УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 2 декабря 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена 24 ноября 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 02 декабря 2011 г.
Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии: Сешенова А.А. - руководителя управления,
членов Комиссии: Черкашиной Л.А. - заместителя руководителя, начальника отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого УФАС России,
Смольяниновой И.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого УФАС России,
Богдановой О.Г. - государственного инспектора отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого УФАС России,
рассмотрев дело № 106 по признакам нарушения администрацией Добринского района Липецкой области (адрес: 399430, Липецкая обл., п.г.т. Добринка, ул. М. Горького, 5) части 1 статьи 15
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
На основании постановления главы администрации Добринского района № 872 от 23.11.2009 "О выделении в аренду земель сельскохозяйственного назначения в 2010 году" были выделены земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства юридическим и физическим лицам, ИП, крестьянским фермерским хозяйствам, сроки договоров аренды - до 1 года.
В соответствии с п. 2 ст. 10
Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34
Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 34
ЗК РФ установлено, что органы местного самоуправления обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Законом
Липецкой области от 4 декабря 2003 года № 81-ОЗ "О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области" опубликование сообщений, связанных с оборотом земель сельскохозяйственного назначения, осуществляется в газете "Липецкая газета" и в районных (городских) газетах по месту нахождения земельного участка в случаях, установленных федеральным законодательством (в редакции Закона Липецкой области от 15.10.2009 № 314-ОЗ).
При таких обстоятельствах норма, дающая право администрации принять постановление о выделении в аренду земель сельскохозяйственного назначения без предварительного информирования населения, в федеральном законодательстве отсутствует. Несоблюдение требования об обязательном опубликовании сообщения о наличии предлагаемых для передачи земельных участков в аренду влечет нарушение прав других лиц на получение как указанной информации, так и на участие в торгах и на получение самих земельных участков в аренду.
В соответствии с пунктами 1
и 3 статьи 10
Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38
Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 3 статьи 38
Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка. Согласно пункту 4 названной статьи
порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с Гражданским
и Земельным
кодексами Российской Федерации.
Администрацией Добринского района не было исполнено требование ФЗ
от 26 июня 2002 г. № 101-ФЗ и Закона
Липецкой области № 81-ОЗ от 4 декабря 2003 г. о заблаговременном опубликовании сообщения о намерении администрации Добринского района выделить в аренду земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ (в газете "Липецкая газета"), что привело к нарушению антимонопольного законодательства: потенциальные арендаторы не имели возможности получить информацию о наличии земельного участка.
Таким образом, администрация Добринского района Липецкой области путем совершения действия (бездействия) по неразмещению информации в газете "Липецкая газета" ограничила конкуренцию хозяйствующих субъектов, что привело к сокращению числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 15
Федерального закона "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев осуществления таких действий.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьей 23
, частями 1
, 2 статьи 39
, частью 1 ст. 15
, частями 1
- 4 статьи 41
, статьей 48
, частью 1 статьи 49
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать наличие нарушения антимонопольного законодательства (части 1 статьи 15
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции") в бездействии администрации Добринского муниципального района Липецкой области, выразившемся в неисполнении требований Федерального закона
от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Закона
Липецкой области № 81-ОЗ от 4 декабря 2003 г. "О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области" по опубликованию сообщений о наличии земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ (в газете "Липецкая газета") и в районных (городских) газетах по месту нахождения земельных участков.
Выдать администрации Добринского муниципального района Липецкой области предписание
о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем отмены постановления № 872 от 23.11.2009 "О выделении в аренду земель сельскохозяйственного назначения в 2010 году".
Материалы по делу № 106 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу Липецкого УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ
от 2 декабря 2011 г. № 106
Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии: Сешенова А.А. - руководителя управления,
членов Комиссии: Черкашиной Л.А. - заместителя руководителя, начальника отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого УФАС России,
Смольяниновой И.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого УФАС России,
Богдановой О.Г. - государственного инспектора отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого УФАС России,
руководствуясь статьей 23
, частью 1 статьи 39
, частью 4 статьи 41
, статьей 50
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения
от 02 декабря 2011 года по делу № 106 о нарушении администрацией Добринского муниципального района Липецкой области (адрес: 399430, Липецкая обл., п.г.т. Добринка, ул. М. Горького, 5) части 1 статьи 15
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 101-ФЗ принят 24.07.2002, а не 26.07.2002.
Администрации Добринского муниципального района Липецкой области в срок до 27 декабря 2011 года прекратить нарушение антимонопольного законодательства (части 1 статьи 15
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"), выразившееся в неисполнении требований Федерального закона
от 26 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Закона
Липецкой области № 81-ОЗ от 4 декабря 2003 г. "О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области" по неопубликованию сообщения о наличии земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ (в газете "Липецкая газета"), и в районных (городских) газетах по месту нахождения земельных участков,
а именно:
отменить постановление главы администрации Добринского муниципального района Липецкой области № 872 от 23.11.2009 "О выделении в аренду земель сельскохозяйственного назначения в 2010 году";
расторгнуть договоры аренды земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, заключенные на основании постановления № 872 от 23.11.2009.
О выполнении настоящего предписания администрации Добринского муниципального района Липецкой области сообщить в Липецкое УФАС России в трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания с приложением заверенных копий документов.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.