Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 января 2012 г. по делу № А79-9662/2011

Резолютивная часть решения оглашена 11 января 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 18 января 2012 года.

Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Б., г. Чебоксары
к Отделу надзорной деятельности г. Новочебоксарск Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя - А. (дов. от 16.11.2011),
от административного органа - М.,

установил:

индивидуальный предприниматель Б. (далее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Отделу надзорной деятельности г. Новочебоксарск Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике (далее - административный орган) об оспаривании постановления о назначении административного наказания № 353 от 14.10.2011, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 6 000 рублей.
Заявление мотивировано тем, что распоряжение № 444 о проведении плановой, выездной проверки вынесено 29.09.2011. Представитель заявителя П. ознакомлен с копией указанного распоряжения 04.10.2011. Проверка была проведена 05.10.2011.
Таким образом, административный орган уведомил заявителя о проведении проверки менее чем за три рабочих дня до ее начала, что противоречит части 12 статьи 9 закона № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и согласно пункту 1 части 2 статьи 20 Закона является грубым нарушением законодательства при осуществлении контроля.
Также заявитель указывает, что индивидуальный предприниматель Б. не извещался о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела.
Представитель заявителя в судебном заседании просили удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.
Представитель административного органа в судебном заседании указал, что оспариваемое постановление наказания № 353 от 14.10.2011 вынесено законно и обоснованно.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 29.09.2011 на основании плана проведения плановых проверок в ОНД г. Новочебоксарск на 2011 год вынесено распоряжение о проведении плановой выездной проверки № 444 в отношении индивидуального предпринимателя Б. в период с 05.10.2011 по 28.10.2011.
По результатам проведенной проверки соблюдения требований пожарной безопасности в зданиях, сооружениях и помещениях 10.10.2011 в отношении предпринимателя, осуществляющего деятельность в магазине "Армада" по адресу: г. Новочебоксарск, ул. Советская, 14а установлено, что лицо ответственное за обеспечение пожарной безопасности (по приказу И.), не прошло обучение по пожарно-техническому минимуму; отсутствуют программы проведения вводного и первичного инструктажей по пожарной безопасности; в помещении пожарного поста (помещение, где установлены приборы приемно-контрольные автоматической пожарной сигнализации) отсутствует инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) пожарной автоматики. Также помещения магазина не оборудованы знаками пожарной безопасности: - знаками у извещателей пожарных ручных "Кнопка включения средств и систем пожарной автоматики" (используется для обозначения места ручного пуска установок пожарной сигнализации, места подачи сигнала пожарной тревоги); знаками на двери центрального выхода "Эвакуационный выход" или "Дверь эвакуационного выхода" (используется для обозначения дверей эвакуационных выходов); знаками "Запрещается загромождать и (или) складировать" (используется на путях эвакуации, у эвакуационных выходов и для обеспечения свободного доступа к пожарно-технической продукции). На огнетушители, установленные на объекте, не заведены эксплуатационные паспорта. На огнетушители, заряженные одним видом ОТВ (огнетушащего вещества), не оформлена инструкция по применению и техническому обслуживанию.
На основании вышеизложенного государственным инспектором 10.10.2011 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в присутствии представителя предпринимателя П. по общей доверенности от 10.11.2010.
14 октября 2011 года государственным инспектором вынесено постановление о назначении административного наказания № 353, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 6 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрено ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 (далее - Правила пожарной безопасности).
Согласно пункту 3 Правил пожарной безопасности наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 31 Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.
Пунктом 14 Приказа предусмотрено, что вводный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации. Продолжительность инструктажа устанавливается в соответствии с утвержденной программой.
Пунктом 18 Приказа предусмотрено, что первичный противопожарный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается руководителем структурного подразделения организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность структурного подразделения.
Согласно пункту 7 Правил пожарной безопасности все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем.
В помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) должна быть вывешена инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) пожарной автоматики. Диспетчерский пункт (пожарный пост) должен быть обеспечен телефонной связью и исправными электрическими фонарями (не менее 3 шт.) (пункт 97 Правил пожарной безопасности).
Согласно пункту 1.1 "НПБ 160-97. Нормы пожарной безопасности. Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования" применение сигнальных цветов и знаков пожарной безопасности обязательно для организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности на всей территории Российской Федерации.
Выбор вида, типоразмера, количества и мест расположения знаков, а также сигнальных цветов для конкретных условий должен осуществляться в соответствии с настоящими нормами, действующими стандартами, строительными нормами и правилами, правилами пожарной безопасности в порядке реализации мер пожарной безопасности по согласованию с Государственной противопожарной службой (ГПС) МВД России.
В соответствии с пунктами 5.34 и 5.35 "Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации. НПБ 166-97" предусмотрено, что на каждый огнетушитель, установленный на объекте, заводят паспорт. Огнетушителю присваивают порядковый номер, который наносят краской на огнетушитель, записывают в паспорт огнетушителя и в журнал учета проверки наличия и состояния огнетушителей. На огнетушители, заряженные одним видом ОТВ, организация (предприятие) оформляет инструкцию по применению и техническому обслуживанию, которую согласовывает с местным органом государственной противопожарной службы. Инструкция должна содержать следующие сведения: марки огнетушителей; основные параметры огнетушителей; ограничения по температуре эксплуатации огнетушителей; действия персонала в случае пожара; порядок приведения огнетушителей в действие; основные тактические приемы работы с огнетушителями при тушении возможного пожара на защищаемом объекте; действия персонала после тушения пожара; объем и периодичность проведения технического обслуживания огнетушителей; правила техники безопасности при использовании и техническом обслуживании огнетушителей.
Факт нарушения требований пожаренной безопасности установлен и подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах, суд считает обоснованным вывод административного органа о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Между тем, в силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа, о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе об административном правонарушении отражается в том числе объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело (часть 2); при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3); указанным лицам должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, и они вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к этому протоколу (часть 4).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 24 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности необходимо проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
В пункте 10 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указано, что при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Из содержания приведенных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении или его законного представителя, либо в его отсутствие, если имеются данные о его надлежащем извещении.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание, а также для органов и должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях.
Несоблюдение порядка составления протокола об административном правонарушении свидетельствует о том, что существенно нарушена процедура привлечения к административной ответственности, и взыскание не может быть применено независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется: извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. Доказательства извещения общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении суду не представлены.
Из материалов дела следует, что при составлении протокола об административном правонарушении 10.10.2011 и вынесении постановления о назначении административного наказания от 14.10.2011 присутствовал П. по общей доверенности от 10.11.2011 (л.д. 33), что не свидетельствует о надлежащем уведомлении индивидуального предпринимателя Б. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о назначении административного наказания.
Иных доказательств надлежащего извещения предпринимателя о времени и месте о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о назначении административного наказания суду не представлено.
Административным органом существенно нарушена процедура привлечения общества к административной ответственности, что повлекло невозможность для законного представителя общества в полной мере воспользоваться правами, предоставленными законом лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Поскольку административным органом существенно нарушены процессуальные требования, предусмотренные КоАП РФ, постановление № 353 от 14.10.2011 подлежит отмене.
Государственная пошлина по данной категории не уплачивается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Признать незаконным и отменить постановление государственного инспектора г. Новочебоксарск по пожарному надзору № 353 от 14.10.2011 о назначении административного наказания индивидуальному предпринимателю Б. в виде штрафа в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru