытовых учреждений Новоуральского городского округа".
Заявитель ссылается на то, что полномочиями по утверждению нормативов образования твердых бытовых отходов от предприятий, учреждений и организаций органы местного самоуправления городских округов не обладают.
Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, арбитражный суд
установил:
Постановлением Главы Новоуральского городского округа № 978 от 31.10.2007 "Об утверждении среднегодовых норм образования и накопления отходов потребления от объектов общественного назначения, торговых, спортивных, образовательных, культурно-бытовых учреждений Новоуральского городского округа" утверждены среднегодовые нормы
образования и накопления отходов потребления от объектов общественного назначения, торговых, спортивных, образовательных, культурно-бытовых учреждений Новоуральского городского округа для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не имеющих утвержденных проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Указанное постановление
опубликовано в газете "Нейва", выпуск № 93/94 от 21.11.2007.
В соответствии с пунктом 1
данного постановления утверждаются среднегодовые нормы образования отходов и накопления отходов, потребления от объектов общественного назначения, торговых, спортивных, образовательных, культурно-бытовых учреждений Новоуральского городского округа для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не имеющих утвержденных проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Пунктом 2
предусмотрено, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, не имеющим утвержденных проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, при заключении договоров на сбор, транспортирование, обезвреживание, использование и размещение отходов руководствоваться нормами
, утвержденными настоящим постановлением.
При этом в приложении
к постановлению приведены рекомендуемые нормы образования твердых отходов от объектов общественного назначения, торговых, спортивных, образовательных, культурно-бытовых учреждений Новоуральского городского округа с указанием наименования объекта образования отходов (предприятия службы быта, автотранспортные предприятия, медицинские учреждения и т.д.), а также единицы измерения среднегодовой нормы накопления.
Таким образом, постановление
Главы Новоуральского городского округа от 31.10.2007 за № 978 устанавливает единые правовые нормы, обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, учреждениями, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с образованием и накоплением отходов производства и потребления.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72
Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей природной среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 2
Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" законодательство в области охраны окружающей природной среды основывается на Конституции
Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона
, других федеральных законов, а так же принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей природной среды, установлены пунктом 3 статьи 7
Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды".
Пунктом 11 статьи 16
Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения муниципального образования относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования.
Согласно п. 1 ст. 2
ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим законом
, другими законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 3 ст. 8
ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В п. 22 ч. 1 ст. 9
Устава Новоуральского городского округа, утвержденного решением городской Думы города Новоуральска от 21.06.2005 № 61, от 29.06.2005 № 62, от 27.09.2005 № 87, от 16.11.2005 № 112, отражено, что к вопросам местного значения относятся: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2
Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим законом
, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В силу п. 3 ст. 18
Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Согласно п. 4
указанного закона, порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Порядок
разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50.
Таким образом, из названных норм следует, что полномочия органов местного самоуправления городских округов по изданию нормативных правовых актов ограничиваются вопросами организации мероприятий по охране окружающей природной среды в границах городского округа и организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Полномочиями по утверждению нормативов образования твердых бытовых отходов от предприятий, учреждений и организации органы местного самоуправления городских округов не обладают.
Постановление
Главы Новоуральского городского округа № 978 от 31.10.2007 "Об утверждении среднегодовых норм образования и накопления отходов потребления от объектов общественного назначения, торговых, спортивных, образовательных, культурно-бытовых учреждений Новоуральского городского округа" затрагивает права и законные интересы предпринимателей и организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг, а так же учреждений, в процессе деятельности которых образуются отходы, поскольку устанавливает единые среднегодовые нормы накопления твердых бытовых отходов для всех субъектов, без учета особенностей осуществления деятельности и объемов реализуемой продукции.
Данные особенности объемов образующихся отходов должны быть учтены в разрабатываемых предприятиями, учреждениями, организациями проектах нормативов образования отходов, а не устанавливаться нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Ссылка заинтересованного лица на то, что оспариваемое постановление
имеет рекомендательный характер и не нарушает права и законные интересы хозяйствующих субъектов судом не принимается, поскольку пункт 1
данного нормативного правового акта непосредственно предписывает различным категориям природопользователей руководствоваться указанными в приложении
годовыми нормами образования отходов производства и потребления при оформлении разрешительной документации в области охраны окружающей природной среды, проектировании, разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно пункту 4 статьи 18
Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами.
В момент вынесения оспариваемого постановления
от 31.10.2007 № 978 порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение был установлен Правительством Российской Федерации в постановлении
от 16.06.2000 № 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", в настоящее время постановление
от 16.06.2000 № 461 утратило силу в связи с изданием Постановления
Правительства РФ от 07.02.2011 № 54.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 72
Конституции Российской Федерации и федеральным законодательством об общих принципах организации местного самоуправления, суд приходит к выводу, что постановление
Главы Новоуральского городского округа № 978 от 31.10.2007 "Об утверждении среднегодовых норм образования и накопления отходов потребления от объектов общественного назначения, торговых, спортивных, образовательных, культурно-бытовых учреждений Новоуральского городского округа" противоречит положениям Федерального закона
"Об отходах производства и потребления", Федерального закона
"Об охране окружающей природной среды" и вынесен органом местного самоуправления с превышением полномочий.
В соответствии со статьей 78
Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения органа местного самоуправления могут быть обжалованы в арбитражный суд в установленном порядке.
Согласно статьям 52
, 192
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 110
, 167
- 170
, 195
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать Постановление
Главы Новоуральского городского округа от 31.10.2007 № 978 "Об утверждении среднегодовых норм образования и накопления отходов потребления от объектов общественного назначения, торговых, спортивных, образовательных, культурно-бытовых учреждений Новоуральского городского округа" не соответствующим положениям ст.ст. 8
, 18
Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и не действующим с момента его принятия.
Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
С.В.ПЛЮСНИНА