Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Свердловская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 июня 2012 г. по делу № А60-17095/2012

Резолютивная часть решения объявлена 14 июня 2012 года
Полный текст решения изготовлен 21 июня 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего Н.Г. Филипповой, судей Н.Н. Присухиной, И.В. Евдокимова, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ю.П. Мусиенко, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Заместителя Прокурора Свердловской области
к Думе Туринского городского округа (ИНН 6656008822)
о признании недействующим нормативного правового акта
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Л.В. Зобнина, представитель по доверенности № 8-12-12 от 19.01.2012,
от заинтересованного лица: не явился.
Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Заместитель Прокурора Свердловской области просит признать недействующим Решение Думы Туринского городского округа от 31.07.2008 № 46 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов в частном секторе и объектов социально-бытового назначения на территории Туринского городского округа".
Заинтересованное лицо представило отзыв, требования не признает.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Решением Думы Туринского городского округа № 46 от 31.07.2008 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов в частном секторе и объектов социально-бытового назначения на территории Туринского городского округа" утверждены нормы накопления твердых бытовых отходов в частном секторе и объектов социально-бытового назначения на территории Туринского городского округа. Решение опубликовано в газете "Известия-Тур", выпуск № 59 от 07.08.2008.
В соответствии с п.п. 1, 3, 4 указанного правового акта утвержденные нормы образования твердых бытовых отходов введены в действие на территории Туринского городского округа со дня опубликования в районной газете "Известия-Тур".
В соответствии с п. 2 МУП ЖКХ "Партнер" предписано в соответствии с утвержденными нормами накопления твердых бытовых отходов заключить договоры со всеми хозяйствующими субъектами Туринского городского округа.
В приложении приведены нормы накопления твердых бытовых отходов от объектов социально-бытового назначения, принятые для расчета объема ТБО в год в Туринском городском округе.
Таким образом, решение устанавливает единые правовые нормы, обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, учреждениями, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с образованием и накоплением отходов производства и потребления.
Полагая, что при издании нормативного акта в указанной части Дума превысила свои полномочия, заместитель прокурора обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав доводы представителя лица, участвующего в деле, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его Федеральному конституционному закону, Федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу статьи 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения органа местного самоуправления могут быть обжалованы в арбитражный суд в установленном порядке.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей природной среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" законодательство в области охраны окружающей природной среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а так же принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей природной среды, установлены пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды".
Пунктом 11 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального образования относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования.
К вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей природной среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Пунктом 3 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ установлено, что к полномочиям органа местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу положений статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с "Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 за № 461, подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти.
Согласно законодательству уполномоченным территориальным органом исполнительной власти является Уральское управление Ростехнадзора.
Таким образом, из названных норм следует, что полномочия органов местного самоуправления городских округов по изданию нормативных правовых актов ограничиваются вопросами организации мероприятий по охране окружающей природной среды в границах городского округа и организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Полномочиями по утверждению нормативов образования твердых бытовых отходов от предприятий, учреждений и организации органы местного самоуправления городских округов не обладают.
Решение Думы Туринского городского округа № 46 от 31.07.2008 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов в частном секторе и объектов социально-бытового назначения на территории Туринского городского округа" затрагивает права и законные интересы предпринимателей и организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг, а так же учреждений, в процессе деятельности которых образуются отходы, поскольку устанавливает единые среднегодовые нормы накопления твердых бытовых отходов для всех субъектов, без учета особенностей осуществления деятельности и объемов реализуемой продукции.
Данные особенности объемов образующихся отходов должны быть учтены в разрабатываемых предприятиями, учреждениями, организациями проектах нормативов образования отходов, а не устанавливаться нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Ссылка заинтересованного лица на то, что оспариваемое постановление имеет рекомендательный характер и не нарушает права и законные интересы хозяйствующих субъектов судом не принимается, поскольку пункт 1 данного нормативного правового акта непосредственно предписывает различным категориям природопользователей руководствоваться указанными в приложении годовыми нормами образования отходов производства и потребления при оформлении разрешительной документации в области охраны окружающей природной среды, проектировании, разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 72 Конституции Российской Федерации и федеральным законодательством об общих принципах организации местного самоуправления, суд приходит к выводу, что Решение Думы Туринского городского округа № 46 от 31.07.2008 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов в частном секторе и объектов социально-бытового назначения на территории Туринского городского округа" противоречит положениям Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и вынесен органом местного самоуправления с превышением полномочий.
Положениями оспариваемого акта затрагиваются права и законные интересы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность, в процессе которой образуются отходы.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.
Признать решение Думы Туринского городского округа от 31.07.2008 г. № 46 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов в частном секторе и объектов социально-бытового назначения на территории Туринского городского округа" не соответствующим положениям ст.ст. 8, 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и недействующим с момента его принятия.
Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
Н.Г.ФИЛИППОВА

Судьи
Н.Н.ПРИСУХИНА
И.В.ЕВДОКИМОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru