Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 апреля 2012 г. по делу № А12-4306/2012

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 16.04.2012.
Решение в полном объеме изготовлено 23.04.2012.
Судья Арбитражного суда Волгоградской области Наумова М.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николаенко М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению
садоводческого некоммерческого товарищества "Взморье" (ОГРН 1033400004550, ИНН 3435440115)
заинтересованные лица: отдел надзорной деятельности по г. Волжскому Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области
об оспаривании предписания
в судебном заседании приняли участие:
от заявителя - Х., представитель по доверенности от 05.12.2011;
от административного органа - Л., представитель по доверенности от 12.01.2012

установил:

Садоводческое некоммерческое товарищество "Взморье" (далее - СНТ "Взморье", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать недействительным и не соответствующим требованиям Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписания отдела надзорной деятельности по г. Волжскому Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области от 25.11.2011 № 870/1/1.
Административный орган не признает заявленные требования, считая их необоснованными.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Из представленных документов усматривается, что на основании распоряжения от 25.10.2011 № 870 главным государственному инспектором по пожарному надзору по г. Волжскому Волгоградской области проведена проверка СНТ "Взморье" по вопросам исполнения требований пожарной безопасности.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 25.11.2011 № 870.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду 25.01.2011.

Товариществу выдано предписание от 25.0112011 № 870/1/1 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности: помещения управления СНТ "Взморье" оборудовать установкой автоматической пожарной сигнализацией; в гараже оборудовать электрические светильники колпаками (рассеивателями), предусмотренных конструкцией светильников; оборудовать Товарищество мотопомпой, соответствующей нормам; пожарные водоемы оборудовать подъездами для забора воды; провести обозначения пожарных водоемов; не допускать запирание шлагбаума на замок на въезде в СНТ "Взморье", или обеспечить въезд постоянным пребыванием сторожа; для хранения мотопомпы оборудовать специальное помещение; проводку в гараже привести в соответствие нормам.
При проведении планового мероприятия по проверке соблюдения требований пожарной безопасности в отношении Товарищества составлены протоколы от об административном правонарушении от 25.11.2011 № 479978, № 479979, № 479980. Постановлением от 28.11.2011 СНТ "Взморье" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное наказание - административный штраф в размере 150 000 рублей. Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.01.2012 по делу № А12-23004/2011, вступившим в законную силу, указанное постановление признано незаконным и отменено.
В рамках дела № А12-23004/2011 арбитражный суд пришел к выводу о недоказанности административным органом события вмененного заявителю административного правонарушения, о наличии существенных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
Согласно части 1 статьи 38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003.
Из представленных документов усматривается, что протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий от 23.11.2011 составлен без фактического участия понятых при обследовании территории. Лицам, указанных в протоколе в качестве понятых, права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не разъяснялись; фактически территория и помещения Товарищества не осматривались. В металлическом подсобном помещении, в котором хранится пожарная мотопомпа, нет стационарной электропроводки, стационарных светильников там не имеется.
С учетом изложенных обстоятельств судом не принято в качестве допустимого доказательства протокол осмотра от 23.11.2011. Других доказательств, подтверждающих фиксацию вмененного заявителю правонарушения, в материалах дела не имеется.
Акт проверки от 25.11.2011 № 870 также не содержит сведений о выявлении нарушений правил и норм пожарной безопасности в деятельности Товарищества.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, какие именно улицы проверялись инспектором; не конкретизировано, какая именно территория не очищена от растительного мусора; не указано, какие именно пожарные водоемы не оборудованы подъездами для забора воды, где расположены водоемы. В акте проверки не указано, на каком расстоянии от зданий, где конкретно проверяющим обнаружен растительный мусор.
Материалами проверки не подтверждено, что помещение, которое проверял инспектор, принадлежит Товариществу на каком-либо праве. Отсутствует информация, какие именно помещения проверялись инспектором, их фактическая площадь, какого года постройки эти помещения. Административным органом не указано, какие именно объекты не содержатся Товариществом в надлежащим состоянии, что исключает возможность установить, относится ли к обязанностям СНТ "Взморье" обязанность по соблюдению пожарной безопасности в отношении конкретных улиц, водоемов, помещений; является ли Товарищество субъектом вменяемого правонарушения.
Нарушения, указанные в акте проверки относительно отсутствия специального помещения для хранения мотопомп, отсутствия защитных колпаков на светильниках в гараже, судом не принимаются в качестве доказательств совершения СНТ "Взморье" правонарушения в сфере пожарной безопасности, поскольку они документально госинспектором не подтверждены, не конкретизированы места их выявления.
По сведениям заявителя в гараже вообще отсутствуют стационарные электроосветительные приборы, поскольку используется переносное оборудование. Доказательств, опровергающих данные доводы заявителя, административным органом не представлено.
Анализируя представленные доказательства в совокупности, суд считает, что оспариваемое предписание не соответствует требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", нарушая права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей, уплаченные заявителем, подлежат взысканию с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области в пользу СНТ "Взморье".
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Требования садоводческого некоммерческого товарищества "Взморье" удовлетворить.
Признать недействительным и не соответствующим требованиям Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписания отдела надзорной деятельности по г. Волжскому Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области от 25.11.2011 № 870/1/1.
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области в пользу садоводческого некоммерческого товарищества "Взморье" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в установленный законом срок через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья
НАУМОВА М.Ю.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru