Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Марий Эл республика


 
30 сентября 2009 годаN 197


УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ

(в ред. Указа Главы Республики Марий Эл
от 16.03.2012 № 24)

В соответствии с пунктом "а" статьи 79 Конституции Республики Марий Эл, в целях обеспечения реализации прав и свобод граждан в Республике Марий Эл постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию правового просвещения граждан в Республике Марий Эл.
2. Органам исполнительной власти Республики Марий Эл в течение месяца со дня вступления в силу настоящего Указа внести в Правительство Республики Марий Эл предложения о мероприятиях, направленных на реализацию Концепции правового просвещения граждан в Республике Марий Эл.
3. Рекомендовать органам государственной власти Республики Марий Эл и органам местного самоуправления Республики Марий Эл определить конкретные формы правового просвещения граждан в рамках Концепции, утвержденной настоящим Указом.
4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл, Руководителя Администрации Главы Республики Марий Эл Турчина Д.И.
(п. 4 в ред. Указа Главы Республики Марий Эл от 16.03.2012 № 24)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Настоящий Указ вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Президент
Республики Марий Эл
Л.МАРКЕЛОВ
г. Йошкар-Ола
30 сентября 2009 года
№ 197





 
Утверждена
Указом
Президента
Республики Марий Эл
от 30 сентября 2009 г. № 197

 
КОНЦЕПЦИЯ
ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ

I. Основные тенденции правового просвещения граждан
в Республике Марий Эл

Концепция правового просвещения граждан в Республике Марий Эл (далее - Концепция) определяет основные цели, задачи, направления деятельности и мероприятия по правовому просвещению граждан в Республике Марий Эл.
Укрепление основ правового государства, формирование гражданского общества и реализация конституционных прав и свобод граждан непосредственно связаны с состоянием правовой культуры граждан, уровнем их правового сознания. В связи с этим правовое просвещение и правовое воспитание граждан должны быть одними из приоритетных направлений в работе как органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Марий Эл, так и общественных объединений, организаций и их должностных лиц независимо от сферы деятельности.
Формирование юридически грамотного населения является одной из главных задач развития правового государства. Граждане являются одним из главных факторов обеспечения развития государства и общества.
Фундаментальная роль права, на котором основываются государство и гражданское общество, диктует потребность формирования правовой культуры общества, повышения юридической осведомленности граждан, их готовности следовать закону и видеть в этом свой непосредственный интерес.


В целях привития гражданам уважения к закону, преодоления правового нигилизма необходимо максимально использовать имеющийся потенциал органов государственной власти Республики Марий Эл для систематического правового воспитания и просвещения населения. Работа по разъяснению законодательства должна проводиться в тесном контакте с органами местного самоуправления и общественными объединениями, средствами массовой информации с учетом состояния законности и правопорядка, а также аудитории.
Процесс развития правовой культуры в современной России имеет повышенную общественную значимость. Даже очень хорошие законы могут оказаться бездейственными без двух обязательных составляющих - механизмов их реализации и адекватной правовой культуры и правосознания.
С учетом значимости проблемы правового просвещения граждан, обозначенной Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым, сформулированы положения настоящей Концепции.

II. Основные цели и задачи правового просвещения граждан
в Республике Марий Эл

Основными целями правового просвещения граждан в Республике Марий Эл являются:
повышение правовой культуры, то есть осознание своих прав и уважение к чужим правам, подкрепленное знанием отечественной системы законов и международных правовых актов, повышение правовой активности, реализация правовых знаний и убеждений в повседневной правовой практике, в законопослушном поведении;
формирование правового сознания как совокупности представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как социальной ценности, а также освоение навыков правового положительного поведения.
Выбор указанных целей в числе приоритетных обусловлен следующим.
Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации отмечена особая значимость правового просвещения граждан и сформулированы конкретные подходы к развитию гражданского общества и демократического государства.
Степень развития гражданского общества определяет уровень правовой культуры.
Правовая культура характеризует правовые ценности, результаты и достижения общества в правовой сфере, степень и тенденцию развития юридической теории и практики.
Развитие правосознания предполагает формирование глубокого и устойчивого интереса к вопросам законности, законодательства, демократии, правосудия и управления, преодоления пассивности гражданского общества к различного рода правонарушениям.
При этом важно постоянно поддерживать интерес к законодательству Российской Федерации и законодательству Республики Марий Эл, их развитию и изменениям, правовой информации по правовому регулированию в Российской Федерации и Республике Марий Эл, работе органов государственной власти и органов местного самоуправления.
При формировании и реализации концепции правового просвещения граждан в Республике Марий Эл выдвигаются следующие неотложные задачи и приоритеты:
1) обеспечение координации деятельности органов государственной власти Республики Марий Эл и местного самоуправления в Республике Марий Эл, общественных объединений и иных организаций в области правового просвещения граждан;
2) повышение эффективности деятельности органов государственной власти Республики Марий Эл и местного самоуправления в Республике Марий Эл в области правового просвещения граждан;
3) разъяснение законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Марий Эл через средства массовой информации;
4) проведение учебы по правовым вопросам для депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл, представительных органов местного самоуправления, государственных гражданских служащих Республики Марий Эл, муниципальных служащих в Республике Марий Эл;
5) проведение семинаров, совещаний по разъяснению действующего законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Марий Эл и изменений, вносимых в федеральные и республиканские законы;
6) деятельность общественных объединений и формирований, общественных органов правоохранительного характера (административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних, Марийского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России", общественных приемных и т.п.);
7) проведение в общеобразовательных школах, училищах, вузах и других учебных заведениях бесед, лекций, встреч с работниками правоохранительных органов, специалистами, работающими в различных сферах;
8) организация приема по юридическим вопросам граждан с участием юристов-специалистов, в том числе с выездом на места;
9) создание постоянно действующих общественных приемных для правового консультирования граждан.

III. Механизмы и основные направления правового просвещения
граждан в Республике Марий Эл

Успешная реализация задач, поставленных настоящей Концепцией, связана с эффективностью реализации мероприятий по следующим направлениям:
распространение правовых знаний;
обучение правовым способам жизнедеятельности;
формирование у граждан представлений о ценности права и правах человека в жизни каждой конкретной личности и общества.
С учетом указанных направлений основными мероприятиями по реализации настоящей Концепции являются:
1) в сфере распространения правовых знаний:
организация правовой учебы государственных гражданских служащих Республики Марий Эл и муниципальных служащих в Республике Марий Эл, профессиональная служебная деятельность которых связана с работой по изучению гражданами текущего и нового законодательства, касающихся всех сфер деятельности;
проведение правовой учебы депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл, представительных органов местного самоуправления по изучению текущего и нового законодательства;
организация учебы по правовым вопросам для руководителей организаций;
публикация материалов по правовой проблематике в республиканских печатных изданиях;
организация цикла передач в республиканских средствах массовой информации;
выпуск информационных стендов по направлениям деятельности органов исполнительной власти Республики Марий Эл;
организация республиканских конференций по проблемам правового просвещения граждан;
разработка органами исполнительной власти Республики Марий Эл методических рекомендаций по различным вопросам применения действующего законодательства, в том числе для органов местного самоуправления в Республике Марий Эл;
2) в сфере обучения правовым способам жизнедеятельности:
обеспечение распространения знаний в различных сферах законодательного регулирования среди учащихся общеобразовательных школ, училищ, вузов;
проведение в общеобразовательных школах, училищах классных часов по правовой тематике, деловых игр, направленных на обучение правовым способам защиты конституционных прав;
приглашение специалистов правоохранительных органов для проведения правовых лекций, родительских собраний, классных часов;
проведение конкурсов рисунков, сочинений, турниров знатоков, отражающих проблемы прав человека и ребенка;
организация правовой учебы педагогических работников, в том числе по вопросам защиты прав и интересов ребенка;
проведение семинаров-совещаний с руководителями организаций и предприятий по разъяснению действующего законодательства в различных сферах;
создание Интернет-порталов по вопросам правовой пропаганды, обучения граждан правовым способам защиты прав и свобод, в том числе досудебному порядку обжалования решений, действий (бездействия) органов исполнительной власти Республики Марий Эл, должностных лиц указанных органов, государственных гражданских служащих Республики Марий Эл, республиканских государственных учреждений (предприятий) и их работников;
деятельность информационно-правовых центров, в том числе на базе высших учебных заведений ("юридические клиники"), участие в их деятельности специалистов правовых служб органов исполнительной власти Республики Марий Эл, местного самоуправления, ведущих юристов Республики Марий Эл;
3) в сфере формирования у граждан представлений о ценности права и правах человека в жизни каждой конкретной личности и общества:
активизация работы Марийского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России";
повышение эффективности работы органов исполнительной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления по рассмотрению обращений граждан;
организация приема граждан руководителями органов исполнительной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления;
использование программно-целевых подходов к реализации политики Республики Марий Эл в сфере защиты прав и свобод социально незащищенных категорий граждан, направленных на улучшение качества жизни людей, в том числе реализацию их законных прав и интересов;
повышение эффективности деятельности административных комиссий в Республике Марий Эл;
обобщение практики применения законов Республики Марий Эл от 4 декабря 2002 года № 43-З "Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл", от 16 июля 2003 года № 30-З "Об участии граждан в обеспечении общественного порядка в Республике Марий Эл", от 3 декабря 2004 года № 58-З "О профилактике правонарушений в Республике Марий Эл", от 9 ноября 2005 года № 42-З "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Марий Эл", от 30 декабря 2008 года № 80-З "Об административных комиссиях в Республике Марий Эл";
совершенствование законодательства Республики Марий Эл, активизация работы по приведению законодательства Республики Марий Эл в единое правовое поле Российской Федерации;
повышение эффективности правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов Республики Марий Эл на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Марий Эл;
организация проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Республики Марий Эл и их проектов;
формирование нормативной правовой базы по организации проведения антикоррупционной экспертизы;
освещение в республиканских средствах массовой информации деятельности органов исполнительной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления по защите прав и свобод граждан.

IV. Заключение

Реализация основных положений и предложений настоящей Концепции позволит обеспечить повышение правовой культуры, формирование правового сознания населения Республики Марий Эл, окажет положительное воздействие на ситуацию, связанную с обеспечением и защитой прав человека и гражданина на территории Республики Марий Эл, что в целом позитивно отразится на уровне и качестве жизни населения Республики Марий Эл.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru