АДМИНИСТРАЦИЯ МОТЫГИНСКОГО РАЙОНА
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2010 г. № 318-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЙОННОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
В МОТЫГИНСКОМ РАЙОНЕ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"
Во исполнение Федерального закона
от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в целях повышения надежности систем коммунальной инфраструктуры, снижения расхода энергоресурсов предприятиями ЖКХ и бюджетными учреждениями Мотыгинского района, для бесперебойного тепло-, водоснабжения бюджетных учреждений Мотыгинского района и оптимизации расходования ими бюджетных средств постановляю:
1. Утвердить районную долгосрочную целевую программу
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Мотыгинском районе на 2010 - 2012 годы" (прилагается).
2. Контроль исполнения настоящего Постановления возложить на первого заместителя Главы администрации района А.Ф. Изакова.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Ангарский рабочий".
Глава
администрации Мотыгинского района
А.Ю.ТЕРЕЩЕНКО
Утверждена
Постановлением
администрации Мотыгинского района
от 2 августа 2010 г. № 318-п
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
В МОТЫГИНСКОМ РАЙОНЕ НА 2010 - 2012 ГГ."
Нумерация разделов дана в соответствии с официальным текстом документа.
2. ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Постановка общекраевой проблемы и обоснование необходимости принятия программы.
Проблема высокой энергоемкости экономики, большие энергетические издержки в жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетном секторе актуальны как для Красноярского края в целом, так и для Мотыгинского района в частности. Мотыгинский район является энергодефицитным, имеющим только 1 угольный разрез на своей территории и получающим 100% потребляемой электроэнергии с оптового рынка, в связи с этим решение вопросов повышения энергоэффективности имеет приоритетное значение.
Состояние дел по энергосбережению в Мотыгинском районе нуждается в принятии и реализации практических мер, способных обеспечить переход предприятий, учреждений и организаций различных правовых форм собственности и ведомственной принадлежности, жилищно-коммунального хозяйства района на энергосберегающий путь развития.
Низкий уровень жизни населения не позволяет перейти на 100-процентную оплату гражданами услуг тепловодоснабжения. В связи с этим уровень оплаты населением услуг теплоснабжения составляет 68 - 78% от требуемого.
Неэффективное использование топлива и других энергоресурсов, прежде всего, обусловлено несовершенством действующих правовых, управленческих, финансово-экономических и ценовых механизмов. Энергозатратность производства определяется постоянно возрастающей долей устаревших производственных фондов, изношенностью оборудования, нехваткой квалифицированных кадров в области энергосбережения.
Отсутствие энергосберегающей техники, приборов учета расхода энергоресурсов, специальных материалов вызвано недостаточным платежеспособным спросом, недостатком средств предприятий, слабостью информационной базы и инфраструктуры рынка.
Жилищно-коммунальное хозяйство является самой проблемной зоной энергетики. Сложившаяся ситуация в ЖКК поселений Мотыгинского района выглядит следующим образом:
- коммерческие и технические потери в электрических сетях определяются на уровне 20 - 30% и связаны с неэффективным использованием, неточностью учета, недоучетом потребления и хищениями энергоресурсов при передаче потребителям.
13,5 км тепловых сетей, что составляет 38,8% от общей их протяженности, требуют безотлагательного проведения капитального ремонта с использованием современных изоляционных материалов, потери достигают уровня 22%, в водопроводных сетях потери составляют 16,5%, 64% сетей от общей протяженности требуют замены. Вышеописанная ситуация объясняется ветхим и аварийным состоянием тепловодопроводных сетей, их моральным и физическим износом.
Кроме того, существует социальная напряженность среди потребителей, вызванная неэффективной организацией предоставления коммунальных услуг.
На сегодняшний день становится все более очевидным, что главными направлениями деятельности в области развития энергосбережения в сфере ЖКК Мотыгинского района должны являться:
1. Информационно-просветительское направление в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2. Организационно-аналитическое направление, связанное с проведением мониторинга энергопотребления;
3. Технико-экономическое направление, предусматривающее выполнение мероприятий, способствующих повышению энергоэффективности исследуемых объектов.
Реализация вышеизложенных направлений в рамках данной программы позволит достичь благоприятных социально-экономических результатов, таких как:
- сдерживание роста тарифов за счет снижения потерь в распределительных сетях;
- регулирования объема потребления и оплаты энергоресурсов за счет их фактического учета;
- повышения качества предоставления коммунальных услуг и, как следствие, снижения социальной напряженности.
Возможность контроля состояния распределительных сетей, доведение их до уровня нормативно-эксплуатационного, формирование конкурентного рынка сбыта энергоресурсов, привлечение инвестиций в создание высокотехнологичной инфраструктуры коммунальных услуг позволит реализовать данную программу с достижением ежегодного экономического эффекта за счет снижения потерь энергоресурсов в системе энергоснабжения в среднем до 3%.
2.2. Основные цели и задачи, этапы и сроки выполнения программы, целевые индикаторы и показатели.
Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из сложнейших сфер в деятельности муниципального образования, которая включает в себя широкий круг решаемых вопросов в области организации содержания жилищного фонда, инженерной и транспортной инфраструктуры, бесперебойного обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами, уличного освещения и содержания прочих объектов благоустройства.
Настоящая программа определяет перспективы, первоочередные цели и задачи по дальнейшему функционированию жилищно-коммунального хозяйства в бесперебойном энергосберегающем режиме для создания достойных условий проживания на территории муниципального образования.
Программа разработана с целью обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности на объектах жилого фонда и коммунальной инфраструктуры Мотыгинского района в период 2010 - 2012 гг. Данная цель включает в себя выполнение подцелей программы, выраженных в ее направлениях. Для реализации цели программы намечено выполнение следующих задач:
1. Снижение объема потребления воды, электрической, тепловой энергии бюджетными учреждениями;
2. Снижение общего объема потребления воды, электрической, тепловой энергии потребителями;
3. Проведение энергетических обследований, сбора и анализа информации по энергопотреблению объектов жилого и нежилого назначения;
4. Реализация комплекса мероприятий, направленных на переход от нормативного начисления к фактическому учету потребления энергоресурсов потребителями жилищного фонда;
5. Снижение объема потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям;
6. Снижение объема потерь тепловой энергии при ее передаче;
7. Снижение объема потерь воды при ее передаче;
8. Снижение объема электрической энергии, используемой при передаче (транспортировке) воды.
Срок реализации данной программы составляет 3 года. Выполнение мероприятий программы планируется осуществлять поэтапно, однако по причине тесной и неразрывной взаимосвязи предусмотренных направлений, выполнение отдельных мероприятий программы совпадает по срокам их реализации.
Выбор программных мероприятий обоснован потребностью в их проведении с учетом анализа состояния бюджетной сферы, жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в муниципальных образованиях Мотыгинского района, разработанных органами местного самоуправления соответствующих муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на основании Федерального закона
от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления
Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", Приказа
Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
Индикаторами действия настоящей программы выступают целевые показатели, отражающие поэтапную динамику изменения объема потребления топливно-энергетических ресурсов бюджетными учреждениями до 9% к 2012 г., а также снижение объемов потерь тепловой энергии при ее передаче до 10%, снижение объемов потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям до 10%, снижение объемов потерь воды при ее передаче до 10%. Расчет показателей осуществлен на основе исходных данных, приведенных в приложении № 2 (не приводится), по формулам, рекомендованным в приложении № 3 (не приводится).
2.3. Механизм реализации программы.
Для эффективной реализации программы предусмотрен комплекс организационных, экономических и правовых механизмов. В том числе, разработаны муниципальные программы в области энергосбережения в каждом муниципальном образовании района, учитывающие приоритетные потребности территории, разработан механизм взаимодействия по вопросам энергосбережения с органами местного самоуправления и организациями коммунального комплекса, вопросы финансирования планируемых мероприятий определены как одно из приоритетных направлений, помимо нормативно-правовых актов федерального и краевого уровня введены в действия постановления и распоряжения органов районной власти по реализации мер для разработки программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Мероприятия Программы сформированы согласно приоритетным направлениям, упущение хотя бы одного из них приведет к снижению эффекта достигаемого результата.
Исполнителями реализации настоящей программы являются в первую очередь органы местного самоуправления поселений, организации коммунального комплекса и организации, с участием государства или муниципального образования.
Критерием отбора получателей государственных и муниципальных средств на исполнение программных мероприятий служит разработка мероприятий с достижением наибольшего экономического эффекта при соответствующих наименьших затратах.
Критерием отбора организаций и населенных пунктов для реализации программных мероприятий будет являться заявленная организациями и поселениями потребность в проведении таковых с представлением обоснованных расчетов целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Контроль за целевым и эффективным использованием средств краевого и муниципального бюджетов возложен на органы местного самоуправления района. В рамках отчета об исполнении районного бюджета за соответствующий финансовый год администрация района ежегодно представляет в районный Совет депутатов отчет о реализации настоящей программы в отчетном финансовом году.
2.4. Организация управления программой и контроль за ходом ее выполнения.
Контроль за ходом выполнения программы и целевым расходованием средств краевого и муниципального бюджета возложен на орган исполнительной власти района и включает в себя текущий контроль путем формирования запросов исполнителям программных мероприятий по объемам и срокам реализации программы, ежеквартального представления в министерство жилищно-коммунального хозяйства отчета по мониторингу энергосбережения и повышения энергетической эффективности о динамике объемов потребления энергоресурсов.
2.5. Оценка социально-экономической эффективности и экологических последствий от реализации программных мероприятий.
В случае реализации настоящей программы планируется достичь следующего социально-экономического эффекта:
- повышение качества предоставления коммунальных услуг;
- снижение социальной напряженности;
- снижение себестоимости услуг;
- улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки и здоровья граждан.
2.6. Система программных мероприятий.
Система мероприятий по реализации программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период 2010 - 2012 г. (далее - Программа) состоит из мероприятий, отражающих актуальные направления энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Мотыгинском районе и соответствующих требованиям Федерального закона
от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетных учреждениях Мотыгинского района; мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищно-коммунальном комплексе; мероприятия по оснащению и осуществлению расчетов за потребленные, переданные, производимые энергетические ресурсы с использованием приборов учета; мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в электроэнергетике; мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в системе наружного освещения.
Основные мероприятия представлены в приложении № 1 (не приводится).
2.7. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат (ресурсное обеспечение Программы) с указанием источников финансирования.
Перечень мероприятий Программы и объемы финансирования следует уточнять и планировать ежегодно при разработке прогнозов регионального социально-экономического развития.
Основные мероприятия по реализации данного механизма решения задач энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Мотыгинском районе:
повышение осведомленности и улучшение подготовки специалистов финансово-кредитных организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
формирование благоприятного инвестиционного климата;
развитие организационных форм инновационной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
формирование устойчивого спроса на товары, работы и услуги, закупаемые для государственных нужд, в отношении которых установлены требования по их энергетической эффективности;
внедрение экономических основ стимулирования инвестиционной активности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, использования энергетически эффективного оборудования.