АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 апреля 2012 г. по делу № А12-4306/2012
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 16.04.2012.
Решение в полном объеме изготовлено 23.04.2012.
Судья Арбитражного суда Волгоградской области Наумова М.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николаенко М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению
садоводческого некоммерческого товарищества "Взморье" (ОГРН 1033400004550, ИНН 3435440115)
заинтересованные лица: отдел надзорной деятельности по г. Волжскому Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области
об оспаривании предписания
в судебном заседании приняли участие:
от заявителя - Х., представитель по доверенности от 05.12.2011;
от административного органа - Л., представитель по доверенности от 12.01.2012
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Взморье" (далее - СНТ "Взморье", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать недействительным и не соответствующим требованиям Федерального закона
от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписания отдела надзорной деятельности по г. Волжскому Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области от 25.11.2011 № 870/1/1.
Административный орган не признает заявленные требования, считая их необоснованными.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Из представленных документов усматривается, что на основании распоряжения от 25.10.2011 № 870 главным государственному инспектором по пожарному надзору по г. Волжскому Волгоградской области проведена проверка СНТ "Взморье" по вопросам исполнения требований пожарной безопасности.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 25.11.2011 № 870.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду 25.01.2011.
Товариществу выдано предписание от 25.0112011 № 870/1/1 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности: помещения управления СНТ "Взморье" оборудовать установкой автоматической пожарной сигнализацией; в гараже оборудовать электрические светильники колпаками (рассеивателями), предусмотренных конструкцией светильников; оборудовать Товарищество мотопомпой, соответствующей нормам; пожарные водоемы оборудовать подъездами для забора воды; провести обозначения пожарных водоемов; не допускать запирание шлагбаума на замок на въезде в СНТ "Взморье", или обеспечить въезд постоянным пребыванием сторожа; для хранения мотопомпы оборудовать специальное помещение; проводку в гараже привести в соответствие нормам.
При проведении планового мероприятия по проверке соблюдения требований пожарной безопасности в отношении Товарищества составлены протоколы от об административном правонарушении от 25.11.2011 № 479978, № 479979, № 479980. Постановлением от 28.11.2011 СНТ "Взморье" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частями 1
, 3
, 4 статьи 20.4
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное наказание - административный штраф в размере 150 000 рублей. Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.01.2012 по делу № А12-23004/2011, вступившим в законную силу, указанное постановление признано незаконным и отменено.
В рамках дела № А12-23004/2011 арбитражный суд пришел к выводу о недоказанности административным органом события вмененного заявителю административного правонарушения, о наличии существенных нарушений требований Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 37
Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
Согласно части 1 статьи 38
названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности установлены в Правилах
пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003.
Из представленных документов усматривается, что протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий от 23.11.2011 составлен без фактического участия понятых при обследовании территории. Лицам, указанных в протоколе в качестве понятых, права и обязанности, предусмотренные Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях, не разъяснялись; фактически территория и помещения Товарищества не осматривались. В металлическом подсобном помещении, в котором хранится пожарная мотопомпа, нет стационарной электропроводки, стационарных светильников там не имеется.
С учетом изложенных обстоятельств судом не принято в качестве допустимого доказательства протокол осмотра от 23.11.2011. Других доказательств, подтверждающих фиксацию вмененного заявителю правонарушения, в материалах дела не имеется.
Акт проверки от 25.11.2011 № 870 также не содержит сведений о выявлении нарушений правил и норм пожарной безопасности в деятельности Товарищества.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, какие именно улицы проверялись инспектором; не конкретизировано, какая именно территория не очищена от растительного мусора; не указано, какие именно пожарные водоемы не оборудованы подъездами для забора воды, где расположены водоемы. В акте проверки не указано, на каком расстоянии от зданий, где конкретно проверяющим обнаружен растительный мусор.
Материалами проверки не подтверждено, что помещение, которое проверял инспектор, принадлежит Товариществу на каком-либо праве. Отсутствует информация, какие именно помещения проверялись инспектором, их фактическая площадь, какого года постройки эти помещения. Административным органом не указано, какие именно объекты не содержатся Товариществом в надлежащим состоянии, что исключает возможность установить, относится ли к обязанностям СНТ "Взморье" обязанность по соблюдению пожарной безопасности в отношении конкретных улиц, водоемов, помещений; является ли Товарищество субъектом вменяемого правонарушения.
Нарушения, указанные в акте проверки относительно отсутствия специального помещения для хранения мотопомп, отсутствия защитных колпаков на светильниках в гараже, судом не принимаются в качестве доказательств совершения СНТ "Взморье" правонарушения в сфере пожарной безопасности, поскольку они документально госинспектором не подтверждены, не конкретизированы места их выявления.
По сведениям заявителя в гараже вообще отсутствуют стационарные электроосветительные приборы, поскольку используется переносное оборудование. Доказательств, опровергающих данные доводы заявителя, административным органом не представлено.
Анализируя представленные доказательства в совокупности, суд считает, что оспариваемое предписание не соответствует требования Федерального закона
от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", нарушая права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей, уплаченные заявителем, подлежат взысканию с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области в пользу СНТ "Взморье".
Руководствуясь статьями 167
- 170
, 201
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Требования садоводческого некоммерческого товарищества "Взморье" удовлетворить.
Признать недействительным и не соответствующим требованиям Федерального закона
от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписания отдела надзорной деятельности по г. Волжскому Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области от 25.11.2011 № 870/1/1.
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области в пользу садоводческого некоммерческого товарищества "Взморье" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в установленный законом срок через Арбитражный суд Волгоградской области.
Судья
НАУМОВА М.Ю.