Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 мая 2012 г. № 33-771

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению Прокурора Советского района г. Рязани на решение Советского районного суда г. Рязани от 29 февраля 2012 года, которым постановлено:
Отказать в удовлетворении искового заявления прокурора Советского района г. Рязани в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, Рязанскому филиалу ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Мошечкова А.И., объяснения представителя Рязанского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по доверенности К.Н.С., представителя Д.В.Ю. по доверенности К.Д.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор Советского района г. Рязани обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, Рязанскому филиалу ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" об оспаривании действий по внесению изменений в технический и кадастровый паспорт сооружений и внесению изменений в Единый государственный реестр прав на имущество и сделок с ним капитального объекта. Мотивировал тем, что проверкой, проведенной прокуратурой Советского района Рязанской области, был установлен факт переименования Рязанским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по результатам проведенной инвентаризацией объекта сооружения отстойник-нейтрализатор № <...>, расположенного по адресу: <...>, ранее принадлежащего на праве собственности гражданину ФИО1, на полигон промышленных отходов 1 - 4 классов опасности № <...>, и внесение Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав. Основанием для внесения вышеуказанных изменений в технический и кадастровый паспорта указанного объекта капитального строительства явилось заявление ФИО1 в БТИ от 10.11.2008 об изменении учетного функционального назначения объекта и представленный им акт от 23.04.2008 о завершении работ по рекультивации, а основанием для внесение изменений в Единый государственный реестр прав - заявление ФИО1 и измененный БТИ кадастровый паспорт. В заявлении ФИО1 имелось указание на проект реконструкции объекта в полигон промышленных и твердых бытовых отходов, однако проекта реконструкции по переоборудованию сооружения отстойник-нейтрализатор № <...> на полигон промышленных отходов, как и других документов, свидетельствующих об изменении технических и качественных характеристик сооружения, в БТИ не представлялось. Как было установлено проверкой, каких-либо действий по изменению технических или качественных характеристик объекта учета, в том числе реконструкции, его собственником не производилось. Между тем, действующим законодательством установлены отдельные требования к местам размещения отходов, в том числе в ст. 10 ФЗ "Об отходах производства и потребления", устанавливающей, что строительство, реконструкция, консервация и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, государственной экспертизы проектной документации указанных объектов. Полагал, что вышеуказанные действия Рязанского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и Управления Росрегистрации по Рязанской области при отсутствии фактических изменений технических и качественных характеристик объекта и проектной документации, свидетельствующих об изменении данных характеристик, были произведены с нарушением действующего законодательства, что повлекло размещение в границах г. Рязани чрезвычайно опасных отходов, а следовательно, риск нанесения ущерба окружающей среде и нарушения прав неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.
Прокурор окончательно просил суд признать незаконными действия Рязанского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по внесению изменений в технический и кадастровый паспорт сооружения отстойник-нейтрализатор № <...>, расположенный по адресу: <...>, сооружение № <...>, в части переименования на полигон промышленных отходов 1 - 4 классов опасности, признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области по внесению изменений Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним капитального объекта - сооружения отстойник-нейтрализатор № <...>, расположенного по адресу: <...>, сооружение № <...>, в части изменения на полигон промышленных отходов 1 - 4 классов опасности.
Суд в удовлетворении требований отказал, постановив указанное решение.
В апелляционном представлении прокурор Советского района г. Рязани считает решение суда незаконным и просит его отменить. Мотивирует тем, что вывод суда о проведении технической инвентаризации объекта - сооружение отстойник-нейтрализатор № <...> на основании заявления собственника ФИО1 не подтверждается исследованными доказательствами. Полагает, что суд при вынесении решения не учел, что техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае фактического изменения технических и качественных характеристик, а в судебном заседании установлено, что отстойник-нейтрализатор № <...> после первичной инвентаризации в 2006 году не претерпел никаких изменений. Также считает, что для эксплуатации объекта, связанного с обращением с отходами, необходимо заключение градостроительной экспертизы.
В возражениях Рязанский филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" просил решение суда оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора без удовлетворения. Указал, что прием БТИ заявлений физических лиц на проведение технической инвентаризации осуществляется как правило в устной форме, а ее проведение подтверждается выданным кадастровым паспортом на объект. При этом, организация технической инвентаризации в силу полномочий обязана зафиксировать фактическое наличие объекта и его техническое описание с указанием назначения, согласно представленным документам или заявления заказчика. Технический (кадастровый) паспорт ни к правоустанавливающим, ни к разрешающим документам для предпринимательской деятельности не относится.
Проверив законность и обоснованность решения, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что по адресу: <...> расположено сооружение № <...>, которое по результатам проведенной в 2006 году Рязанским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" инвентаризации, было учтено в качестве сооружения "отстойник-нейтрализатор № <...>".
По результатам внеплановой инвентаризации указанного объекта недвижимости, проведенной Рязанским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" 22 октября 2008 года, в технический и кадастровый паспорт объекта были внесены изменения, в соответствии с которыми "отстойник-нейтрализатор № <...>" был переименован на "полигон промышленных отходов 1 - 4 классов класса опасности № <...>".
Управлением Федеральной Регистрационной службы по Рязанской области 16.03.2009 на основании заявления от 13.03.2009 собственника указанного объекта ФИО1, и кадастрового паспорта, выданного Рязанским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", были внесены изменения в Единый государственный реестр прав. При этом наименование ранее внесенного в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним объекта права: сооружение "отстойник-нейтрализатор № 3", назначение - нежилое, площадь застройки <...> кв. м, адрес объекта: <...> было изменено на: сооружение "полигон промышленных отходов 1 - 4 класса опасности № <...>", назначение - нежилое, площадь застройки <...> кв. м, адрес объекта: <...>, о чем ФИО1 выдано свидетельство о государственной регистрации права.
Рассматривая дело, суд правильно определил, что порядок организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства регламентирован "Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства", утвержденным постановлением Правительства РФ № 921 от 4 декабря 2000 года (далее Положение), а порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действовавшим на момент спорных отношений в редакции от 23.07.2008, "Правилами ведения Единого государственного реестра прав на имущество и сделок с ним", утвержденными постановлением Правительства РФ № 219 от 18.02.1998.
Согласно пункту 9 Положения, техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации.
По результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства организацией по государственному техническому учету и технической инвентаризации осуществляется государственный технический учет в связи с изменением данных характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд верно указал, что Положением не установлены основания для отказа в осуществлении технической инвентаризации и государственного технического учета объектов капитального строительства. Технический (кадастровый) паспорт представляет собой документ, который содержит лишь учетно-оценочные данные инвентаризации, и не обладает признаками властного характера, не является правоустанавливающим документом. Действия уполномоченного органа по проведению технической инвентаризации и кадастрового учета являются вторичными по отношению к объектам недвижимости, и призваны обеспечить фиксацию сведений в отношении инвентаризированных площадей. Проведение технической инвентаризации и кадастровый учет не могут повлечь появление или формирование новых объектов недвижимости, поскольку данным правом обладает только собственник объектов недвижимости, который вправе проводить их реконструкцию, перепланировку и совершать иные действия, направленные на изменение индивидуальных свойств объекта недвижимости, чьи действия являются первичными. И уже только после этого проводится технический и кадастровый учет объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах районный суд пришел к правильному выводу о том, что действия Рязанского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по фиксации в технических паспортах наличия объекта, его назначения, технического описания с указанием наименований в соответствии с заявлением собственника, не противоречат требованиям указанных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а не Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

Пунктом 4 ст. 18 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что в случае, когда в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, содержащий сведения об описании объекта недвижимого имущества на основании документов, удостоверенных организацией по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа, уточненные данные о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании представленного органом кадастрового учета в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона документа о проведенном государственном кадастровом учете такого объекта недвижимого имущества. Уточненные данные о таком объекте недвижимого имущества также могут вноситься в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества и прилагаемого кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 12 Положения об организации государственного технического учета сведений об объектах учета, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 921 от 4 декабря 2000 года, полученные от уполномоченных организаций технической инвентаризации, являются основой для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства, который формируется и ведется на основе сведений, полученных в результате технической инвентаризации.
Учитывая, что изменения в ЕГРП внесены на основании заявления собственника объекта К.В.И. и кадастрового паспорта, выданного Рязанским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", суд первой инстанции правильно определил, что действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (ранее УФРС по Рязанской области) по внесению в ЕГРП данных в связи с изменением сведений об объектах недвижимого имущества на основании представленных технических и кадастровых паспортов, соответствуют требованиям ст. 18 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и являются законными, поскольку предусмотренных ст. 20 данного Закона оснований для отказа в государственной регистрации изменений у ответчика не имелось.
Также верно районный суд в решении указал, что прокурором не представлено доказательств, подтверждающих нарушение оспариваемыми действиями ответчиков прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Довод апелляционного представления о том, что оспариваемые действия Рязанского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и Управления Росрегистрации по Рязанской области повлекли размещение в границах г. Рязани чрезвычайно опасных отходов, в связи с чем возник риск нанесения ущерба окружающей среде и нарушения прав неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, судебная коллегия находит несостоятельным, так как органы технического учета и регистрации административными и распорядительно-властными полномочиями не обладают и не вправе при описании технических свойств и характеристик объекта и отражения их изменений в государственных реестрах совершать какие-либо действия разрешительного или запретительного характера. Указанные органы не уполномочены требовать от собственников объекта инвентаризации предоставления каких-либо заключений, в том числе градостроительных, необходимых при осуществлении деятельности по обращению с отходами. Такие контрольные функции по соблюдению требований, предусмотренных ст. 10 ФЗ "Об отходах производства и потребления", возложены на иные органы.
Также судебная коллегия не принимает во внимание доводы прокурора об отсутствии в материалах дела заявления собственника на проведение внеплановой инвентаризации объекта, так как ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" является коммерческой организацией и самостоятельно такие действия без оплаты заказчика не осуществляет, а действующими нормативными актами обязательная письменная форма для подобного обращения не установлена.
Решение суда постановлено в полном соответствии с нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права, поэтому является законным и обоснованным и отмене или изменению не подлежит.
Доводы апелляционного представления являлись предметом исследования в судебном заседании и по основаниям, изложенным в решении, обоснованно судом отклонены, как основанные на ошибочном толковании норм материального и процессуального права.
Судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подробно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные отношения. Доводы же апелляционного представления направлены на переоценку исследованных в суде доказательств. Однако для иной оценки доказательств по делу, нежели приведенной в оспариваемом решении, оснований не имеется.
Решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности и оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г. Рязани от 29 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Советского района г. Рязани - без удовлетворения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru