Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 мая 2012 г. № 33-861

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ТСЖ "Улица <...>" на решение Советского районного суда г. Рязани от 12 марта 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления ТСЖ "Улица <...>" об оспаривании решения Комитета по культуре и туризму Рязанской области от 4 октября 2010 года № <...> о согласовании проекта строительства офисно-делового здания отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Яковлевой Л.А., объяснения представителей ТСЖ "Улица <...>" Ц.А.В., Ш.В.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Комитета по культуре и туризму Рязанской области А.Р.Х., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ТСЖ "Улица <...>" обратилось в суд с заявлением об оспаривании решения Комитета по культуре и туризму Рязанской области от 4 октября 2010 года № <...> о согласовании проекта строительства офисно-делового здания.
В обоснование требований заявитель указал, что протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <...> оно уполномочено обратиться в суд с требованием о запрете ООО "Сурат" строительства 4-этажного офисно-делового центра с подземной 2-уровневой автостоянкой на земельных участках по адресу: <1> и по адресу: <2>.
4 октября 2010 года Комитетом по культуре и туризму Рязанской области за № <...> было согласовано строительство указанного здания Г-образной формы на углу улиц <...> со сносом домов <...> и <...>.
Как полагает заявитель, данное согласование не соответствует законодательным актам РФ и нарушает права и законные интересы собственников многоквартирного дома <...>, поскольку осуществление строительства офисно-делового центра на земельном участке с кадастровым номером № <...>, расположенном по адресу: <2>, в том виде, в котором он запроектирован в настоящее время (4 этажа) приведет к нарушению инсоляции некоторых жилых помещений дома <...>, в частности, двухкомнатной кв. № <...>, о чем свидетельствует выполненный ООО "Проектный институт "Роспроект" расчет инсоляции квартиры, расположенной по адресу: <...>, для которой в соответствии с требованиями СанПин 2.2.1/2.1.1.1076-01 "Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий" нормируемая продолжительность непрерывной инсоляции должна составлять не менее 2 часов, а составит в случае возведения офисно-делового центра 1 час 30 минут, что меньше нормы.
При согласовании строительства офисно-делового здания Комитетом по культуре и туризму Рязанской области был нарушен Проект охранных зон города Рязани, утвержденный решением Рязоблисполкома № <...> от 09.10.1986, предусматривающий, что территория планируемого строительства находится в зоне регулирования застройки с режимом "В", который имеет ограничение высотности строящихся объектов до 10 метров по красной линии застройки и до 15 метров внутри квартала, что подтверждается картой "Зоны охраны памятников истории и культуры". Высота согласованного Комитетом по культуре и туризму Рязанской области строительства согласно его сообщению № <...> от 14.09.2011 составляет 15,7 метров по коньку крыши, а в действительности составляет 16,55 метров от уровня земли до конька крыши, что нарушает инсоляцию жилого помещения дома <...>. Фасад офисно-делового здания ООО "Сурат" по красной линии в отдельных местах превышает высоту конька крыши 16,75 м.
Как указал заявитель, при формировании земельного участка с кадастровым номером № <...> по адресу: <2>, принадлежащего ООО "Сурат", на его часть было установлено обременение для обеспечения свободного прохода со стороны ул. <...> между домами <2> и <1> внутрь квартала смежным землепользователям, т.е. к территории земельного участка, на котором расположен дом <...>.
Земельный участок под домом <...> никогда не принадлежал ООО "Сурат".
Из изложенного следует, что согласование № <...> эскизного проекта офисно-делового здания ООО "Сурат" на земельных участках <...> и <...> произведено Комитетом по культуре и туризму Рязанской области без учета документов на землю застройщика ООО "Сурат" и без учета обременения на земельный участок ООО "Сурат", в нарушение пп. 1 п. 3 ст. 23 Земельного кодекса РФ и ст. 4 "Правил землепользования и застройки в городе Рязани", утвержденных Решением городской Думы от 11.12.2008.
Эскизный проект офисно-делового здания, согласованный Комитетом по культуре и туризму Рязанской области, не предусматривает прохода со стороны ул. <...> к дому <...>, не давая возможности пройти собственникам <...> к своему дому со стороны ул. <...>.
Согласно Генплану г. Рязани от 2006 года земельный участок <...> с кадастровым номером № <...>, площадью <...> га, отнесен к зоне общественно-жилой застройки исторического ядра города (Ж-4), где, согласно Правил землепользования и застройки в г. Рязани минимальная площадь застройки земельного участка под офисные здания составляет <...> га.
Площадь земельного участка <...> с кадастровым номером № <...>, составляет <...> га. Таким образом, общая площадь указанных двух участков составляет <...> га, что менее минимально допустимой площади земельного участка под офисное здание. Данное нарушение также способствует нарушению инсоляции жилого помещения дома <...>, поскольку при нормативно допустимой площади земельного участка под застройку офисное здание можно было бы иначе разместить на участке, отодвинув его от дома <...>, тем самым увеличив угол и время попадания прямых солнечных лучей в комнату <...>. Кроме того, в этом случае был бы получен пожарный разрыв между указанными домами, который в настоящее время не предусмотрен.
Строительство офисно-делового центра планируется без соблюдения требований пожарной безопасности в части отсутствия пожарного разрыва между строящимся офисно-деловым зданием и построенным многоквартирным домом <...>, который, согласно ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" должен составлять не менее 6 метров. Собственники дома <...> и ТСЖ "Улица <...>" не давали своего согласия на примыкание строящегося офисно-делового здания к дому <...>.
Проект офисно-делового здания ООО "Сурат" был одобрен Комитетом по культуре и туризму Рязанской области в нарушение п. 1 ст. 39 Решения Рязанской городской Думы от 11.12.2008 № 897-1 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Рязани" в части установления максимального коэффициента застройки, который в зоне Ж-4 составляет 60%, а в данном случае явно превышает этот уровень и составляет более 77%, что также способствует нарушению инсоляции жилого помещения дома <...> и исключению пожарного разрыва между офисно-деловым зданием и <...>.
На претензию ТСЖ "Улица <...>" об отмене оспариваемого согласования от 04.10.2010 № <...> Комитет по культуре и туризму Рязанской области не отреагировал.
ТСЖ "Улица <...>" просило суд признать незаконным согласование № <...> Комитета по культуре и туризму Рязанской области эскизного проекта строительства офисно-делового здания ООО "Сурат" от 04.10.2010, взыскать с Комитета по культуре и туризму Рязанской области, расходы по госпошлине в сумме <...> рублей.
Суд в удовлетворении заявления отказал, постановив указанное решение.
В апелляционной жалобе ТСЖ "Улица <...>" просит решение отменить, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. ТСЖ "Улица <...>" ссылается на те же доводы, что и в суде первой инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, земельный участок по адресу: <2> отнесен в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Рязани, утвержденными решением Рязанской городской Думы от 11.12.2008 № 897-I к зоне общественно-жилой застройки исторического ядра г. Рязани (зона Ж4). Согласно Проекту зон охраны памятников истории и культуры г. Рязани, утвержденному решением Рязоблисполкома № <...> от 09.10.1986 в данной зоне регулирования застройки установлен режим "В", предусматривающий ограничение высоты строительства по красной линии застройки до 10 метров со стороны ул. <...> и до 15 метров вглубь квартала.
ООО "Сурат" обратилось в Комитет по культуре и туризму Рязанской области с просьбой согласовать эскизный проект "Офисно-деловое здание с подземной автостоянкой" по адресу: <2>.
Проект был рассмотрен 1 сентября 2010 года на заседании научно-методического Совета по охране и сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Рязанской области, которым было принято решение о необходимости доработки эскизного проекта данного здания с учетом высказанных на заседании замечаний в части внешнего вида фасада здания, размещения парковки, а также высотности здания, составляющей по проекту 18 м, которую, с учетом требований "Проекта зон охраны памятников истории и культуры города Рязани" об ограничении максимальной высоты строящихся в этом квартале зданий 15 м, по мнению научно-методического Совета, следовало уменьшить.
16 сентября 2010 года ООО "Сурат" представило в Комитет по культуре и туризму Рязанской области откорректированный эскизный проект реконструкции дома <2> под офисно-деловой центр.
4 октября 2010 года Комитет по культуре и туризму Рязанской области рассмотрел и согласовал эскизный проект строительства "Офисно-деловое здание с подземной автостоянкой" по адресу: <2>, указав, что высота по коньку крыши проектируемого здания составляет 15,75 м.
Рассматривая заявление ТСЖ "Улица <...>", суд первой инстанции принял во внимание нормы ст. 63 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", ст. 42 ФЗ "Об охране и использовании памятников истории и культуры", Положения о комитете по культуре и туризму Рязанской области, утвержденного Постановлением Правительства Рязанской области от 11 июня 2008 г. № 100, Проекта зон охраны памятников истории и культуры г. Рязани, утвержденного решением Рязоблисполкома от 09.10.1986 № <...> и пришел к обоснованному выводу о том, что действия Комитета по культуре и туризму Рязанской области в части согласования высотности проектируемого здания не противоречат требованиям Проекта зон охраны памятников истории и культуры г. Рязани.
При этом суд правильно указал, что Проект зон охраны памятников истории и культуры г. Рязани не содержит категорического запрета на возведение в охранных зонах г. Рязани зданий с отступлениями от предусмотренных Проектом нормативов, в том числе по высотности зданий, при условии обоснованности таких отступлений и согласования их с органами охраны памятников.
Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что оспариваемое решение принято государственным органом в пределах его полномочий, не противоречит требованиям законодательства, не нарушает и не создает угрозы нарушения прав и охраняемых законом интересов собственников помещений многоквартирного дома <...>.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы заявителя о несоответствии представленного проекта требованиям СНиПов, законодательству в области пожарной безопасности, нормам СанПин, в том числе в части инсоляции жилых помещений дома 44 по ул. Щедрина г. Рязани, пожарного разрыва между строящимся офисно-деловым зданием и домом <...>, плотности застройки и доступа собственников к дому <...> со стороны ул. <...>, поскольку действующим законодательством обязанность по проверке соответствия проектов строительства этим требованиям на государственные органы охраны памятников не возложена и выходит за пределы их компетенции.
Эти выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с вынесенным решением, аналогичны доводам, положенным в основу заявленных требований, которым судом дана надлежащая оценка в обжалуемом решении. Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми, суд оценил их в совокупности и в соответствии с ч. 4 ст. 67 ГПК РФ, результаты оценки которых отразил в решении.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г. Рязани от 12 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ТСЖ "Улица <...>" - без удовлетворения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru