Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 2011 г. по делу № А82-13777/2010-18

Резолютивная часть решения объявлена 7 апреля 2011 года.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Сорокиной С.Р.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лайдинен М.Э.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Товарищества собственников жилья "Чехова 11"
к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля
с участием третьих лиц - индивидуального предпринимателя Копосова Василия Геннадьевича, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, Государственного унитарного предприятия технической инвентаризации и учета недвижимости по Ярославской области
о признании незаконным приказов председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля "О разделении объекта недвижимого имущества города Ярославля по адресу: г. Ярославль, ул. Чехова, д. 11" № 6/2373 от 16.12.2009, "О внесении изменений в приказ от 16.12.2009 № 6/2373" № 6/114 от 28.01.2010; погашении сделанной 29.01.2010 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи регистрации № 76-76-01/275/2009-392 и № 76-76-01/275/2009-393,
при участии
от заявителя - Окатов Н.М. - председатель ТСЖ "Чехова 11",
от ответчика - Румянцева Г.В. - представитель по доверенности от 05.02.2011 № 240,
от третьего лица 1 (ИП Копосов В.Г.) - Коршаков О.Н. - представитель по доверенности от 26.01.2011,
от третьего лица 2 (Управление Росреестра) - Новгородова Р.Б. - представитель по доверенности № 96 от 28.12.2010,
от третьего лица 3 (ГУПТИ) - не явился,

установил:

Товарищество собственников жилья "Чехова 11" (далее - заявитель, ТСЖ "Чехова 11") обратилось в суд с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (далее - ответчик, КУМИ) о признании незаконным приказов председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля "О разделении объекта недвижимого имущества города Ярославля по адресу: г. Ярославль, ул. Чехова, д. 11" № 6/2373 от 16.12.2009, "О внесении изменений в приказ от 16.12.2009 № 6/2373" № 6/114 от 28.01.2010; погашении сделанной 29.01.2010 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи регистрации № 76-76-01/275/2009-392 и № 76-76-01/275/2009-393.
В качестве третьих лиц в деле участвуют индивидуальный предприниматель Копосов Василий Геннадьевич, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, Государственное унитарное предприятие технической инвентаризации и учета недвижимости по Ярославской области.
Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Ответчик требования не признает по следующим основаниям. Право муниципальной собственности на магазин, в т.ч. подвал общей пл. 1174,1 кв. м, расположенный по адресу: г. Ярославль, ул. Чехова, дом 11, зарегистрировано в установленном законом порядке 11.12.1998, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № 76:23:5/98-57, выдано свидетельство о государственной регистрации права серия 76 № 17 001129. На основании данных технической инвентаризации объект недвижимости по адресу: ул. Чехова, дом 11 приказом председателя КУМИ от 16.12.2009 № 6/2373 был разделен на два объекта: на помещение первого этажа и помещение подвала пл. 429,4 кв. м; приказом председателя КУМИ от 28.01.2010 № 6/114 в соответствии с кадастровым паспортом помещения площадь подвальных помещений была уменьшена и составила 369,4 кв. м. КУМИ 24.01.2011 заключил договор с ГУПТИ УН по Ярославской области по изготовлению справки об изменении площадей и изменении нумерации помещений по состоянию на дату проведения технической инвентаризации: 1988 г., 1998 г., 2004 г., 2009 г. с целью уточнения площадей и помещений. Согласно представляемым на государственную регистрацию техническим паспортам внешние границы объекта муниципальной собственности не изменены. КУМИ полагает, что каких-либо нарушений прав ТСЖ "Чехова 11" нет, вопросы уточнения площадей первого и подвального этажей объекта недвижимости, являющегося муниципальной собственностью, касаются КУМИ, как арендодателя, и арендатора нежилых помещений - ИП Копосова В.Г.
Третье лицо 1 - ИП Копосов В.Г. в судебное заседание представило письменный отзыв и пояснило следующее. Постановлением мэрии г. Ярославля от 23.06.2010 № 2460 принято решение о продаже данного имущества в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ. 05.07.2010 в целях реализации вышеназванного права КУМИ было принято решение о разделении объекта недвижимого имущества города Ярославля по адресу: г. Ярославль, ул. Чехова, дом № 11. 08.12.2009 изготовлены два кадастровых паспорта на помещения подвала N№ 1-1-1, 17, 18, 22, 25, 27 - 34 общей площадью 429,4 кв. м, и помещения первого этажа № 1 - 41 общей площадью 724,3 кв. м, что соответствует данным технического паспорта, изготовленного по заказу ТСЖ "Чехова 11". В дальнейшем собственником было принято решение о регистрации помещений подвала N№ 1 - 14, 17, 18, 22, 25, 27 - 30, 34 общей площадью 373,4 кв. м, для чего был изготовлен кадастровый паспорт от 10.03.2010. В настоящее время имеется кадастровый паспорт на помещения подвала № 31 - 33 для их последующей регистрации. Общая долевая собственность многоквартирного дома № 11 по ул. Чехова не прошла государственную регистрацию в установленном законом порядке, в связи с чем определить ее размер не представляется возможным.
Третье лицо 2 - Управление Росреестра по Ярославской области в судебном заседании пояснило следующее. По данным Единого государственного реестра прав (далее - ЕГРП) 11.12.1998 проведена государственная регистрация права муниципальной собственности на объект недвижимости - магазин, в т.ч. подвал 448,2, общей площадью 1174,1 кв. м, расположенный по адресу: г. Ярославль, ул. Чехова, д. 11. 18.01.1999 был зарегистрирован договор аренды № 6388-Г от 30.12.1998 на вышеуказанный объект недвижимости, арендатором по которому выступает Копосов В.Г. 06.12.2004 зарегистрировано дополнительное соглашение № 1 к договору аренды № 6388-Г от 30.12.1998, касающееся изменения площади вышеуказанного объекта недвижимости, помещение подвала составило 419,2 кв. м, общая площадь объекта - 1145,10 кв. м. На основании приказов председателя комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля № 6/2373 от 16.12.2009, № 6/114 от 28.01.2010 данный объект разделился на два объекта: нежилые помещения первого этажа N№ 1 - 41, общей площадью 724,3 кв. м, в том числе перепланировано 369,4 кв. м и переустроено 2,9 кв. м, нежилые помещения подвала N№ 1 - 14, 17, 18, 22, 25, 27 - 30, 34, общей площадью 373,4 кв. м, в том числе перепланировано 14,2 кв. м. Соответственно право муниципальной собственности на вновь образованные объекты недвижимого имущества было зарегистрировано 29.01.2010. Согласно дополнительному соглашению № 5 к договору аренды № 6388-Г от 30.12.1998 на объект недвижимости - нежилые помещения первого этажа N№ 1 - 41, общей площадью 724,3 кв. м, зарегистрирована аренда. На государственную регистрацию объекта недвижимости - нежилых помещений подвала N№ 1 - 14, 17, 18, 22, 25, 27 - 30, 34 был представлен кадастровый паспорт ГУПТИ УН по ЯО от 10.03.2010, где площадь данного объекта указана 373,4 кв. м, в том числе перепланировано 14,2 кв. м. Оснований для отказа в государственной регистрации в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ не было, в связи с чем государственная регистрация права была проведена. Управление не может согласиться с доводами заявителя о том, что были нарушены требования Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: не было получено согласие собственников помещений на разделение объекта - магазина по следующим основаниям: право муниципальной собственности на объект недвижимости - магазин зарегистрировано в 1998 году, никем не оспорено. Согласно статье 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. В связи с чем, Управление полагает, что размер доли в праве на общее имущество не изменится. Согласно представленным на государственную регистрацию данным технических и кадастровых паспортов внешние границы объекта не изменены, имеют место внутренние перепланировки. Заявителем не представлено доказательств нарушения его прав государственной регистрацией права собственности на разделенный объект недвижимости.
Рассмотрев имеющиеся в материалах дела документы, заслушав лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия 76 № 17 001129 от 15.12.1998 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11.12.1998 сделана запись № 76:23:5/98-57 о регистрации права муниципальной собственности на магазин, в т.ч. подвал - 448,2 кв. м, общей пл. 1174,1 кв. м, расположенный по адресу: г. Ярославль, ул. Чехова, дом 11.
Согласно кадастровому паспорту от 08.12.2009 помещения подвала N№ 1 - 14, 17, 18, 22, 25, 27 - 34 составляли площадь 429,4 кв. м.
Помещения магазина и помещения подвала N№ 1 - 14, 17, 18, 22, 25, 27 - 30, 34 площадью 429,4 кв. м, всего площадью 1145,10 кв. м, являлись объектом аренды по договору аренды недвижимого имущества от 30.12.1998 № 6388-Г и дополнительному соглашению № 1 от 23.01.2004 с ИП Копосовым В.Г.
Помещения N№ 19, 21, 22 общей площадью 29 кв. м в аренду не передавались, помещения заняты электрощитовой, узлом управления и коридором. Данные обстоятельства подтверждаются Информацией ГУПТИ УН по Ярославской области № 128 от 28.01.2011.
На основании приказа председателя комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля "О разделении объекта недвижимого имущества города Ярославля по адресу: г. Ярославль, ул. Чехова, д. 11" № 6/2373 от 16.12.2009 в редакции приказа председателя комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля № 6/114 от 28.01.2010 "О внесении изменений в приказ № 6/2373 от 16.12.2009 объект аренды (помещения магазина, в том числе помещения подвала N№ 1 - 14, 17, 18, 22, 25, 27 - 30, общей площадью 1145,1 кв. м) разделен на два объекта: нежилые помещения первого этажа N№ 1 - 41, общей площадью 724,3 кв. м, в том числе перепланировано 369,4 кв. м и переустроено 2,9 кв. м; нежилые помещения подвала N№ 1 - 14, 17, 18, 22, 25, 27 - 30, 34, общей площадью 373,4 кв. м, в том числе перепланировано 14,2 кв. м.
На помещения подвала N№ 1 - 14, 17, 18, 22, 25, 27 - 30, 34, общей площадью 373,4 кв. м, выдано свидетельство о государственной регистрации права от 29.01.2010.
В связи с допущенной ошибкой при изготовлении кадастрового паспорта на помещения был изготовлен новый кадастровый паспорт от 08.02.2011, где площадь помещений подвала N№ 1 - 14, 17, 18, 22, 25, 27 - 30, 34 составила 419,2 кв. м.
Получено новое свидетельство о государственной регистрации права собственности от 04.03.2011 серия 76-АБ № 341308.
На помещения подвала № 31, 32, 33 общей площадью 10,2 кв. м также 27.01.2011 изготовлен кадастровый паспорт. Право муниципальной собственности на данный объект не зарегистрировано.
В отношении помещений магазина в настоящее время имеется договор купли-продажи между КУМИ и ИП Копосовым В.Г., заключенный в порядке Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Ярославской области от 07.02.2011 государственная регистрация перехода права собственности на указанные помещения приостановлена в связи с принятием обеспечительных мер по настоящему делу.
Полагая, что приказы о разделении объекта не соответствуют закону и нарушают его права и интересы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Оценив собранные по делу доказательства, суд полагает, что заявление ТСЖ "Чехова 11" удовлетворению не подлежит.
Согласно пункту 1 статьи 2 и части первой статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью первой статьи 198, частью второй статьи 201 АПК РФ решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц признаются незаконными в том случае, если арбитражный суд установит, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконным обжалуемого отказа ответчика необходима совокупность двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При решении вопроса о наличии у заявителя законного интереса в признании незаконными оспариваемых приказов суд исходит из следующего.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлено, что помещения магазина, включающие в себя до раздела объекта помещения подвала, находятся в многоквартирном жилом доме.
На помещения магазина ранее было зарегистрировано право муниципальной собственности в составе помещений площадью 1174,1 кв. м.
Данные помещения не могут относиться к общему имуществу многоквартирного дома, поскольку не отвечают требованиям, предъявляемым к такому имуществу статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанное помещение изначально использовалось в качестве помещения магазина, то есть имело иное функциональное назначение.
Что касается помещений подвала, то эти помещения площадью 419,4 кв. м также не относятся к общему имуществу многоквартирного дома в силу того, что изначально использовались в качестве подсобного помещения магазина.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении Президиума от 02.03.2010 № 13391/09, правовой режим подвальных помещений, как относящихся или не относящихся к общей долевой собственности нескольких собственников помещений в жилых домах, построенных до начала действия законодательного разрешения приватизации жилищного фонда, должен определяться на дату приватизации первой квартиры в доме. В случае если по состоянию на указанный момент подвальные помещения жилого дома были предназначены (учтены, сформированы) для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома, и не использовались фактически в качестве общего имущества домовладельцами, то право общей долевой собственности домовладельцев на эти помещения не возникло. Остальные подвальные помещения, не выделенные для целей самостоятельного использования, перешли в общую долевую собственность домовладельцев как общее имущество дома. При этом для определения правового режима помещений не имеет значения наличие в них инженерных коммуникаций, так как они расположены в каждом подвале и сами по себе не порождают право общей долевой собственности домовладельцев на помещения, уже выделенные для самостоятельного использования, не связанные с обслуживанием жилого дома.
Таким образом, право общей долевой собственности на общее имущество возникает в момент приватизации первого помещения в доме и в отношении того имущества, которое фактически на этот момент использовалось в качестве общего.
Поскольку к началу реализации гражданами права на приватизацию жилья, предусмотренного Законом РСФСР от 04.07.1991 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", спорное помещение подвала было учтено и сформировано как помещение для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома (подвал магазина), и доказательств использования его на тот момент фактически в качестве общего имущества домовладельцами заявитель не представил, суд полагает, что данное помещение также правомерно является муниципальной собственностью.
В судебном заседании установлено, что помещения подвала, в которых находятся коридор (№ 19), узел управления (N№ 21, 35), электрощитовая (20), технические подполья (N№ 15 - 26), лестницы (N№ 31 - 33, 36 - 39), выделены в качестве отдельных объектов кадастрового учета, не вошедших в состав помещений магазина и подвала площадью 419,2 кв. м, и право муниципальной собственности на них в настоящее время не зарегистрировано.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно части 1 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации границы между смежными помещениями в многоквартирном доме могут быть изменены или эти помещения могут быть разделены на два и более помещения без согласия собственников других помещений в случае, если подобные изменение или раздел не влекут за собой изменение границ других помещений, границ и размера общего имущества в многоквартирном доме или изменение долей в праве общей собственности на общее имущество в этом доме.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что образованные в результате разделения объекты являются муниципальной собственностью, суд полагает, что оспариваемые приказы не могут нарушать права и интересы заявителя по настоящему делу.
Кроме того, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ заявитель не представил доказательств, подтверждающих, что оспариваемые приказы не соответствуют требованиям законодательства.
То, что в оспариваемых приказах неверно указана площадь подвала (вместо 419,4 кв. м - 373,4 кв. м) не нарушает права и интересы третьих лиц, поскольку впоследствии техническая ошибка была исправлена путем составления нового кадастрового паспорта на помещения подвала и выдано новое свидетельство о государственной регистрации права. Кроме того, перечень помещений подвала (N№ 1 - 14, 17, 18, 22, 25, 27 - 30, 34) не изменялся.
При такой ситуации, в отсутствие обусловленной ст. 198 АПК РФ совокупности обстоятельств, необходимой для удовлетворения заявления о признании приказов КУМИ незаконными, суд не находит правовых оснований для признания заявленных ТСЖ требований обоснованными.
Расходы по госпошлине суд в порядке статьи 110 АПК РФ относит на заявителя.
Определением суда от 17.12.2010 по делу были приняты обеспечительные меры в виде наложения ареста на нежилые помещения, общей площадью 724,3 кв. м, в том числе без разрешения перепланировано 369,4 кв. м, переустроено 2,9 кв. м, этаж 1, номера на поэтажном плане 1 - 41, по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, ул. Чехова, д. 11, кадастровый (или условный) номер: 76-76-01/275/2009-392.
В связи с разрешением спора по существу, суд полагает, что обеспечительные меры подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований товарищества собственников жилья "Чехова 11" отказать.
Отменить обеспечительные меры в виде наложения ареста на нежилые помещения, общей площадью 724,3 кв. м, в том числе без разрешения перепланировано 369,4 кв. м, переустроено 2,9 кв. м, этаж 1, номера на поэтажном плане 1 - 41, по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, ул. Чехова, д. 11, кадастровый (или условный) номер: 76-76-01/275/2009-392, принятые определением Арбитражного суда Ярославской области от 17.12.2010.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.

Судья
С.Р.СОРОКИНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru