Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 мая 2012 г. № 33-871

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ш.Т.В. на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 22 марта 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Ш.Т.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Рязани, Отделению Пенсионного фонда РФ по Рязанской области, Центру по выплате пенсий ПФ РФ по Рязанской области о перерасчете ежемесячной денежной выплаты и взыскании задолженности отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Поштацкой В.Е., объяснения Ш.Т.В. и ее представителя К.К.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по г. Рязани К.О.Ю., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Ш.Т.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда (государственное учреждение) РФ в г. Рязани о перерасчете ежемесячной денежной выплаты. В обоснование исковых требований указала, что является матерью погибшего 24.07.1996 в Чечне при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего Ш.Э.В. Согласно удостоверению серии № <...> от 20.03.1998 она имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих (ст. 21 ФЗ "О ветеранах").
До 01.01.2005 она пользовалась мерами социальной защиты, установленными для участников ВОВ, однако после замены льгот в натуральной форме денежными выплатами, размер указанной выплаты для членов семей погибших военнослужащих, приравненных по льготам к участникам ВОВ и ветеранов боевых действий с 1 января 2005 года составил 150 руб., а самим участникам ВОВ - 1050 руб.
Указанная выплата назначена истице в размере, установленном для членов семей погибших военнослужащих, что истица считает незаконным.
Ссылаясь на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2007 № 331-О-П, истица указала, что по смыслу ст. 23.1 Федерального Закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ), с принятием которого, система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей, по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и таким образом на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.
Истица указала, что приобрела статус родителя военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, в период действия Закона СССР от 01.08.1989 № 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", распространявшего льготы, предусмотренные для участников ВОВ, на родителей военнослужащих, погибших при исполнении иных обязанностей военной службы. В связи с чем и после 01.01.2005 на нее должно распространяться право на социальные выплаты для этой категории граждан в размере, не ниже установленного участникам ВОВ.
11.10.2011 истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников ВОВ. Ответчиком отказано истице в назначении указанной выплаты.
Истица полагает, что данный отказ нарушает ее права, в связи с чем просит признать его незаконным; признать за ней право на выплату ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ с 01.01.2005; взыскать с УПФ РФ (ГУ) в г. Рязани в свою пользу задолженность за период с 01.01.2005 по 01.12.2011 в размере <...> руб. <...> коп. с учетом индексации в соответствии с уровнем инфляции.
Решением суда в удовлетворении исковых требований Ш.Т.В. отказано.
В апелляционной жалобе Ш.Т.В. просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В суде апелляционной инстанции Ш.Т.В. и ее представитель К.К.В. поддержали апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней.
Представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по г. Рязани поддержала письменные возражения на доводы апелляционной жалобы, имеющиеся в материалах дела.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Из материалов дела усматривается, что истица Ш.Т.В. является матерью погибшего 24 июля 1996 года в республике Чечня при исполнении обязанностей военной службы Ш.Э.В., и имеет право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 21 Федерального закона "О ветеранах".
20.03.1998 УВД Рязанской области ей было выдано удостоверение серии Н № 02705 о праве на льготы, установленные ст. 21 ФЗ "О ветеранах".
Указанным Федеральным законом № 5-ФЗ, вступившим в действие с 16 января 1995 года, определен круг лиц, относящихся к ветеранам, и установлены меры социальной защиты для отдельных категорий ветеранов и членов их семей, при этом предусмотрен различный объем мер социальной защиты указанных категорий граждан, в том числе для участников войны, а также лиц, приравненных к ним, и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и приравненных к ним лиц.
В связи с внесением Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ изменений в ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон № 5-ФЗ "О ветеранах", система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой, размер которой установлен пунктом 4 ст. 23.1 Федерального закона № 5-ФЗ для каждой категории граждан различный (для участников Великой Отечественной войны в большей сумме, чем для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий).
В соответствии с указанными изменениями истице с 1 января 2005 года была назначена ежемесячная денежная выплата в размере, установленном для члена семьи погибшего военнослужащего.
До 16 января 1995 г. действовал Закон СССР от 01.01.1989 № 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", статьей 7 которого на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного на фронте, были распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Пунктом 3 ст. 11 Федерального закона № 5-ФЗ "О ветеранах", в редакции действовавшей до 01.01.2005, было установлено, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.
Определением Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 № 331-О-П установлен конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, как не допускающий в рамках длящихся правоотношений установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны.
Проверяя доводы истицы о ее праве на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном Федеральным законом № 5-ФЗ "О ветеранах" для участников Великой Отечественной войны, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действующим законодательством с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в его решениях по этому вопросу, не предусмотрено правовых оснований для предоставления членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которые приобрели право на льготы в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ "О ветеранах", ежемесячной денежной выплаты в таком же размере, как и лицам, у которых возникло и было реализовано право на социальную защиту согласно Закону СССР № 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", назначаемой в настоящее время в соответствии с пунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны.
Истицей не представлено доказательств приобретения ею права пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, в соответствии с Законом СССР № 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения". Поскольку ее сын погиб после 16 января 1995 г., когда вступил в действие Федеральный закон № 5-ФЗ "О ветеранах", ей в соответствии со ст. 28 этого Закона было выдано удостоверение о праве на льготы, предусмотренные ст. 21 указанного Федерального закона Российской Федерации.
С учетом установленного, в связи с отсутствием правовых оснований районный суд отказал в удовлетворении исковых требований Ш.Т.В.
Конституционный Суд РФ в своих определениях по жалобам граждан, чьи дети погибли при исполнении обязанностей военной службы после 16 января 1995 г. до 1 января 2005 г., и у которых возникло право на льготы, предусмотренные для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы в соответствии со ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", на нарушение их конституционных прав установлением размера ежемесячной денежной выплаты в сумме, меньшей, чем для лиц, реализовавшим право на социальную защиту согласно Закону СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", указал, что законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, в частности при дифференциации мер социальной поддержки в зависимости от особенностей правового статуса их получателей, приобретенного на основании различных нормативных правовых актов, и решение вопроса о размере выплат является прерогативой законодателя, и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан (Определение Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 № 1125-О-О, от 15.07.2010 № 1017-О-О, от 23.09.2010 № 1206-О-О, от 23.09.2010 № 1207-О-О, от 24.02.2011 № 246-О-О и др.).
Судебная коллегия по гражданским делам находит доводы апелляционной жалобы Ш.Т.В. о неправильном применении судом норм материального права несостоятельными, поскольку судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 22 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ш.Т.В. - без удовлетворения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru