Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ленинградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 ноября 2009 г. по делу № А56-37247/2009

Резолютивная часть решения объявлена 12 ноября 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 19 ноября 2009 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе председательствующего Баталовой Л.А.,
судей Александровой Е.Н., Мирошниченко В.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Б.Л.Ю.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства К.А.Н., Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Н.А.П., Главы крестьянского (фермерского) хозяйства К.А.Г.
к Правительству Ленинградской области
третьи лица: Администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом
о признании частично недействующим Постановления от 28.11.2006 № 323
при участии
от заявителей: глава крестьянского (фермерского) хозяйства К.А.Н. паспорт <...>; пред. К.А.Н. - Я.Ш.М. дов. от 01.08.2008, б/номера; глава Крестьянского хозяйства Н.А.П. паспорт <...>; пред. Н.А.П. - Я.Ш.М. дов. от 27.08.2009, б/номера; глава Крестьянского (фермерского) хозяйства К.А.Г. паспорт <...>; пред. К.А.Г. - Я.Ш.М. дов. от 10.11.2009, б/номера
от ответчика: пред. К.Е.В. дов. от 24.12.2008 № 60-4378/08
от третьих лиц: от Администрации Гатчинского Муниципального района Ленинградской области пред. А.Г.В. дов. от 13.01.2009 № 14/31, от Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом не явился, извещен

установил:


В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" принят 24.07.2002, а не 24.06.2002.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства К.А.Н., глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Стевия" Н.А.П., глава крестьянского (фермерского) хозяйства К.А.Г. обратились в суд с требованием о признании недействующим Постановления Правительства Ленинградской области от 28.11.2006 № 323 "Об утверждении перечня стратегически важных для Ленинградской области зон (площадок) для создания производственных и коммунально-складских зон (площадок) на территории муниципальных образований" в части коммунально-складской зоны "Торфяное-Пригородный" Гатчинского муниципального района, подпункта 2.2 пункта 2 Перечня стратегически важных зон, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 28.11.2006 № 323, так как Постановление в оспариваемой части нарушает права Заявителей на использование сельскохозяйственных земель, находящихся в их владении, их переводом в земли промышленности, поскольку такой перевод противоречит п.п. 3, 5 ст. 1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.06.2002 № 101-ФЗ и п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ. Такое распоряжение землей влечет прекращение предпринимательской деятельности всех трех Заявителей, осуществляемой на землях сельскохозяйственного назначения, включенных Постановлением в состав 100 гектар земли, переданных под использование в целях создания производственных зон и коммунально-складских зон.
Представитель Правительства Ленинградской области заявленных требований не признал, ссылаясь на то, что оспариваемое Постановление является ненормативным актом, что Заявитель К.А.Н. был выселен с занимаемого участка до подачи настоящего заявления в суд, что у остальных фермеров земля не изымается и сохраняется ее целевое назначение и что Правительство Ленинградской области утверждало перечень зон по документам, представленным муниципальными образованиями области, без проверки категории земельных участков, включенных в состав перечня площадей, утвержденных Постановлением.
Представитель Администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области так же заявленных требований не признал, ссылаясь на то, что земельные участки не сформированы, не подготовлены границы земельных участков, в том числе и на местности, а поэтому права фермеров не нарушены, предполагаемая площадь оспариваемого земельного участка была установлена на основании схемы формирования промышленных и коммунально-складских зон на территории Ленинградской области, разработанной ОАО "Проектный институт № 1", эта схема явилась основанием разработки проекта планировки отдельных территориальных зон; со всеми главами крестьянских (фермерских) хозяйств, заявивших настоящее требование ведутся переговоры по поводу дальнейшего использования земли.
Определяя подведомственность арбитражному суду требования об обжаловании нормативного акта органа власти субъекта РФ суд, исходил из права субъектов предпринимательской деятельности, имеющих статус индивидуальных предпринимателей (ч. 2 ст. 23 ГК РФ), обращаться в арбитражный суд по спорам, вытекающим из нарушения их прав в предпринимательской деятельности в соответствии со статьями 46, 47 Конституции РФ, статьями 27, 29 АПК РФ, с учетом положений статьи 64 Земельного кодекса РФ и статьи 27 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которые устанавливают судебный порядок рассмотрения земельных споров и споров об обжаловании правовых актов органов субъектов РФ. Понятие "судебный порядок", использованное законодателем, не ограничивает применение в данном случае только судебного порядка судов общей юрисдикции, так как упомянутые федеральные законы приняты после образования арбитражных судов. В то же время, по субъектному составу и предпринимательскому характеру спора - он подведомственен арбитражному суду. Положением ч. 1 ст. 61 ЗК РФ установлена возможность оспаривания ненормативных и нормативных актов в суде. При этом отсутствие специальных оговорок предполагает, что обжалование нормативных актов субъектами предпринимательской деятельности так же подлежит рассмотрению по подведомственности установленной п. 1 ст. 27 АПК РФ.
Таким образом, требования п. 3 ст. 191 АПК РФ соблюдены - для оспаривания нормативного акта применен судебный порядок, установленный для субъектов предпринимательской деятельности.
При изложенных обстоятельствах рекомендации п.п. 14, 15 Информационного письма ВАС РФ от 13.08.2004 № 80 не применимы.
В силу положения п. 1 ст. 21 Устава Ленинградской области Постановления губернатора Ленинградской области являются нормативными актами.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 28.11.2006 № 323 утвержден "Перечень стратегически важных для Ленинградской области зон (площадок) для создания производственных и коммунально-складских зон (площадок) на территории муниципальных образований". В Перечень включен п. 2 "Гатчинский муниципальный район" с подпунктом 2.2 "Коммунально-складская зона "Торфяное-Пригородный" площадью 100 гектаров.
На этой территории расположены арендованные фермерскими хозяйствами земли сельскохозяйственного назначения.
К.А.Н. арендованы земли на основании Постановления главы муниципального образования "Гатчинский район" Ленинградской области от 22.06.2000 № 597 и от 11.03.2001 № 214 соответственно по договорам аренды № 511 от 17.07.2000 земельного участка кадастровый номер 47:Г1:04-08-02:0002 площадью 4,20 гектаров под организацию крестьянского хозяйства и № 8284/11 от 14.03.2001 кадастровый номер № 47:Г1:04-08-02:0003 для организации сельхозпроизводства площадью 4,97 гектар.
Письмом от 23.04.2008 № 100/31 Администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области, ссылаясь на Постановление Правительства Ленинградской области от 28.11.2006 № 323, предложила перепрофилировать деятельность крестьянского хозяйства с выкупом Администрацией находящегося в собственности хозяйства на земельном участке объекта недвижимости с целью резервирования участка под промышленные цели.
Н.А.П. под организацию крестьянского хозяйства по постановлению главы Администрации муниципального образования Гатчинского района от 15.07.1997 № 66, получены в аренду земли сельскохозяйственного назначения по договору аренды от 29.07.1997 площадью 2,70 гектар, определенных планом земельного участка в качестве приложения к договору и экспликацией земель. Постановлением главы Администрации Пригородной волости Ленинградской области муниципального образования "Гатчинский район" земли, предоставленные крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Стевия" присвоен адрес: участок № 1 площадью 0,2 га и участок № 2 площадью 2,5 га в поселке Пригородный Гатчинского района Ленинградской области соответственно <...> и <...>.
Уведомлением от 20.03.2009 № 471-10 Администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области сообщила Н.А.П., как главе крестьянского (фермерского) хозяйства, что Администрация отказывается от договора аренды. Официальной причины отказа от продления договора аренды не указано, однако глава крестьянского (фермерского) хозяйства утверждает, что изъятие земельного участка с ценными лекарственными растениями предлагается передать под промышленное использование на основании Постановления Правительства Ленинградской области от 28.11.2006 № 323.
К.А.Г. на основании Постановления главы Администрации Пригородной волости муниципального образования "Гатчинский район" от 24.12.1999 № 215 заключен договор аренды земельного участка кадастровый номер 47:Г1:04-06-01:0006.
Администрация Новосветского сельского поселения письмом от 13.03.2007 № 165 уведомила К.А.Г. об отказе в продаже земельного участка, на котором расположен и объект недвижимости, находящийся в собственности у К.А.Г., со ссылкой на Постановление Правительства Ленинградской области от 28.11.2006 № 323, согласно которому участок расположен на территории коммунально-складской зоны "Торфяное-Пригородный".
Таким образом, права и законные интересы Заявителей затронуты оспариваемым Постановлением.
То обстоятельство, что земли находятся в аренде у заявителей, относятся к землям сельскохозяйственного назначения и включены в состав 100 гектар коммунально-складской зоны, указанной в подпункте 2.2 пункта 2 Перечня стратегически важных для Ленинградской области зон (площадок) для создания производственных и коммунально-складских зон (площадок) - представителями Правительства и муниципальной Администрации не оспариваются.
Доводы представителя Администрации Гатчинского муниципального образования о том, что при межевании земельных участков их назначение и принадлежность их может быть сохранена, не опровергает доводов Заявителей о нарушении законных интересов сельхозпроизводителей.
Доводы Заявителей о том, что включение земель сельскохозяйственного назначения в состав земель предназначенных под зоны (площадки) для использования под промышленные и коммунально-складские зоны (площадки) меняет их назначение обоснованы представленными документами, в том числе и проектом планирования Южного участка коммунально-складской зоны "Торфяное-Пригородный" на территории Гатчинского района Ленинградской области.
Земли Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, определенные п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), в том числе выделены земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности.
Земли "... используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов" (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Порядок отнесения земель к категориям, перевод их из одной категории в другую определены ст. 8 ЗК РФ, которая определяет, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Нарушение установленного Земельным Кодексом РФ и федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (п.п. 1, 3 ст. 8 ЗК РФ).
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" № 172-ФЗ от 21.12.2004, "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" № 101-ФЗ от 24.07.2002.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 21.12.2004 "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" имеет № 172-ФЗ, а не 72-ФЗ.

Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения предусмотрены ст. 7 ФЗ № 72-ФЗ от 21.12.2004 "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", которая ограничивает такой перевод исключительными случаями, перечисленными в п. 1 этой статьи, в том числе:
- с консервацией земель;
- с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
- с установлением или изменением черты населенных пунктов;
- с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи;
- с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
- со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;
- с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
- с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
- с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Ни одного из оснований перевода сельскохозяйственных земельных участков в земли промышленности, установленных Федеральным законом не установлено при включении земель сельскохозяйственного назначения в земли Перечня в Постановлении № 323 от 28.11.2006.
ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" устанавливается принцип сохранения целевого использования земельных участков, сформулированный в подп. 1 ч. 3 ст. 1 ФЗ № 101-ФЗ.
Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом РФ категории земель является обязательным, при этом категория земельных участков может устанавливаться в правоустанавливающих документах на земельные участки, что определяется ст. 14 ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" № 172-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах включение в состав земель для промышленного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения противоречит положениям статей 7, 8 Земельного кодекса РФ, статье 1 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Руководствуясь статьями 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Признать недействующим Постановление Правительства Ленинградской области от 28.11.2006 № 323 "Об утверждении перечня стратегически важных для Ленинградской области зон (площадок) для создания производственных и коммунально-складских зон (площадок) на территории муниципальных образований" в части включения в состав земель коммунально-складской зоны "Торфяное-Пригородный" земель сельскохозяйственного назначения без согласования с правообладателями как несоответствующее требованиям ст.ст. 2, 3, 7 ФЗ от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", статьей 7, 8 Земельного кодекса РФ, статье 1 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Выдать Главе крестьянского (фермерского) хозяйства К.А.Н. справку на возврат госпошлины, уплаченной квитанцией 1991/0019 от 03.06.2009 в сумме 2000 руб.
Выдать Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Н.А.П. справку на возврат госпошлины, уплаченной квитанцией 1991/0000 от 21.09.2009 в сумме 2000 руб.
Выдать Главе крестьянского (фермерского) хозяйства К.А.Г. справку на возврат госпошлины, уплаченной квитанцией 1991/0785 от 03.06.2009 в сумме 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию в месячный срок со дня его принятия.

Председательствующий
Л.А.Баталова

Судьи
Е.Н.Александрова
В.В.Мирошниченко





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru