Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Самарская область


САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 февраля 2012 года

Самарский областной суд в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
при секретаре Зелениной С.Ю.,
с участием прокурора Емелиной О.А.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Самарской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим нормативного правового акта в части,

установил:

Прокурор Самарской области обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании недействующим абзаца четвертого пункта 2.7 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 27.01.2011 № 16 (в редакции постановления Правительства Самарской области от 08.06.2011 № 272).
Свои требования прокурор обосновывает следующим.
Названным постановлением Правительства утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Самарской области.
Постановление было принято Правительством Самарской области во исполнение требований п.п. 13.1, 14 ст. 13 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в соответствии с которыми порядок разработки и утверждения административных регламентов федеральными органами исполнительной власти устанавливается Правительством Российской Федерации, порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта.
Абзац четвертый пункта 2.7 Порядка устанавливает, что раздел административного регламента "Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных служащих" должен содержать исчерпывающий перечень оснований для отказа в рассмотрении жалобы либо приостановления ее рассмотрения.
Прокурор полагает, что названная норма противоречит требованиям федерального законодательства.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного в ст. 33 Конституции РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан регулируются ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В соответствии со ст.ст. 9, 10 названного Закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
Статьей 11 данного Закона закреплен порядок рассмотрения отдельных обращений, который предусматривает случаи, в которых ответ на обращение не дается.
При этом названный Закон не предусматривает возможность приостановления рассмотрения жалобы, не наделяет субъекты РФ полномочиями по определению исчерпывающего перечня оснований для приостановления рассмотрения жалобы. Не предусмотрена такая возможность и Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Следовательно, как считает прокурор, положения порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Самарской области в части рассмотрения обращений граждан не могут противоречить федеральному законодательству.
В судебном заседании представитель прокуратуры Самарской области Е.О.А. требования поддержала в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении.
Представитель Правительства Самарской области П.С.С. заявленные требования не признал. Считает, что ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" имеют разные предметы регулирования и разные сферы действия. Оспариваемый прокурором п. 2.7 порядка воспроизводит положения п. 19 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 № 373.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).
В соответствии со ст. 2 названного Закона порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги устанавливаются нормативно правовым актом - административным регламентом. По смыслу названного Закона заявитель - это лицо, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные (муниципальные) услуги, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги.
Согласно ст. 13 разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду части 13.1 и 14 статьи 13, а не статьи 13.1, 14.

В соответствии со ст.ст. 13.1, 14 порядок разработки и утверждения административных регламентов федеральными органами исполнительной власти устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 ФЗ № 210 при получении государственных или муниципальных услуг заявители имеют право в том числе и на досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб (претензий) в процессе получения государственных или муниципальных услуг (п. 4).
В силу ст. 12 названного Закона структура административного регламента должна содержать раздел, устанавливающий досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу.
Федеральным законом № 210-ФЗ порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, регламентирован главой 2.1, где статьей 11.2 определены общие требования к порядку подачи, а также к рассмотрению такой жалобы.
Так, согласно п. 6 ст. 11.2 жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, либо в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.
В соответствии с п. 7 названной нормы по результатам рассмотрения жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу, принимает одно из следующих решений:
1) удовлетворяет жалобу;
2) отказывает в удовлетворении жалобы.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду постановление Правительства Самарской области от 27.01.2011 № 16, а не постановление от 16.05.2011 № 373.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Правительством Самарской области было принято оспариваемое (в части) прокурором постановление от 16.05.2011 № 373 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных услуг органами исполнительной власти".
Пункт 2.7 утвержденного Порядка изложен в следующей редакции:
"2.7. Раздел административного регламента "Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных служащих" должен содержать следующие сведения:
исчерпывающий перечень оснований для отказа в рассмотрении жалобы либо приостановления ее рассмотрения;".
Федеральным законом № 210-ФЗ, которым в настоящее время регламентирован досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, в том числе установлены общие требования к рассмотрению жалобы, и согласно ст. 11.2 результатом рассмотрения жалобы может явиться решение о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении. Возможность отказа в рассмотрении жалобы либо приостановления ее рассмотрения Федеральным законом не предусмотрена.
Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемый п. 2.7 Порядка, предусматривающий обязательность указания перечня оснований для отказа в рассмотрении жалобы либо приостановлении ее рассмотрения, противоречит федеральному законодательству, в силу которого орган, предоставляющий государственную услугу, не наделен правом при рассмотрении в досудебном (внесудебном) порядке жалобы отказать в ее рассмотрении либо приостановить ее рассмотрение.
В связи с чем оспариваемая норма противоречит федеральному закону, имеющему большую юридическую силу, и поэтому в соответствии со ст. 253 ГПК РФ имеются основания для признания в этой части нормативного правового акта недействующим.
Поскольку постановление Правительства Самарской области, в т.ч. и оспариваемая норма, применялись до настоящего времени, в связи с чем суд считает необходимым признать п. 2.7 Порядка недействующим со дня вступления решения в законную силу, на что указано в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац четвертый пункта 2.7 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 27.01.2011 № 16 (в редакции постановления Правительства Самарской области от 08.06.2011 № 272).
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный суд Российской Федерации.

Председательствующий
Е.И.ШАБАЕВА

Решение вступило в законную силу 11.03.2012.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru