Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 марта 2012 г. по делу № 3-12/2012

Верховный суд Республики Коми в составе:
председательствующего Голикова А.А.,
при секретаре Воронцовой Н.Н.,
с участием прокурора Шевелевой М.Г., заявителя Климовой Ф.С., представителей Правительства Республики Коми Наумовой О.В. и Осипова О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Климовой Ф.С. о признании недействительной нормы постановления Правительства Республики Коми от 21.03.2011 № 61 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 г. № 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми" в части установления перечня ведомственных знаков отличия в труде,

установил:

Климова Ф.С. обратилась в суд с заявлением о признании недействительной нормы постановления Правительства Республики Коми от 21.03.2011 № 61 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 г. № 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми" в части установления перечня ведомственных знаков отличия в труде, ссылаясь в обоснование названных требований на следующие доводы и обстоятельства.
22 апреля 1983 года ей как работнику потребительского общества Комишвейбыт было присвоено звание "Ударник коммунистического труда". 05.04.2011 назначена пенсия в связи с достижением пенсионного возраста, и она обратилась с заявлением в ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Эжвинского района г. Сыктывкара" о присвоении ей звания "Ветеран труда". В удовлетворении данного обращения и присвоении звания ей было отказано с указанием на вступление в силу постановления Правительства Республики Коми от 21.03.2011 № 61 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 19.12.2007 № 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми", согласно которому документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются наградные документы, выданные в установленном порядке по утвержденному перечню ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
Подобное ограничение принадлежащего ей права на присвоение звания "Ветеран труда" перечнем ведомственных знаков отличия в труде, установленным Правительством Республики Коми, противоречит Федеральному закону "О ветеранах", сужает перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда, исключая награжденных званием "Ударник коммунистического труда".
Оспариваемый перечень ведомственных знаков отличия в труде, установлен Правительством Республики Коми, содержится в приложении № 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденном Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года № 302. Указанное приложение № 2 к Положению введено Постановлением Правительства Республики Коми от 21.03.2011 № 61 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 г. № 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми".
В судебном заседании заявитель Климова Ф.С. поддержала заявленные требования, указывая, что оспариваемый ею перечень противоречит статье 7 Федерального закона "О ветеранах" не включением в него звания "Ударник коммунистического труда", нарушая ее право на присвоение звания "Ветеран труда".
Представители Правительства Республики Коми Наумова О.В. и Осипов О.М. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, полагая, что оспариваемая норма не противоречит федеральному законодательству. Пояснили при этом, что постановление Правительства Республики Коми от 21.03.2011 № 61 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 19.12.2007 № 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми" принято с соблюдением установленной процедуры и в пределах установленных полномочий по определению порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда".
Прокурор Шевелева М.Г. в своем заключении просила суд заявление Климовой Ф.С. оставить без удовлетворения.
Выслушав пояснения заявителя, представителей Правительства Республики Коми, заключение прокурора, исследовав материалы дела и оценив в совокупности имеющиеся доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
По смыслу приведенных конституционных положений, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.
Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" регулируется правовой статус ветеранов труда, установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации. При этом в силу пункта 1 статьи 7 данного Закона определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица: 1) имеющие удостоверение "Ветеран труда"; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7).
Статьей 22.1 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" предусмотрено, что лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, а также лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, звание "Ветеран труда" присваивается уполномоченным Правительством Республики Коми органом исполнительной власти Республики Коми.
Положениями подпункта "с" пункта 2 статьи 21 указанного Закона установлено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются Правительством Республики Коми.
В целях реализации положений статей 22 и 22.1 данного Закона Республики Коми Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года № 302 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми, которым определен порядок и условия присвоения звания, перечень документов, необходимых для присвоения данного звания, установлен порядок представления этих документов и их рассмотрения уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми.
В приложении № 2 к указанному Положению (в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 21.03.2011 № 61) приведен исчерпывающий перечень ведомственных знаков отличия в труде, при этом знак "Ударник коммунистического труда" в перечне не указан.
Как следует из представленных заявительницей документов (копии удостоверения "Ударник коммунистического труда", копии удостоверения лица, получающего пенсию) она действительно является получателем пенсии по старости с 19 марта 2011 г. и 22 апреля 1983 г. была удостоена звания "Ударник коммунистического труда" потребительским обществом Комишвейбыт.
Климова Ф.С. ошибочно полагает, что перечень ведомственных знаков отличия в труде, указанный в приложении № 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года № 302, в части не включения знака "Ударник коммунистического труда", противоречит федеральному законодательству.
Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то они вправе самостоятельно определять порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.
Сравнительный анализ Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" и постановления Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 г. № 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми" с федеральными нормами приводит к выводу о том, что органы государственной власти Республики Коми реализовали принадлежащие им полномочия по предмету совместного ведения социальной поддержки ветеранов труда в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, в рамках предоставленных пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" полномочий.
Довод заявителя о том, что оспариваемые нормы сужают по сравнению с установленным федеральным законом круг лиц, которые могут быть признаны ветеранами труда, поскольку не допускают в качестве ведомственного знака отличия в труде звания "Ударник коммунистического труда", основан на неверном толковании норм права.
Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам.
Статья 7 Федерального закона "О ветеранах" не содержит никаких условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
Таким образом, в оспариваемом акте субъект Российской Федерации правомерно предусмотрел условия присвоения звания "Ветеран труда", а не категорию лиц, которые могут быть признаны таковыми.
Не могут быть приняты во внимание доводы Климовой Ф.С. о нарушении ее права на присвоение звания "Ветерана труда" не включением в оспариваемый ею перечень звания "Ударник коммунистического труда", поскольку присвоенное ей потребительским обществом Комишвейбыт звание ударника коммунистического труда не относилось к ведомственным знакам отличия в труде.
Звание ударника коммунистического труда и нагрудный знак "Ударник коммунистического труда" введены Постановлением Президиума ВЦСПС от 23 сентября 1966 года "Об улучшении организации социалистического соревнования".
Пунктом 9 Постановления Президиума ВЦСПС от 23 сентября 1966 года "Об улучшении организации социалистического соревнования" указанное звание и знак введены как дополнительные меры морального стимулирования участников движения за коммунистический труд для рабочих, служащих и колхозников, вне зависимости от ведомственной принадлежности организации (предприятия).
Согласно пункту 6 Постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и Центрального Комитета ВЛКСМ от 30 декабря 1976 года № 1081 "О Всесоюзном социалистическом соревновании за повышение эффективности производства и качества работы, успешное выполнение заданий десятой пятилетки" ударники и коллективы коммунистического труда должны служить образцом в борьбе за достижение наивысшей эффективности производства и улучшение качества работы, в повышении профессионального мастерства, политического, общеобразовательного и культурного уровня, в соблюдении норм коммунистической морали, правил социалистического общежития.
Анализ приведенного законодательства приводит к выводу, что звание ударника коммунистического труда не признавалось ведомственным знаком отличия в труде, поскольку присваивалось как дополнительная мера морального стимулирования участников движения за коммунистический труд вне зависимости от ведомственной принадлежности организации (предприятия).
Звание ударника коммунистического труда не включено и в перечень почетных званий СССР, предусмотренный статьей 19 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 года № 360-Х; в систему государственных наград, установленную пунктом 27 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 года № 442, в число почетных званий Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 года № 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях Российской Федерации и описание нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации", в число почетных званий, установленных Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 2011 года № 1631.
Поэтому не может являться основанием для признания оспариваемой нормы недействительной то обстоятельство, что Климовой Ф.С. было отказано в присвоении звания "Ветеран труда".
Постановлением Правительства Республики Коми от 16.02.2012 № 47 внесены изменения в перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда" (приложение № 2 к Положению).
Оспариваемый перечень знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении знания "Ветеран труда" в Республике Коми, действующий на день рассмотрения дела в суде в редакции Постановления Правительства Республики Коми № 47 от 16.02.2012, является открытым, которым предусмотрены как поименованные в нем знаки отличия в труде, так и иные медали, почетные звания, нагрудные знаки, знаки, значки, почетные грамоты федеральных органов государственной власти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, органов государственной власти СССР, судов и органов прокуратуры СССР, решение о награждении которыми принято в установленном порядке уполномоченным должностным лицом. В примечании также указано, что при присвоении звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки отличия, выданные:
1) органами государственной и исполнительной власти СССР, Российской Федерации, которые были реорганизованы в иные органы государственной и исполнительной власти СССР, Российской Федерации;
2) органами государственной и исполнительной власти СССР, Российской Федерации, образованными взамен упраздненных органов государственной и исполнительной власти СССР, Российской Федерации.
Суд не усматривает нарушений порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, касающихся не только полномочий Правительства Республики Коми, но и установленной процедуры принятия, формы, в которой Правительство Республики Коми вправе принимать нормативно-правовые акты, а также предусмотренных правил введения его в действие.
Официальное опубликование Постановления Правительства Республики Коми от 21.03.2011 № 61 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 г. № 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми" (вместе с "Перечнем ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда") имело место в номере журнала "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 25.03.2011, № 9, ст. 198, а также в номере газеты "Республика", № 81 - 82, 21.04.2011.
Содержание оспариваемой нормы отвечает принципу определенности и не предполагает его неоднозначного толкования правоприменителем.
Таким образом, постановление Правительства Республики Коми от 21.03.2011 № 61 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 г. № 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми" в части установления перечня ведомственных знаков отличия в труде не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявления Климовой Ф.С. о признании недействительной нормы постановления Правительства Республики Коми от 21.03.2011 № 61 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 г. № 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми" в части установления перечня ведомственных знаков отличия в труде отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный суд Республики Коми.

Судья
А.А.ГОЛИКОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru