Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 января 2012 г. по делу № А79-9129/2011

Резолютивная часть решения объявлена 11 января 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 18 января 2012 года.

Арбитражный суд в составе: судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Каравай плюс"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя - А. по доверенности от 13.10.2011,
от Управления - М. по доверенности от 10.01.2012, Г. по доверенности от 28.12.2011,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Каравай плюс" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике (далее - административный орган, Росприроднадзор) о признании незаконным и отмене постановления № 10-035 от 28.09.2011 года.
Заявление мотивировано тем, что в действиях заявителя отсутствует состав и событие административного правонарушения. Административным органом не был установлен факт выброса, Общество не должно было получать разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, так как данная обязанность возлагается на собственника котельной ООО "Каравай". Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено неуполномоченным лицом.
В ходе судебного заседания представитель заявителя требования поддержал по вышеизложенным доводам.
Представители Росприроднадзора требование не признали. Пояснили, что постановление вынесено законно и обоснованно. Заявитель занимается производством хлеба и хлебобулочных изделий. В здании, используемом заявителем, находится котельная. Газ используется Обществом в производстве. Факт выброса вредных веществ подтверждается актами приема-передачи имущества, актами поданного-принятого газа, договором аренды.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
На основании служебной записки начальника отдела государственной экологической экспертизы и нормирования Управления в отношении ООО "Каравай" было проведено административное расследование по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
В ходе проверки Управлением установлено, что ООО "Каравай" имеет в собственности здание пекарни, общей площадью 358,6 кв. м, расположенное по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, д. Большие Катраси, ул. Шоссейная, д. 2.
На территории пекарни у Общества имеется котельная, согласно актам поданного-принятого газа за 2010 год Обществом потреблено газа в объеме 14,391 тысяч куб. м, за период январь 2011 года и на момент проведения проверки Обществом потреблено газа в объеме 9,102 тысяч м3.
Время выброса и количество выброшенных вредных (загрязняющих) веществ определены административным органом исходя из Методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час.
При сгорании газа в котлоагрегатах при вышеуказанном потреблении газа, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух составил: оксида углерода (в 2010 г. - 0,0479 т, в 2011 г. - 0,0303 т), оксида азота (в 2010 г. - 0,0053 т, в 2011 г. - 0,0034 т), диоксида азота (в 2010 г. - 0,033 т, в 2011 г. - 0,02 т), бенз(а)пирена (в 2010 г. - 0,000000002 т, в 2011 - 0,0000000015 т).
Административным органом сделан вывод о том, что ООО "Каравай Плюс" осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух из стационарных источников выброса без наличия разрешения.
19.09.2011 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 10-026 по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
28.09.2011 рассмотрено дело об административном правонарушении, и вынесено постановление № 10-035 о привлечении Общества к административной ответственности, по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40000 руб. 00 коп.
Не согласившись с постановлением № 10-035 от 28.09.2011, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" определяет понятие "загрязняющее вещество" - это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Из изложенного следует, что для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих необходимо установить, что его количество и (или) концентрация превысили установленные нормативы.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федеральный закон "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.
Статьей 12 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы.
Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Как следует из статьи 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 № 288, пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404, административному органу помимо факта выброса необходимо также подтвердить, что источник выбросов отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получения специального разрешения.
Таким образом, выброс в атмосферный воздух веществ сам по себе еще не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения - выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
Управлением установлено, что общество имеет в собственности здание пекарни. При проведении административным органом документарной проверки Общества, им было установлено, что Обществом заключен договор поставки газа, Обществом подписывались акты поданного-принятого газа, из которых следует, что за 2010 год Обществом потреблено газа в объеме 14,391 тысяч куб. м, за период январь 2011 года и на момент проведения проверки Обществом потреблено газа в объеме 9,102 тысяч куб. м.
Время выброса и количество выброшенных вредных (загрязняющих) веществ определены административным органом исходя из Методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час.
При этом согласно расчету Управления Обществу вменено осуществление выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, который составил: оксида углерода (в 2010 г. - 0,0479 т, в 2011 г. - 0,0303 т), оксида азота (в 2010 г. - 0,0053 т, в 2011 г. - 0,0034 т), диоксида азота (в 2010 г. - 0,033 т, в 2011 г. - 0,02 т), бенз(а)пирена (в 2010 г. - 0,000000002 т, в 2011 - 0,0000000015 т).
В силу статьи 26.2 КоАП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, должностное лицо, в производстве которого находится дело, выносит определение о назначении экспертизы (часть 1 статьи 26.4 КоАП).
Вместе с тем, Управлением должным образом не подтверждено, что Общество обязано получить специальное разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и должно нести ответственность ввиду его отсутствия, поскольку экспертиза для определения количественного химического анализа промышленных выбросов не назначалась; меры к получению проб и образцов воздуха на источниках выбросов не принимались; надлежащих доказательств, подтверждающих факт выброса Обществом в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, суду не представлено.
Суд приходит к выводу о недоказанности административным органом события и, как следствие, состава административного правонарушения, посчитав названные нарушения существенными, неустранимыми и не позволяющими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для привлечения Общества к административной ответственности у Управления не имелось, оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене.
Нарушения процессуальных норм КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем уплаченная Обществом государственная пошлина при подаче заявления в арбитражный суд подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Заявление общества с ограниченной ответственностью "Каравай плюс", удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике № 10-035 от 28.09.2011 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Каравай плюс" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Каравай плюс" излишне уплаченную сумму государственной пошлины в размере <...>, оплаченную по платежному поручению № 873 от 24.11.2011 года.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru