Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 августа 2011 г. по делу № А33-8692/2011

Резолютивная часть решения объявлена 03 августа 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 10 августа 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Е.А. Ивановой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия "Ачинские коммунальные системы" (ИНН 2443031957, ОГРН 1072443001740)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
о признании недействительным решения от 31.03.2011 по делу № 10-10-11,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора,
общество с ограниченной ответственностью "Наш дом",
при участии:
представителя заявителя: М.В. Белуткиной по доверенности от 11.01.2011,
представителя ответчика: Т.С. Корниловой по доверенности от 17.01.2011 № 29,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.Э. Сницкой,

установил:

муниципальное унитарное предприятие "Ачинские коммунальные системы" (далее - МУП "АКС") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - Красноярское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 31.03.2011 по делу № 10-10-11.
Заявление принято к производству суда. Определением от 06.06.2011 возбуждено производство по делу.
Заявитель поддержал заявленные требования.
Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Собственниками 34 многоквартирных жилых домов города Ачинска, находящихся по адресам: 2 Привокзальный, 2; Кирова, 8; Фрунзе, 12; Давыдова, 5 с 1 июня 2009 года и по улице Кирова, 6; Кирова, 10; Фрунзе, 7; Фрунзе, 9; Фрунзе, 10; Привокзальная, 14; Привокзальная, 16; Давыдова, 1; Давыдова, 2; Садовая, 3; Кирова, 4; Кирова, 13; Кирова, 17; Кирова, 19; Кирова, 21; Кирова, 27; Кирова, 23; Кирова, 15; Привокзальная, 4; Привокзальная, 4а; Привокзальная, 12; Л. Толстого, 4; Л. Толстого 10; Л. Толстого, 18; Л. Толстого, 20; Слободчикова, 17; Л. Толстого, 30; Привокзальная, 10; Л. Толстого, 32; Л. Толстого, 34а с 1 июля 2009 года были заключены договоры управления многоквартирными жилыми домами с ООО "Наш дом".
МУП "АКС" и ООО "Наш дом" был заключен договор от 01.06.2009 № 11-ТЭ на теплоснабжение (далее - договор), предметом которого является обязательство энергоснабжающей организации подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и химически очищенную воду, и обязательства абонента оплатить принятую тепловую энергию и химически очищенную воду, соблюдать режим ее потребления (пункт 1.1. договора).
Пунктом 2.3. договора установлены показатели тепловой энергии и сетевой воды (температурный график, давление теплоносителя, качество сетевой воды).
Согласно пункту 2.6 договора постановлением главы города Ачинска устанавливаются сроки отопительного периода в зависимости от погодных условий.
Пунктом 3.1.1 договора предусмотрена обязанность энергоснабжающей организации отпускать тепловую энергию абоненту в объеме и по объектам, согласно приложению № 1, № 4 к договору, в соответствии с актом раздела границ балансовой принадлежности тепловых сетей (приложение № 2), температурными графиками (приложения № 5, 6).
Согласно пункту 4.1.1 договора абонент обязан оплачивать потребленную тепловую энергию на основании показаний приборов учета, а также другие платежи (включая химически очищенную воду, выявленные и актированные потери тепловой энергии с утечками, из-за нарушения тепловой изоляции; сетевую воду, расходованную на промывку тепловой сети абонента и т.д.) в сроки, порядке и размере, установленном в договоре.
В соответствии с пунктом 5.1. договора коммерческий учет тепловой энергии производится по приборам, установленным на границе балансовой принадлежности тепловых сетей энергоснабжающей организации и абонента.
Согласно пункту 5.5. договора в случае отсутствия (неисправности) приборов, количество тепловой энергии и химически очищенной воды, подаваемых абоненту, определяется пропорционально максимальным часовым нагрузкам присоединенных объектов, не имеющих приборов учета (приложение № 1, 4) и показаний приборов учета энергоснабжающей организации согласно пункту 9.9 "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя".
Тарифы на тепловую энергию, без учета затрат на подготовку воды, устанавливаются Региональной энергетической комиссией, принимаются в бесспорном порядке, без предварительного согласования сторонами и вводятся в срок, установленный постановлением РЭК Красноярского края (пункт 6.1. договора).
Тариф на химически очищенную воду устанавливается ОАО "АГК" (источником тепловой энергии) по согласованию с энергоснабжающей организацией и принимается абонентом в бесспорном порядке.
Расчеты за пользование тепловой энергией производятся в порядке, предусмотренном разделом 7 договора: расчетным периодом для определения стоимости и оплаты передаваемой (потребляемой) тепловой энергии и химически очищенной воды является календарный месяц; оплата производится абонентом до 20 числа месяца, следующего за расчетным.
Срок действия договора установлен до 31.12.2009. в соответствии с пунктом 10.1 договор пролонгируется на каждый полный следующий календарный год на тех же условиях.
Согласно пункту 1.3 договора границы обслуживания и ответственности между МУП "АКС" и ООО "Наш дом" определяются актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей, согласно которым объектами теплоснабжения по договору являются жилые дома. На основании данного договора МУП "АКС" предоставляет услуги теплоснабжения в обслуживаемых ООО "Наш дом" с 2009 года 34 многоквартирных жилых домах. В связи с переходом 1 декабря 2010 года 30 многоквартирных жилых домов в управление другой управляющей организации, по настоящему договору коммунальные ресурсы поставляются 4 многоквартирным жилым домам.
По результатам рассмотрения заявления ООО "Наш дом" вх. № 14758 от 19.10.2010 на основании приказа от 18.01.2011 № 25 Красноярским УФАС России было возбуждено дело № 10-10-11 в отношении МУП "АКС" по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что договор № 11-ТЭ, заключенный между МУП "АКС" и ООО "Наш дом", содержит необоснованные условия, предусматривающие порядок определения объема поставленной тепловой энергии, в частности условия о применении при расчете тепловой энергии и химически очищенной воды, подаваемых абоненту, тепловой нагрузки (пункт 5.5 договора), что привело к необоснованному расчету количества тепловой энергии по договору.
Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение от 31.03.2011 по делу № 10-10-11:
- признать МУП "АКС" нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- выдать МУП "АКС" предписание, согласно которому МУП "АКС" надлежит совершить действия, направленные на прекращение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно об изменении условий договора № 11-ТЭ на услуги теплоснабжения;
- передать копии материалов дела № 10-10-11 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении МУП "АКС" дел об административных правонарушениях по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.



(руб.);
    S   -  общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме
     i
или общая площадь жилого дома (кв. м);
    S   -  общая  площадь  всех  помещений  (квартир,  нежилых помещений) в
     D
многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м);
    P      -  общий  размер  платы  за  отопление  в  i-том жилом помещении
     fn.i
многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.);
Таким образом, действующим законодательством регулируется порядок учета тепловой энергии, подлежащей оплате абонентам, в случае отсутствия приборов учета.
Довод заявителя об определении объемов поставляемой энергии расчетным путем исходя из величин строительного объема жилых зданий, максимальной договорной нагрузки на отопление при отсутствии установленных на объектах приборов учета несостоятелен ввиду следующего.
Договором на теплоснабжение от 01.06.2009 № 11-ТЭ предусмотрен расчетный метод определения количества тепловой энергии.
Количество тепловой энергии на отопление определено МУП "АКС", исходя из строительного объема, согласно раздела 2.1. Методических указаний по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку теплоты отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий, утвержденных государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу 12.07.2002.
Условие о распределении тепловой энергии пропорционально тепловым нагрузкам необоснованно, так как для жильцов тепло распределяется исходя из площади помещений, а методика одновременного сочетания в расчете тепловой нагрузки и площади помещения не определена в установленном порядке.
Расчет с применением тепловых нагрузок производится на основании величин (объем зданий и тепловые нагрузки) не соотносимых с величинами, предусмотренными подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к Правилам № 307 (площадь помещения (квартиры в многоквартирном доме и установленные нормативы).
Кроме того, при применении расчетного метода, не учитываются последствия применения нормативов, устанавливаемых органами местного самоуправления из учета потребления тепловой энергии абонентами равномерно в течение года исходя из 1/12.
При указанных обстоятельствах условие пункта 5.5 договора о применении при расчете тепловой энергии и химически очищенной воды, подаваемых абоненту, пропорционально максимальным часовым нагрузкам присоединенных объектов, не имеющих приборов учета и показаний приборов учета энергоснабжающей организации, согласно пункту 9.9. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя включено необоснованно.
Довод МУП "АКС" об отсутствии нарушения пункта 10. части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с согласованием сторонами при заключении договора условия о порядке определения объема поставляемой тепловой энергии и расчетов по договору, судом отклонен, поскольку принцип свободы договора не означает возможность включения в договор условий, противоречащих законодательству.
Условия договора, предусматривающие порядок определения объема поставляемой тепловой энергии не соответствует положениям статьи 157 ЖК РФ, Правилам № 307.
Используемый энергоснабжающей организацией порядок определения объема поставляемой тепловой энергии и порядок определения размера платы должны быть установлены законодательством. Учитывая отсутствие такового, недопустимо согласование сторонами порядка определения объема поставляемой тепловой энергии и порядка определения размера платы, не соответствующих положениям ЖК РФ и Правилам № 307. Стороны договора не могут договориться о тех условиях, которые противоречат действующему законодательству. С учетом изложенного, определение МУП "АКС" объемов поставляемой энергии расчетным путем исходя из величин строительного объема жилых зданий, максимальной договорной нагрузки на отопление при отсутствии установленных на объектах приборов учета является необоснованным.
Таким образом, условия договора, предусматривающие порядок определения объема поставляемой тепловой энергии должны соответствовать действующему законодательству, в частности статье 157 ЖК РФ, Правилам № 307.
Размер платы за отопление при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета определяется согласно пункту 19 Правил исходя из общей площади помещений, норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию.
Применение энергоснабжающей организацией максимальных часовых нагрузок присоединенных объектов, не имеющих приборов учета, и показаний приборов учета энергоснабжающей организации при расчете размера платы за отпущенную тепловую энергию не предусмотрено действующим законодательством и ущемляет интересы ООО "Наш дом".
С учетом изложенного, действия МУП "АКС" по применению максимальных часовых нагрузок присоединенных объектов, не имеющих приборов учета, и показаний приборов учета энергоснабжающей организации при расчете размера платы за отпущенную тепловую энергию в договоре с ООО "Наш дом", привели к необоснованному расчету размера платы за потребленный в доме коммунальный ресурс, начислению суммы за оказанные услуги больше суммы, выставляемой управляющей организацией собственникам за коммунальные услуги. Положения указанного договора теплоснабжения затрагивают интересы всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме, незаконный расчет размера платы за услуги теплоснабжения может привести к незаконному взиманию платы с населения.
Порядок ценообразования включает в себя не только расчет размера тарифа, его установление и конечной регулируемой цены на товар, но и порядок применения соответствующего тарифа и определения размера платы за товар.
Незаконное применение максимальных часовых нагрузок присоединенных объектов, не имеющих приборов учета, при определении объема поставляемой энергии, привели к необоснованному определению платы за теплоснабжение.
Таким образом, МУП "АКС", занимающий доминирующее положение на рынке теплоснабжения, включило в договор условия, не соответствующие действующему законодательству, что привело к нарушению порядка ценообразования за услуги теплоснабжения.
В отношении действий (бездействия), прямо указанных в части 1 статьи 10 ФЗ Федерального закона "О защите конкуренции", наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом (пункт 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 01 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства").
На основании изложенного, вывод Комиссии Красноярского УФАС России о наличии в действиях МУП "АКС" нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, и наличии оснований для выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства, являются обоснованными.
С учетом изложенного, довод заявителя о том, что антимонопольным органом не доказано, что МУП "АКС" злоупотребило своим доминирующим положением, не соответствует установленным по делу обстоятельствам.
Довод заявителя о том, что судами установлено применение Правил № 307, как обязательных к исполнению после заключенного договора между МУП "АКС" и ООО "Наш дом" после 1 июня 2009, а до 6 июня 2009 года стороны были свободны в заключении договора, является необоснованным.
Правила № 307 являются обязательными с момента вступления их в силу, с 2006 года, соответственно подлежали применению и до 1 июня 2009 года. Также данные Правила необходимо применять не в силу указания на это судами, а в силу прямого действия данных Правил и ЖК РФ.
Ссылка заявителя на то, что ООО "Наш дом" не обращалось с заявлением о внесении изменений в договор, не влияет на обоснованность оспариваемого решения антимонопольного органа.
Таким образом, решение антимонопольного органа от 31.03.2011 по делу № 10-10-11 соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Отказать в удовлетворении заявления муниципального унитарного предприятия "Ачинские коммунальные системы" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о признании недействительным решения от 31.03.2011 по делу № 10-10-11.
Заявление проверено на соответствие Федеральному закону "О защите конкуренции".
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд
Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Е.А.ИВАНОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru