Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Вологодская область


ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 апреля 2012 г. № 33-1290/2012

Судья Беляева В.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Слепухина Л.М., Чернышовой Н.Э.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Верховажского муниципального района по доверенности Д. на решение Верховажского районного суда Вологодской области от 27 февраля 2012 года, которым заявленные требования прокурора Верховажского района удовлетворены.
Признано незаконным бездействие администрации Верховажского муниципального района по непринятию мер по созданию единой дежурно-диспетчерской службы Верховажского муниципального района.
На администрацию Верховажского муниципального района возложена обязанность по созданию и обеспечению единой дежурно-диспетчерской службы в соответствии с требованиями законодательства до 31.12.2012.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Чернышовой Н.Э., объяснения представителя администрации Верховажского муниципального района по доверенности Д., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

прокуратурой Верховажского района Вологодской области в результате проверки исполнения законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в администрации Верховажского муниципального района выявлены нарушения.
Постановлением администрации Верховажского муниципального района от 22.11.2010 № 660 утверждено Положение о единой дежурно-диспетчерской службе Верховажского муниципального района, однако фактически на момент проверки единая дежурно-диспетчерская служба не создана и не действует.
25.01.2012 прокурор Верховажского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации Верховажского муниципального района по непринятию мер к организации и обеспечению деятельности единой дежурно-диспетчерской службы муниципального района, о возложении на администрацию Верховажского муниципального района обязанности создать и обеспечить функционирование единой дежурно-диспетчерской службы в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", ГОСТ Р 22.7.01-99 "Безопасность в ЧС. ЕДДС. Основные положения" и установлении срока для исполнения указанных требований.
Мотивированы заявленные требования неисполнением администрацией Верховажского муниципального района законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В судебном заседании помощник прокурора Верховажского района, участвующая в деле, требования поддержала по доводам, изложенным в обоснование заявления.
Представитель ответчика администрации Верховажского муниципального района по доверенности Д. возразил против удовлетворения заявления. Пояснил, что в Верховажском муниципальном районе отсутствуют средства на создание единой дежурно-диспетчерской службы, ответчиком выполнен ряд мероприятий по ее созданию.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Верховажского муниципального района по доверенности Д. просит решение суда отменить, указав, что судом первой инстанции неверно дана оценка фактическим обстоятельствам дела.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Верховажского района просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, приходит к следующему.
В силу пунктов 7 и 21 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту "з" части 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления создают постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статьей 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Постановлением Правительства Вологодской области от 31.01.2011 № 65 "О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций области" главам муниципальных образований области предписано привести положения о звеньях территориальной подсистемы, состав сил и средств звеньев в соответствие с Положением, утвержденным указанным постановлением, а также организовать создание и обеспечить готовность органов управления, сил и средств, резервов материальных и финансовых ресурсов, системы связи и оповещения звеньев территориальной подсистемы.
Положением о Вологодской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства Вологодской области от 31.01.2011 № 65, предусмотрена организация единой дежурно-диспетчерской службы Верховажского муниципального района, которая входит в Вологодскую территориальную подсистему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и является органом повседневного управления системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории района. Технические требования к организации деятельности единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования регламентированы ГОСТ Р 22.7.01-99 "Безопасность в ЧС. ЕДДС. Основные положения".
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, действующим законодательством на органы местного самоуправления района возложена обязанность создать и обеспечить деятельность единой дежурно-диспетчерской службы при органах местного самоуправления.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Принимая решение о признании незаконным бездействия администрации Верховажского муниципального района по созданию единой дежурно-диспетчерской службы и о возложении обязанности по ее созданию, суд первой инстанции не принял во внимание следующее.
Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации" органам местного самоуправления рекомендовано до 31.12.2012 завершить работу по созданию единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.
Из материалов дела усматривается, что администрацией Верховажского муниципального района во исполнение приведенных норм права постановлением от 22.11.2010 № 660 утверждено Положение о единой дежурно-диспетчерской службе Верховажского муниципального района, определена штатная численность для обеспечения работы данной службы.
Кроме того, решением Верховажского районного суда от 13.03.2012 установлено отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях администрации Верховажского муниципального района за невыполнение предписания Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Вологодской области за бездействие в создании единой диспетчерской службы.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии незаконного бездействия администрации Верховажского муниципального района по вопросу создания единой дежурно-диспетчерской службы.
Поскольку в данном случае срок, предусмотренный пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2010 № 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации" не истек, а также с учетом того обстоятельства, что администрация Верховажского муниципального района не допустила незаконного бездействия по созданию единой дежурно-диспетчерской службы Верховажского муниципального района, правовых оснований для удовлетворения требований прокурора Верховажского района у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы заслуживают внимание, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе прокурору Верховажского района Вологодской области в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Верховажского районного суда Вологодской области от 27 февраля 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Прокурору Верховажского района Вологодской области в признании незаконным бездействия администрации Верховажского муниципального района Вологодской области по непринятию мер к организации и обеспечению деятельности единой дежурно-диспетчерской службы Верховажского муниципального района отказать.

Председательствующий
Г.А.ОХАПКИНА

Судьи
Л.М.СЛЕПУХИН
Н.Э.ЧЕРНЫШОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru