Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Орловская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 июня 2012 г. по делу № А48-397/2012

Резолютивная часть решения объявлена 01.06.2012 г.
Полный текст решения изготовлен 06.06.2012 г.
Арбитражный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Володина А. В, судей Полиноги Ю.В., Соколовой В.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья "Виктория" <...>
к Управлению по тарифам Орловской области <...>
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" <...>
о признании частично недействующим приказа от 29.12.2011 г. № 1382-т
при участии:
от заявителя - представитель К.А.А. (доверенность от 20.12.2011 г.); представитель Р.Д.С. (доверенность от 15.10.2011 г.);
от ответчика - главный специалист отдела контроля Р.Ю.Ф. (доверенность от 18.01.2010 г. № 01-10/82); начальник отдела регулирования тарифов и анализа в сфере ТЭК С.И.В. (доверенность от 14.10.20009 г.); главный специалист отдела судебного представительства и договорной работы правового управления С.Д.А. (доверенность от 06.12.2011 г.);
от третьего лица - Н.Е.И. (доверенность от 09.02.2012 г. № 65);

установил:

Дело слушалось 29.05.2012 г., в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 31.05.2012 г. до 11 час. 00 мин., до 01.06.2012 г. до 14 час. 00 мин.
Товарищество собственников жилья "Виктория" (далее также - ТСЖ "Виктория", Товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению по тарифам Орловской области (далее также - ответчик) о признании недействующим приказа от 29.12.2011 г. № 1382-т в части включения в сбытовую надбавку гарантирующего поставщика ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" расходов, связанных с реализацией договоров на прием платежей от граждан за коммунальные услуги, на оплату услуг по начислению платы за коммунальные услуги, изготовлению и рассылке платежных документов в размере 5.1 коп. за кВт/час электроэнергии противоречащим имеющим большую юридическую силу пункту 5 раздела 111 Постановления Правительства РФ от 28.12.2011 г. № 1178, пункту 29 Постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006, пунктам 5, 9 Постановления Правительства РФ № 109 от 26.02.2004 г. (с учетом уточненных требований, т. 1, л.д. 57).
Заявитель мотивирует свои требования тем, что приказ об установлении сбытовой надбавки в размере 98,250 руб./МВ нарушает принцип экономической обоснованности тарифа, права граждан - собственников помещений в многоквартирном доме оплачивать купленный товар по его реальной стоимости. ТСЖ "Виктория" самостоятельно осуществляет деятельность по расчетно-кассовому обслуживанию и несет расходы по такому виду деятельности, которые оплачиваются за счет средств населения, вносящего плату за содержание и текущий ремонт общего имущества.
По мнению заявителя, действующим законодательством не допускается включение в финансовые потребности регулируемой организации расходов на оплату услуг банков и иных организаций по приему платежей, изготовлению и рассылке платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом. Изменениями, внесенными в акты Правительства Российской Федерации по вопросам представления коммунальных услуг от 06.05.2011 г. № 354 вышеназванные расходы отнесены на содержание и ремонт жилого помещения (пункт 29 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).
ТСЖ "Виктория" также указало, что оспариваемый акт нарушает права членов ТСЖ, поскольку в сбытовую надбавку включены экономически не обоснованные расходы, и собственники жилых помещений вынуждены дважды оплачивать расходы на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах, выставление платежных документов: при оплате в составе тарифа и при оплате путем внесения платы за содержание и текущий ремонт.
Ответчик требование СТЖ "Виктория" не признал, в письменном отзыве на заявление и письменных объяснениях по делу указал, что Федеральный закон от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации статьей 2 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" признан утратившим силу с 01.01.2011 г. и соответственно не применялся Управлением по тарифам Орловской области при установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика - общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" (далее также - ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт", третье лицо) на 2012 г.
В соответствии с пунктом 57.1 Основ ценообразования при расчете сбытовой надбавки учитываются экономически обоснованные расходы организации, связанные с обеспечением ее предпринимательской деятельности в качестве гарантирующего поставщика по соответствующим группам (категориям) потребителей, включая расходы на создание и функционирование филиалов и представительств (оплату услуг по договорам, на основании которых интересы данной организации представляются с использованием филиалов и представительств иных лиц), необходимых для обслуживания потребителей (расходы на содержание штата сотрудников, зданий и сооружений, выплату комиссионного вознаграждения за сбор платежей с покупателей электрической энергии (мощности), ведение претензионно-исковой работы в отношении неплательщиков, создание и ведение базы данных покупателей электрической энергии (мощности), находящихся в зоне деятельности гарантирующего поставщика, прочие обоснованные расходы). Поэтому, по мнению ответчика, им обоснованно включены в расчет сбытовой надбавки расходы на ведение расчетов с абонентами.
Исключение из сбытовой надбавки расходов, связанных с получением платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений приведет к тому, что граждане, оплачивающие услуги электроснабжения через банковские учреждения или почтовые отделения дополнительно будут оплачивать самостоятельно услуги данных организаций по переводу денежных средств гарантирующему поставщику.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491, на которые ссылается ТСЖ "Виктория", по мнению Управления по тарифам Орловской области регулируют отношения по содержанию общего имущества, а не отношения по расчетному сбытовой надбавки гарантирующего поставщика. Указанные виды расходов входят в структуру платы за жилое помещение (статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации), оплачиваются в составе жилищных услуг и не могут применяться при расчете сбытовой надбавки.
В обоснование своей позиции ответчик ссылается на решение Северного федерального районного суда г. Орла от 02.11.2011 г. по делу № 2-785/11, которым установлено, что сбытовая надбавка гарантирующего поставщика установлена равной для всех потребителей электрической энергии, независимо от понесенных гарантирующим поставщиком расходов по конкретному абоненту. Указанный судебный акт, по мнению ответчика, имеется преюдициальное значение для настоящего дела.
Управление по тарифам Орловской области также указало, что в целом тариф на электрическую энергию для потребителей категории "население", используемый при расчетах за электроэнергию ТСЖ "Виктория", не изменился, поскольку установлен в рамках Приказа ФСТ РФ от 06.10.2011 г. № 240-э/5 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию, поставляемому населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2012 г.", согласно которому предельный максимальный уровень тарифов для Орловской области установлен 250 коп./кВт. час, минимальный - 249 коп./кВт. час.
ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" просил оставить требования ТСЖ "Виктория" без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление, в котором указал, что на обслуживании у третьего лица находится 123166 граждан потребителей, которым гарантирующим поставщиком организована широкая сеть пунктов приема платежей, заключены договоры на прием платежей с банками, работающими на территории города Орла и Орловской области, с Почтой России, всего 14 договоров. При этом комиссионный сбор с граждан не взимается, все расходы ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" взяло на себя. Поэтому, по мнению третьего лица, расходы гарантирующего поставщика на комиссионное вознаграждение банкам и платежным агентам являются экономически обоснованными и, следовательно, законно учтены Управлением по тарифам Орловской области при формировании сбытовой надбавки.
При расчете расходов на расчетно-кассовое обслуживание потребителей принимались затраты, исходя из 174 человек численности персонала гарантирующего поставщика и из 123116 граждан - потребителей, в это количество не включены потребители, находящиеся на обслуживании у ТСЖ и управляющих компаний. Те потребители, расчетно-кассовое обслуживание которых ООО "ИНТЕР РАО-Орловский энергосбыт" не осуществляет, в расходах гарантирующего поставщика не заявлялись, а, следовательно, не были учтены Управлением по тарифам Орловской области в тарифно-балансовых решениях.
Также третье лицо указало, что внутри групп потребителей дифференциации действующим законодательством не предусмотрено. Установление индивидуального тарифа на электрическую энергию и сбытовой надбавки гарантирующего поставщика в зависимости от особенностей обслуживания. Порядка оплаты электроэнергии и прочих условий, в том числе установление индивидуальных тарифов для ТСЖ, самостоятельно производящих прием денежных средств с населения за электроэнергию, законодательством не предусмотрено.
Кроме того, договоры, заключенные с управляющими компаниями являются возмездными, их стоимость складывается из оплаты труда 2 сотрудников гарантирующего поставщика, которые осуществляют взаимодействие с управляющими компаниями, формируют для них отчетность и выполнят иные функции, необходимые для реализации этих договоров. Поэтому двойной оплаты в данном случае нет, расчеты на расчетно-кассовое обслуживание возмещается гарантирующему поставщику потребителями электроэнергии в составе конечного тарифа на электрическую энергию.
ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" указало, что Постановления Правительства РФ N№ 491 и 1178 не регламентируют порядок расчета надбавки, помимо этого, последнее вступило в силу с 31.01.2011 г.
Все расходы третьего лица, заявленные при установлении сбытовой надбавки, непосредственно связаны с регулируемой деятельностью, их наличие и связь с такой деятельностью подтверждена документально.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по делу доказательства, арбитражный суд установил следующее.
ТСЖ "Виктория" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <...>, что подтверждается копией свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии <...> № <...> (т. 1 л.д. 11-12).
Заявитель выполняет функции управляющей компании в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>.
Электроснабжение дома осуществляется на основании договора энергоснабжения от 01.01.2011 г. № 366, заключенного в интересах граждан-членов ТСЖ, между заявителем и гарантирующим поставщиком - ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт на условиях поставки электроэнергии для городского населения (т. 1 л.д. 17-19).
ТСЖ "Виктория" обращалось в Управление по тарифам Орловской области с запросом о правомерности получения гарантирующим поставщиком платы за работу, которую гарантирующий поставщик не выполняет. В ответе на запрос от 14.02.2011 г. № 01-10/377 указано, что при расчете сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии учтены расходы, связанные с реализацией договоров на прием платежей от граждан за коммунальные услуги, с ФГУП "Почта России" и расходы на оплату услуг по начислению платы за коммунальные услуги, изготовлению и рассылке платежных документов на оплату данных услуг. В случае если гарантирующий поставщик не осуществляет деятельность по сбору платежей за потребленную электроэнергию, оформлению счетов, контролю показаний приборов учета, то управляющая организация должна заключать соответствующие договоры с гарантирующим поставщиком на компенсацию соответствующих расходов. Ответчик рекомендовал заявителю для осуществления деятельности по сбору платежей с населения за потребленную электроэнергию, оформлению счетов, контролю показаний приборов учета заключать соответствующие договоры с ОАО (Орловский филиал) на 2011 г. на компенсацию произведенных расходов в размере 5,1 коп./кВтч (без НДС) отпущенной населению электроэнергии (т. 1 л.д. 10).
Пунктом 1 Приказа Управления по тарифам Орловской области от 29.12.2011 г. № 1382-т установлены сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков согласно приложению 1, 2. Так в приложении 1 к указанному Приказу установлена сбытовая надбавка для тарифной группы "население" и приравненных к ней категорий потребителей ОАО "Орелэнергосбыт" в размере 0,0777750 руб./кВтч (без НДС), ОАО "Оборонэнергосбыт" - 0,0893300 руб./кВтч (без НДС), ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" - 0,098250 руб./кВтч (без НДС).
Указанные сбытовые надбавки действуют с 01.01.2012 г. по 30.06.2012 г. (т. 1 л.д. 11-12).
Названный Приказ был опубликован в печатном издании Орловской области - газете "Орловская правда" № 195 от 30.12.2011 г.
Гарантирующий поставщик отказался от заключения с заявителем договора на возмещение затрат по тем основаниям, что сбытовая надбавка утверждена приказом Управления по тарифам Орловской области.
Прокурор Железнодорожного района г. Орла обратился в Северный районный суд г. Орла с иском к ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" в лице Орловского филиала, правопреемником которого является ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" в защиту неопределенного круга лиц об обязании ежемесячно засчитывать жителям домов <...>, <...>, <...>, <...>, <...> и домов <...>, <...>, <...>, <...>, <...> в счет будущих платежей за потребленную электроэнергию, оплаченные ими и перечисленные ТСЖ "Виктория" и ТСЖ "Зарница" на счет Орловского филиала ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" расходы на расчетно-кассовое обслуживание, включенные в тариф на электроэнергию в качестве составляющей сбытовой надбавки.
Решением Северного районного суда г. Орла от 02.11.2011 г. по делу № 2-786/11 в удовлетворении заявленных требований было отказано. Суд указал, что исковые требовании прокурора фактически сводятся к требованиям об обязании гарантирующего поставщика электрической энергии предъявлять к оплате потребленной электрической энергии по меньшей цене, чем установленный тариф, исключая из тарифа часть сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, в то время как сам тариф и размер сбытовой надбавки не был оспорен.
Считая Приказ от 29.12.2011 г. № 1382-т незаконным, нарушающим права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ТСЖ "Виктория" обратилось в суд с заявлением по настоящему делу.
Оценив в совокупности доказательства по делу, арбитражный суд считает требование заявителя обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе: об оспаривании нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; электроэнергетики.
В соответствии с частью 10 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" споры, связанные с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Поскольку заявление подано Товариществом, которое полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт органа субъекта Российской Федерации нарушает права его членов в сфере экономической деятельности, данный спор подведомственен арбитражному суду.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 530 от 31.08.2006 г., население и приравненные к ним категории потребителей оплачивают потребленную электрическую энергию по регулируемым ценам (тарифам).
Под тарифами понимается система ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность (пункт 2 Основ ценообразования электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Ф № 109 от 26.02.2004 г. (далее также - Основы ценообразования).
Согласно пункту 54 Основ ценообразования в отношении электрической энергии органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов на очередной финансовый год устанавливаются на розничном рынке в том числе:
- регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), реализуемую гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми, энергоснабжающими организациями), к числу потребителей которых относится население, потребителям, в том числе регулируемые тарифы (цены) для населения на розничных рынках в субъектах Российской Федерации, территории которых объединены в ценовые зоны оптового рынка, в рамках установленных федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней регулируемых тарифов (цен);
- сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков. Размер таких надбавок определяется с учетом особенностей, предусмотренных Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики и пунктом 57(1) настоящего документа.
Согласно указанному пункту Основ ценообразования, расчет указанных тарифов (цен) осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:
- средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), производимой и (или) приобретаемой гарантирующим поставщиком, энергоснабжающей организацией, энергосбытовой организацией, к числу потребителей которой относится население, на оптовом и розничном рынках по регулируемым тарифам (ценам). Затраты гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций на приобретение электрической энергии включают расходы, связанные с оплатой мощности на оптовом рынке;
- сумма тарифов на услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию, за исключением услуг по передаче электрической энергии;
- сбытовая надбавка гарантирующего поставщика;
- стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности)-в случае, если электрическая энергия (мощность) поставляется на основании договора энергоснабжения (пункт 56 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 6 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. № 20-э/2 при определении размера платы за услуги по передаче электрической (тепловой) энергии (мощности) отдельной составляющей выделяются услуги по передаче энергии по электрическим (тепловым) сетям и по их сбыту (реализации) за счет распределения расходов между указанными видами деятельности.
Для потребителей-субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и потребителей, получающих электрическую энергию по прямым договорам, из состава расходов, учитываемых при расчете платы за услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, исключается сбытовая надбавка - расходы на сбыт (реализацию) электрической энергии.
В письме ФСТ РФ от 18.02.2005 г. № СН-570/14 "О разъяснениях к Методическим указаниям" указано, что под расходами на сбытовую деятельность в настоящих Методических указаниях понимаются расходы на контроль и снятие показаний с приборов учета и контроля, установку и эксплуатацию указанных приборов, организацию и содержание систем учета и обработки данных, ведение договорной работы.
Тариф на электроэнергию для потребителей (покупателей), получающих электроэнергию по прямым договорам, рассчитывается без сбытовой надбавки.
Как указывает заявитель и не опровергает ответчик, ТСЖ "Виктория" самостоятельно осуществляет деятельность по расчетно-кассовому обслуживанию, снятию приборов учета и контроля, начислению платежей, учету льгот, распечатыванию квитанций, доставке их собственникам помещений и приему платежей через банковскую систему.
Самостоятельное ведение ТСЖ "Виктория" указанной деятельности подтверждается представленными в материалы дела извещениями о показаниях приборов учета электроэнергии членами ТСЖ "Виктория", счетом-извещением и счетом-квитанцией, актом приема-передачи электроэнергии в соответствии с договором энергоснабжения от 01.01.2010 г. № 366, заключенным между заявителем и ответчиком, договором, заключенным между ТСЖ "Виктория" и ОАО "Сбербанк России", от 01.04.2011 г. (т. 4, л.д. 51-53, т. 8 л.д. 65-66).
Кроме того, как следует из указанного договора от 01.04.2011 г. ТСЖ "Виктория" оплачивает расходы по приему платежей от граждан в размере 1,1%, в то время как гарантирующий поставщик, о чем указано в акте проверки экономически обоснованных расходов, включенных в сбытовую надбавку ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт", применительно к выплатам комиссионного вознаграждения за сбор платежей с покупателей электрической энергии, оплачивает вышеназванные расходы в размере до 3,08% (т. 2 л.д. 99-103).
ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" расходы на расчетно-кассовое обслуживание не несет. Такие расходы фактически оплачивались и оплачиваются за счет оплаты за содержание и текущий ремонт. Это обстоятельство доказывается договорами возмездного оказания услуг, которые гарантирующий поставщик заключил с управляющими компаниями и в соответствии с этими договорами управляющие компании перечисляют гарантирующему поставщику деньги за такую деятельность, расходы на которую Управление по тарифам Орловской области уже включило в сбытовую надбавку в размере 5,1 коп. за кВт/час (т. 4 л.д. 86-152, т. 5 л.д. 1-152, т. 6 л.д. 1-7, 13-19, 22-28, 48-50, 58-60, 66-71, 80-86, 95-101, 115-122, 131-144).
В письме Управления по тарифам Орловской области от 14.02.2012 г. № 01-10/377 и (т. 1 л.д. 10), в отзыве Управления по тарифам по Орловской области по делу № 2-785/11 (т. 4, л.д. 57) и отзыве ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" от 01.11.2011 г. по делу № 2-785/11 (т. 8 л.д. 26-28), указано, что в размер сбытовой надбавки гарантирующему поставщику включены расходы, связанные с реализацией договоров на прием платежей от граждан за коммунальные услуги, с ФГУП "Почта России" и расходы на оплату услуг по начислению платы за коммунальные услуги, изготовлению и рассылке платежных документов на оплату данных услуг. Ответчик определил величину расходов на осуществление деятельности по сбору платежей с населения за потребленную электроэнергию, оформлению счетов, контролю показаний приборов учета в размере 5,1 коп./кВтч.
Согласно пункту 64 Основ ценообразования величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика может дифференцироваться по группам (категориям) потребителей. При расчете сбытовой надбавки учитываются экономически обоснованные расходы организации, связанные с обеспечением ее предпринимательской деятельности в качестве гарантирующего поставщика по соответствующим группам (категориям) потребителей, определяемые методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по тарифам, включая:
расходы гарантирующего поставщика, связанные с организацией принятия им на обслуживание покупателей электрической энергии с применением особого порядка, включая расходы на обслуживание заемных средств;
расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны покупателей электрической энергии (мощности);


иные экономически обоснованные расходы.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 24.11.2006 г. № 302-э/5 утверждены методические указания по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, согласно пункту 4 которых размер сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков рассчитывается исходя из необходимости компенсации гарантирующему поставщику расходов, связанных с регулируемой деятельностью - поставкой электрической энергии потребителям и обеспечения экономически обоснованной прибылью.
Пунктом 5 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178, как и ранее действующим пунктом 5 Основ ценообразования электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Ф № 109 от 26.02.2004 г., предусмотрено, что регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
При установлении регулируемых цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности.
Определение состава расходов и оценка их экономической обоснованности, относимых на регулируемую деятельность гарантирующих поставщиков, регламентированы главой III Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 24.11.2006 г. № 302-э/5.
Расчет расходов, связанных с осуществлением регулируемой деятельности, производится по следующим составляющим:
материалы, используемые для хозяйственных нужд, - исходя из действующих норм и цен, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
покупная энергия всех видов, расходуемая на осуществление регулируемого вида деятельности, включая отопление зданий;
топливо и горюче-смазочные материалы для обеспечения работы транспорта;
амортизационные отчисления на реновацию основных фондов и нематериальных активов - по нормам амортизационных отчислений, утвержденным в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке и в соответствии с принятым порядком начисления амортизации;
расходы на оплату труда персонала - в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования;
отчисления на социальные нужды - в размерах, установленных законодательством Российской Федерации;
расходы на ремонт основных средств - в соответствии с пунктами 14 и 36 Основ ценообразования;
оплата работ и услуг сторонних организаций (расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунального хозяйства, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и др.) - исходя из необходимости проведения работ (оказания услуг), цен и тарифов на указанные работы и услуги, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
арендные платежи - исходя из состава арендованного имущества и ставок арендной платы, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
расходы на служебные командировки - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
расходы на обучение персонала - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
расходы на страхование (имущества, ответственности, обеспечение обязательств и др.) - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
расходы на создание и функционирование филиалов и представительств, необходимых для обслуживания потребителей;
другие расходы - в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 11 вышеуказанных Методических указаний).
Расходы на расчетно-кассовое обслуживание граждан-потребителей электрической энергии данными Методическими указаниями не предусмотрены. Жилищным кодексом Российской Федерации данные расходы отнесены на оплату за содержание и текущий ремонт жилья. Такой вид деятельности (управление общим имуществом многоквартирного дома, содержание и текущий ремонт) не является предметом государственного регулирования.
Согласно пункту 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
На основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям (пункт 6.3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищества собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (статья 7.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обязанность предоставлять коммунальные услуги собственникам на управляющие компании возлагает также частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (договор управления многоквартирным домом).
В силу пункта 3 части 3 указанной статьи порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы обязательно должны устанавливаться в договоре управления многоквартирным домом.
Таким образом, собственники имеют право выбрать управляющую компанию, которая предлагает свою цену за выполнение таких работ или отказаться от услуг этой организации и выбрать другую или иной способ управления.
ООО "ИНТЕР РАО - Орловский филиал" не является управляющей организацией. В силу пунктов 1 и 4 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109, управление общим имуществом, содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома не относится к предмету его ведения.
Поэтому оплата коммунальной услуги электроснабжения гражданами многоквартирных домов, управление которыми осуществляется управляющими компаниями и товариществами собственников жилья (если не принято соответствующее решение общим собранием), напрямую гарантирующему поставщику противоречит пункту 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Президиум Верховного суда РФ в вопросе 26 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденного Постановлением от 07.03.2007 г. указал, что заключение собственником жилого помещения договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг, непосредственно с ресурсоснабжающими организациями допускается только в случае, если собственники жилых помещений в многоквартирном доме осуществляют непосредственное управление таким домом (пункт 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в силу закона товары и услуги у ресурсоснабжающей организации должны приобретать управляющие компании (товарищества собственников жилья, специализированные потребительские кооперативы, управляющие компании). Такие организации являются исполнителями коммунальной услуги электроснабжения, а собственники помещений в многоквартирном доме являются приобретателями этой услуги. Поэтому расчетно-кассовое обслуживание потребителей и несение расходов по этому виду деятельности относятся к деятельности по управлению и эксплуатации жилого фонда.
Возможность оплаты коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям напрямую предусмотрена пунктом 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, который введен Федеральным Законом от 04.11.2011 г. № 123-ФЗ. Часть 7.1 указанной статьи предусматривает такую возможность только на основании решения общего собрания собственников помещений. Таким образом, собственникам помещений предоставлено право самим определять кому платить за услугу.
Постановлением от 06.05.2011 г. № 354 Правительство РФ утвердило изменения, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг. Пункт 29 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" изложен в следующей редакции:
Расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Как следует из дополнений к возражению по иску прокурора Железнодорожного района г. Орла к ООО "ИНТЕР РАО ЕЭС" от 01.11.2011 г. (т. 8 л.д. 26-28), численность физических лиц, проживающих в домах, обслуживаемых управляющими компаниями, товариществами собственников жилья, оплачивающие в адрес гарантирующего поставщика, составила в 2011 г. 124955 абонентов. Сбытовая надбавка рассчитана, исходя из количества абонентов-собственников помещений, численностью персонала третьего лица - 174 человека.
В силу пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно пункту 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Таким образом, абонентами ресурсоснабжающей организацией выступают не граждане, а управляющие компании, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами. Поэтому сбытовая надбавка гарантирующему поставщику должна устанавливаться с учетом расходов, которые он несет при заключении договоров с юридическими лицами.
Исключением являются жилые дома, которые Жилищным кодексом Российской Федерации отнесены не к многоквартирным и те многоквартирные дома, которые в соответствии с пунктом 7.1 статьи 155 Жилищным кодексом Российской Федерации на собрании приняли решение вносить оплату непосредственно ресурсоснабжающей организации. С гражданами, проживающими в многоквартирных домах, гарантирующий поставщик договорных отношений не имеет.
Третье лицо не опровергает указанные обстоятельства. Более того в письме ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" (правопреемником которого является третье лицо), гарантирующий поставщик указал, что жильцы многоквартирного жилого дома <...>, создавшие ТСЖ "Виктория", его абонентами не являются (т. 4 л.д. 60).
Согласно информации сайта Администрации г. Орла об управляющих организациях и товариществах собственников жилья, число абонентов гарантирующего поставщика должно было составить 86, из которых: 35 управляющих организаций и 51 товарищество собственников жилья (т. 4 л.д. 62-71, т. 8 л.д. 68-70), а не 124955 абонентов, как указало ООО "ИНТЕР РАО ЕЭС".
Таким образом, при установлении сбытовой надбавки в расчеты неправомерно включены абоненты, которые в силу прямого указания закона (статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации) обязаны вносить плату управляющим компаниям и ТСЖ. Внесение платежей непосредственно гарантирующему поставщику противоречит пункту 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Сто двадцать четыре тысячи девятьсот пятьдесят пять (124955) абонентов, проживающих в домах, обслуживаемых управляющими компаниями и товариществами собственников жилья, которые вносят плату гарантирующему поставщику, учтены при расчетах сбытовой надбавки в 2011 г., в то время как протоколы собраний собственников некоторых домов датированы январем-апрелем 2012 года (т. 3 л.д. 38-41, 43-46, 48, 50, 57-61, т. 7 л.д. 104, 109-113, 116-117, 119-120, 122-125, 127).
Названное выше количество абонентов принято третьим лицом для формирования численности персонала, фонда заработной платы, а также расходов на материалы и канцелярские товары.
Гарантирующий поставщик указал, что в соответствии с письмом Минрегиона РФ от 02.05.2007 г. № 8167-ЮТ/07 "О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги" расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение баз данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов, организация приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, взыскание просроченной задолженности является обязанностью управляющих компаний, товариществ собственников жилья (т. 8 л.д. 8).
Поскольку расходы расчетно-кассового обслуживания отнесены на расходы по оплате за содержание и ремонт жилья, то такие расходы не могут быть учтены в расходах гарантирующего поставщика по сбытовой деятельности, поскольку это противоречит требованиям Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109, Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178, которые не допускают повторного учета одних и тех же расходов.
В соответствии с пунктом 9 Основ ценообразования, если организация осуществляет кроме регулируемой иные виды деятельности, расходы на их осуществление и полученные от этих видов деятельности доходы (убытки) не учитываются при расчете регулируемых тарифов (цен).
Анализ содержания Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 24.11.2006 г. № 302-э/5, Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 г. № 20-э/2 и разъяснений к ним (письмо ФСТ РФ от 18.02.2005 г. № СН-570/14) позволяет сделать вывод о том, что расходами на сбытовую деятельность являются те расходы, которые фактически несут и обязаны нести управляющие компании и товарищества собственников жилья.
Таким образом, в нарушение требований действующего законодательства Управление по тарифам Орловской области без законных на то оснований, в нарушение части 6.3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 29 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 приняло за достоверные, сведения о том, что на обслуживании гарантирующего поставщика находятся фактически все физические лица (в 2010 году - 123654, в 2011 г. - 124955), проживающие в многоквартирных домах г. Орла, обслуживаемых управляющими компаниями и товариществами собственников жилья.
Поэтому в части включения в сбытовую надбавку расходов на расчетно-кассовое обслуживание приказ Управления по тарифам Орловской области нарушает принцип экономической обоснованности тарифа, как обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, чем нарушает права граждан - собственников помещений в многоквартирном доме оплачивать купленный товар (электроэнергию) по реальной стоимости. В этой части приказ также противоречит пункту 5 раздела III Принципы и методы расчета цен (тарифов), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.12.2011 г. № 1178, пунктам 54 и 9 Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109.
Удовлетворяя требование заявителя, суд считает необоснованным довод ответчика о преюдициальном значении для настоящего дела решения Северного районного суда г. Орла от 02.11.2011 г. по делу № 2-785/11, которым отказано ТСЖ "Виктория" о взыскании расходов, включенных в сбытовую надбавку гарантирующего поставщика.
Указанное дело рассмотрено районным судом общей юрисдикции между иными сторонами: по иску Прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС". ТСЖ "Виктория" участвовало в деле № 2-785/11 в качестве третьего лица.
Поскольку в рамках дела № 2-785/11 размер сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, как и тариф на электроэнергию в целом не оспаривались, постольку вопрос о законности приказа Управления по тарифам Орловской области от 29.12.2011 г. № 1382-т "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии" не отнесен к компетенции районного суда общей юрисдикции, а подлежит рассмотрению арбитражным судом в рамках настоящего дела, то вышеуказанный судебный акт суда общей юрисдикции не может иметь преюдициального значения для настоящего дела.
На основании изложенного, суд считает необходимым удовлетворить заявленное требование ТСЖ "Виктория" и признать Приказ Управления по тарифам Орловской области от 29.12.2011 г. № 1382-т недействующим, как несоответствующий имеющим большую юридическую силу части 6.3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 5 раздела 111 Постановления Правительства РФ от 28.12.2011 г. № 1178, пункту 29 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, пунктам 5, 9 Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109.
Согласно части 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть решения должна содержать указание на распределение между сторонами судебных расходов.
При обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением Товарищество также просило зачесть в счет уплаты госпошлины по настоящему делу ранее уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 01.11.2010 г. № 177 (т. 1 л.д. 21), на возврат которой Арбитражным судом Орловской области выдана справка (т. 1 л.д. 31).
Руководствуясь статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд считает возможным удовлетворить ходатайство заявителя о зачете госпошлины, произвести зачет государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 01.11.2010 г. № 177 в счет оплаты государственной пошлины по заявлению ТСЖ "Виктория" по делу № А48-397/2012.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины при оспаривании нормативного правового акта для юридических лиц составляет 2000 руб. за один оспариваемый акт.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации излишне уплаченная госпошлина в размере 2759 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Расходы по государственной пошлине в сумме 2000 руб. в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо взыскать с Управления по тарифам Орловской области.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать пункт 3 приложения 1 к приказу Управления по тарифам Орловской области от 29.12.2011 г. № 1382-т в части включения в сбытовую надбавку гарантирующего поставщика ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" расходов, связанных с реализацией договоров на прием платежей от граждан за коммунальные услуги, на оплату услуг по начислению платы за коммунальные услуги, изготовлению и рассылке платежных документов в размере 5,1 коп. за кВт/час электроэнергии недействующим как несоответствующий имеющим большую юридическую силу части 6.3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 5 раздела 111 Постановления Правительства РФ от 28.12.2011 г. № 1178, пункту 29 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, пунктам 5, 9 Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109.
Взыскать с Управления по тарифам Орловской области <...> в пользу ТСЖ "Виктория" <...> 2000 руб. расходов по государственной пошлине.
Возвратить ТСЖ "Виктория" из федерального бюджета 2759 руб. излишне уплаченной госпошлины, выдать справку на возврат госпошлины.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение месяца со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий судья
А.В.ВОЛОДИН

Судьи
Ю.В.ПОЛИНОГА
В.Г.СОКОЛОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru