КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 мая 2012 г. № 67-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
САЛИМОНЕНКО АЛЕКСАНДРА АЛЕКСЕЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ОТДЕЛЬНЫМИ НОРМАМИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, УТВЕРЖДЕННОГО УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 26 ИЮНЯ 2010 ГОДА № УП-367
Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе председательствующего - судьи Л.Ш.Гумеровой, судей В.М.Крылова, Ф.Р.Муратшина,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Салимоненко А.А. к рассмотрению,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Республики Башкортостан гражданин Салимоненко А.А. просит признать отдельные нормы Положения
о Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 26 июня 2010 года № УП-367 (в редакции Указа Президента Республики Башкортостан от 3 августа 2011 года № УП-421), не соответствующими статьям 2
, 3
, 17
, 20
, 49
, 85
, части 1 статьи 87
, статье 92
, части 1 статьи 96
Конституции Республики Башкортостан и Положению
о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1086 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года № 75).
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункт 3.17 в Положении Государственной жилищной инспекции РБ отсутствует, имеется в виду пункт 3.1.7.
Заявитель полагает, что Положение
о Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан не определяет главную задачу органа исполнительной власти (пункт 1.1)
; не возлагает на жилищную инспекцию обязанности по соблюдению условий договоров между производителями и потребителями коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда (пункт 3.17)
; не устанавливает круг субъектов, которым данный орган вправе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений (подпункт 3 пункта 4)
; устраняет персональную ответственность должностных лиц жилищной инспекции за неисполнение функций по осуществлению государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; не определяет контрольные полномочия данного органа в зависимости от статуса участников жилищных отношений.
По мнению заявителя, данное Положение
также нарушает статью 162
Жилищного кодекса Российской Федерации и пункт 41
Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, закрепляющих права собственников помещений в многоквартирных домах по выбору управляющих организаций, по определению взаимных обязательств между ними в отношениях, возникших из заключенных договоров.
Перечисленные пробелы в правовом регулировании, считает заявитель, нарушают права собственников помещений в многоквартирных домах на обжалование в административном порядке действий (или бездействия) должностных лиц жилищной инспекции и управляющих организаций.
2. Конституционный Суд Республики Башкортостан, изучив доводы заявителя, не находит оснований для принятия жалобы к рассмотрению.
Одним из основных начал жилищного законодательства признана необходимость обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществление ими в соответствии со своей компетенцией государственного жилищного надзора (часть 1 статьи 1
и пункт 8 статьи 2
Жилищного кодекса Российской Федерации).
Разграничение полномочий по вопросам осуществления государственного жилищного надзора между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации регулируется статьями 12
, 13
и 20
Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции федеральных законов от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", от 4 июня 2011 года № 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
Так, согласно указанному Кодексу
к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся установление порядка осуществления государственного жилищного надзора; осуществление Правительством Российской Федерации координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор; установление Правительством Российской Федерации требований к организации и проведению государственного жилищного надзора (пункты 16.1
и 16.2 статьи 12
, часть 2 статьи 20
). К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в данной сфере относятся осуществление регионального государственного жилищного надзора; установление высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного жилищного надзора (пункт 8.1 статьи 13
и часть 2 статьи 20
).
Понятие, назначение, предмет и объекты государственного жилищного надзора, правовой статус органов государственного жилищного надзора, в том числе перечисленные в конституционной жалобе их задачи, формы контроля и мероприятия по контролю, а также полномочия государственных жилищных инспекторов, включая подлежащие применению ими способы защиты жилищных прав, прямо предусматриваются федеральным законом. При этом, как это следует из статей 5
, 11
, 20
Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с установленной в статьях 4
и 76
Конституции Российской Федерации иерархией и соподчиненностью актов в ее правовой системе, государственный жилищный надзор по уровню и виду публичной власти является региональным и осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании принципов верховенства и прямого действия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования жилищных отношений Положение
о Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан, как изданное в пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании и во исполнение обладающего более высокой юридической силой федерального закона, не должно вводить новое правовое регулирование элементов статуса органа государственного жилищного надзора и, следовательно, не предполагает текстуальное воспроизведение в нем норм федерального права, на чем настаивает заявитель.
В Законе
Республики Башкортостан от 28 апреля 2012 года № 526-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан" и проекте Закона Республики Башкортостан "Об обеспечении защиты прав граждан на предоставление жилищных и коммунальных услуг в Республике Башкортостан" (принят 24 мая 2012 года Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан во втором чтении) нашли разрешение вопросы о дополнительной защите прав граждан в сфере управления многоквартирным домом, содержании и ремонте общего имущества собственников помещений в таком доме, предоставлении коммунальных услуг и осуществлении регионального государственного жилищного надзора.
На основании изложенного, Конституционный Суд Республики Башкортостан не усматривает неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции
Республики Башкортостан Положение
о Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан в оспариваемой части. Ввиду отсутствия неопределенности жалоба не может быть принята к рассмотрению.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 3
, пунктом "а" части 2 статьи 38
, пунктом "б" части 1 статьи 46
, частью 2 статьи 74
, статьями 77
и 78
, частью 1 статьи 82
Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Салимоненко Александра Алексеевича, поскольку она не отвечает требованиям Закона
Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", в соответствии с которыми обращение может быть признано допустимым.
2. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данной жалобе не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан".
Конституционный Суд
Республики Башкортостан