Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Республики Коми

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2012 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОДПУНКТА 11 ПУНКТА 3
ПОРЯДКА И УСЛОВИЙ ВЫПЛАТЫ КОМПЕНСАЦИИ СТОИМОСТИ ТВЕРДОГО
ТОПЛИВА, ПРИОБРЕТАЕМОГО В ПРЕДЕЛАХ НОРМ, УСТАНОВЛЕННЫХ
ДЛЯ ПРОДАЖИ НАСЕЛЕНИЮ, И ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ ДЛЯ ДОСТАВКИ
ЭТОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 5 МАЯ 2009 ГОДА № 115
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ И ФОРМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ
ПОДДЕРЖКИ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ,
ПОРЯДКА И УСЛОВИЙ ВЫПЛАТЫ КОМПЕНСАЦИИ СТОИМОСТИ ТВЕРДОГО
ТОПЛИВА, ПРИОБРЕТАЕМОГО В ПРЕДЕЛАХ НОРМ, УСТАНОВЛЕННЫХ
ДЛЯ ПРОДАЖИ НАСЕЛЕНИЮ, И ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ ДЛЯ ДОСТАВКИ
ЭТОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 31 ДЕКАБРЯ 2004 ГОДА № 280
"О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ "О СОЦИАЛЬНОЙ
ПОДДЕРЖКЕ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ" ПО ЖАЛОБЕ
ГРАЖДАНИНА ТЕРЕШКО ДМИТРИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего П.Ф.Пунегова, судей М.Г.Аграновича, Д.Н.Басманова,
с участием представителей Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми А.Н.Лукиной - начальника отдела социального законодательства Государственно-правового управления Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, И.М.Нихельман - консультанта отдела анализа и развития законодательства в сфере социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию, А.В.Юдина - старшего прокурора отдела Управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Коми,
руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, статьей 32, пунктом 4 статьи 48, статьями 90, 91, 92 и 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности подпункта 11 пункта 3 Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 5 мая 2009 года № 115 "Об утверждении Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива и внесении изменений в Постановление Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года № 280 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми".
Поводом к рассмотрению явилась жалоба гражданина Д.В.Терешко о нарушении его конституционного права свободно заниматься предпринимательской деятельностью.
Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Коми оспариваемое нормативное положение.
Заслушав сообщение судьи-докладчика М.Г.Аграновича, выступления участников процесса, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

1. В соответствии с подпунктом 11 пункта 3 Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 5 мая 2009 года № 115 "Об утверждении Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива и внесении изменений в Постановление Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года № 280 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" (далее - Порядок и условия), платежные документы, подтверждающие фактические расходы граждан на приобретение твердого топлива (банковские платежные документы или квитанции к приходному кассовому ордеру и кассовый чек, или товарный чек и кассовый чек или накладная и кассовый чек; для отдаленных или труднодоступных местностей Республики Коми, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Республики Коми от 23 апреля 2003 года № 69 "Об утверждении Перечня отдаленных или труднодоступных местностей Республики Коми (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), на территории которых организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники", - товарный чек или накладная и квитанция к приходному кассовому ордеру), предоставляются при их наличии для расчета суммы компенсации в соответствии с пунктом 7-1 настоящих Порядка и условий.
По смыслу заявленных Д.В.Терешко требований указанный нормативный акт не соответствует положениям статей 17, 18, 35 и 65 Конституции Республики Коми, так как противоречит принципу равенства всех перед законом, ограничивает его право свободно использовать свои способности и имущество для занятия предпринимательской деятельностью, нарушает права других граждан-потребителей в части оказания им услуг и противоречит федеральному законодательству.
Гражданин Д.В.Терешко осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере продажи населению твердого топлива (дров) и в сфере услуг по доставке этого твердого топлива. Финансовые расчеты производятся им без применения контрольно-кассовой техники путем выдачи клиенту, совершившему покупку или оплатившему работу, квитанции установленного образца. Потребителями его услуг являются и те граждане, которым эти расходы компенсируются Государственным бюджетным учреждением Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара". Однако этим гражданам отказывают в выдаче компенсации со ссылкой на положения подпункта 11 пункта 3 Порядка и условий в связи с отсутствием у них в подтверждение понесенных расходов кассового чека.
Заявитель считает, что подобный отказ ставит под сомнение легитимность его деятельности, приводит к потере клиентуры и, как следствие, к убыткам, подчеркивает его неравное положение с другими организациями и частными предпринимателями, использующими в своей работе контрольно-кассовую технику.
Согласно статье 91 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" жалоба на нарушение нормативным правовым актом конституционных прав и свобод допустима, если этот акт затрагивает конституционные права и свободы граждан, применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем нормативный правовой акт.
В защиту своих прав Д.В.Терешко 19 марта 2012 года обратился с жалобой в Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара", однако письмом от 27 марта 2012 года № 01-27/1110 в удовлетворении его требований было отказано со ссылкой на положения подпункта 11 пункта 3 Порядка и условий.
Таким образом, указанный выше нормативный правовой акт прямым образом затрагивает права заявителя, непосредственно применен в его деле, поэтому требование о конституционной проверке нормативного правового акта является допустимым и подлежит рассмотрению Конституционным Судом Республики Коми.
Вместе с тем, жалоба Д.В.Терешко в части защиты конституционных прав других граждан не может быть рассмотрена по основаниям, изложенным в статье 63 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми".
Согласно пункту 2 части первой статьи 34 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" к направленному в Конституционный Суд Республики Коми обращению в защиту прав и свобод иных граждан должна быть приложена доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя. Этим документом заявитель не располагает.
Конституционный Суд Республики Коми в силу требований частей второй и третьей статьи 3 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" при осуществлении конституционного судопроизводства решает исключительно вопросы права, воздерживаясь от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Постановления выносятся судом только по предмету, указанному в обращении и лишь в отношении той части акта, конституционность которого подвергается сомнению (часть 3 статьи 68 того же Закона).
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является проверка конституционности подпункта 11 пункта 3 Порядка и условий в части нарушения этой нормой конституционных прав заявителя как гражданина, занимающегося индивидуальной предпринимательской деятельностью и осуществляющего наличные денежные расчеты с клиентами без применения контрольно-кассовой техники.
2. Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как демократическом правовом государстве в качестве основ конституционного строя гарантируются свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности (статья 1, часть 1; статья 8, часть 1). Соответственно, статья 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации и корреспондирующая ей статья 35 Конституции Республики Коми закрепляют право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, в Российской Федерации должны создаваться максимально благоприятные условия для функционирования экономической системы в целом, что предполагает необходимость стимулирования свободной, основанной на принципах самоорганизации хозяйственной деятельности предпринимателей как основных субъектов рыночной экономики и принятия специальных мер, направленных на стимулирование их труда, а также на защиту их прав и законных интересов при осуществлении государственного регулирования экономики и тем самым - на достижение конституционной цели оптимизации вмешательства государства в регулирование экономических отношений.
В силу конституционного принципа справедливости, проявляющегося, в частности, в необходимости обеспечения баланса прав и обязанностей всех участников рыночного взаимодействия, свобода, признаваемая за лицами, осуществляющими предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность, и гарантируемая им защита должны быть уравновешены обращенным к этим лицам требованием ответственного отношения к правам и свободам тех, кого затрагивает их хозяйственная деятельность.
Именно эти цели преследовал федеральный законодатель, регулируя деятельность хозяйствующих субъектов в сфере их финансово-кредитных отношений, возникающих при осуществлении наличных денежных расчетов в торговле и при оказании услуг населению.
3. Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон) в статье 2 определил сферу применения контрольно-кассовой техники, предоставив некоторым организациям и индивидуальным предпринимателям право осуществлять хозяйственную деятельность без применения контрольно-кассовой техники.
В частности, этим правом пользуются:
организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (пункт 2 статьи 2 Закона);
организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 статьи 2 Закона, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) (пункт 2.1 статьи 2 Закона);
организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности, виды которой определены настоящим пунктом, либо особенностей своего местонахождения, то есть находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 2 Закона).
Во исполнение требований пункта 2 статьи 2 Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 6 мая 2008 года № 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники", которым утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение).
Положение устанавливает порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков. К бланкам строгой отчетности отнесены квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (пункты 1 и 2 Положения).
Таким образом, законодатель, предоставив организациям и частным предпринимателям возможность производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники, учел интересы тех, кого затрагивает их хозяйственная деятельность, возложив на хозяйствующие субъекты обязанность самостоятельного контроля производимых ими денежных расчетов посредством выдачи потребителям их услуг документа строгой отчетности, которым в данном случае может быть квитанция.
Исходя из конституционно-правового смысла указанных федеральных норм следует, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт, обладают одинаковыми правами с хозяйствующими субъектами, производящими денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт с применением контрольно-кассовой техники, а выдаваемые ими при оформлении сделки документы строгой отчетности (квитанции) имеют ту же юридическую силу, что кассовые чеки, когда расчеты производятся с использованием контрольно-кассовой техники.
Паритет этих документов следует и из прямого указания закона, приравнявшего по своей юридической значимости бланки строгой отчетности к кассовым чекам (часть вторая пункта 2 статьи 2 Закона). Такая же юридическая сила этим документам строгой отчетности придана и Правительством Российской Федерации (пункт 2 Положения).
Иное понимание юридического значения правоустанавливающего документа строгой отчетности (квитанции), выдаваемого организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, является неверным и, в конечном итоге, влекущем нарушение конституционных прав этих хозяйствующих субъектов, а отказ в принятии такого документа является незаконным.
4. Подпунктами "б" и "ж" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина и вопросы социальной защиты граждан отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование. Законы и иные правовые акты Республики Коми не могут противоречить законам, принятым федеральными органами государственной власти в соответствии с полномочиями Российской Федерации (часть 1 статьи 65 Конституции Республики Коми). Кроме того, при издании субъектом Российской Федерации законов и иных нормативных актов должен соблюдаться конституционный принцип равенства всех перед законом и неприемлемость издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (статьи 17 и 18 Конституции Республики Коми).
В рамках действующего правового регулирования по оказанию населению социальной помощи Правительством Республики Коми принято Постановление от 5 мая 2009 года № 115 "Об утверждении Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива и внесении изменений в Постановление Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года № 280 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми".
Утвержденные данным Постановлением Порядок и условия выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива, в подпункте 11 пункта 3 единым платежным документом, подтверждающим понесенные гражданином затраты на приобретение твердого топлива и его доставку, указывает кассовый чек. Все другие документы, в том числе и документы строгой отчетности, выдаваемые организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники, принимаются в подтверждение расходов только при наличии кассового чека.
Установленный порядок подтверждения гражданами понесенных расходов в итоге ухудшает положение организаций и частных предпринимателей, производящих наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники. Осуществляя свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством, они вынужденно теряют рынок сбыта товаров и услуг той части населения, которая пользуется социальной поддержкой в виде компенсации стоимости приобретенного твердого топлива (дров) и стоимости затрат по его доставке.
Конституционный принцип "все равны перед законом и судом" означает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении. Рассматриваемый нормативный акт этому принципу не соответствует, поскольку препятствует организациям и частным предпринимателям, осуществляющим наличные денежные расчеты с потребителями их услуг без применения контрольно-кассовой техники, наравне с другими предприятиями и учреждениями участвовать в программе социальной помощи населению республики по обеспечению твердым топливом (дровами) и доставке этого твердого топлива.
Кроме того, рассматриваемый нормативный правовой акт в этой части противоречит и федеральному законодательству, по смыслу которого, изложенному выше, документы строгой отчетности, выдаваемые организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, если эти документы оформлены в строгом соответствии с настоящим Порядком и условиями, являются аналогом кассового чека и не требуют подтверждения другими документами.
Таким образом, положения подпункта 11 пункта 3 Порядка и условий в части обязательного наличия кассового чека в подтверждение понесенных гражданином расходов на приобретение твердого топлива и расходов на доставку этого твердого топлива не соответствуют Конституции Республики Коми, ее статьям 17, 18, 35 и 65.
Разрешение вопроса о том, является ли квитанция, выдаваемая гражданам индивидуальным предпринимателем Д.В.Терешко при продаже твердого топлива (дров) и доставке его покупателям тем документом, на основании которого им может быть произведена органами социальной защиты компенсация затрат на отопление, влечет за собой необходимость исследования конкретных обстоятельств, касающихся порядка предоставления населению коммунальных услуг, что в компетенцию Конституционного Суда Республики Коми не входит (части 2 и 3 статьи 3 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми").
На основании изложенного и руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, статьями 66, 67, 68, 69, 93 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

1. Признать подпункт 11 пункта 3 Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 5 мая 2009 года № 115 "Об утверждении Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива и внесении изменений в Постановление Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года № 280 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", в части представления кассового чека как обязательного условия для выплаты компенсации расходов по приобретению твердого топлива (дров) и его доставки не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 17, 18, 35 и 65, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования документ строгой отчетности, выдаваемый организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, могут самостоятельно, без дублирования иным документом (кассовым чеком) служить доказательством состоявшейся сделки и понесенных стороной сделки расходов.
2. В силу статьи 6 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл положений подпункта 11 пункта 3 Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 5 мая 2009 года № 115 "Об утверждении Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива и внесении изменений в Постановление Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года № 280 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" является общеобязательным и исключает иное истолкование в правоприменительной практике.
3. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".

Конституционный Суд
Республики Коми





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru