Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Башкортостан республика


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 мая 2012 г. № 67-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
САЛИМОНЕНКО АЛЕКСАНДРА АЛЕКСЕЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ОТДЕЛЬНЫМИ НОРМАМИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, УТВЕРЖДЕННОГО УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 26 ИЮНЯ 2010 ГОДА № УП-367

Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе председательствующего - судьи Л.Ш.Гумеровой, судей В.М.Крылова, Ф.Р.Муратшина,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Салимоненко А.А. к рассмотрению,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Республики Башкортостан гражданин Салимоненко А.А. просит признать отдельные нормы Положения о Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 26 июня 2010 года № УП-367 (в редакции Указа Президента Республики Башкортостан от 3 августа 2011 года № УП-421), не соответствующими статьям 2, 3, 17, 20, 49, 85, части 1 статьи 87, статье 92, части 1 статьи 96 Конституции Республики Башкортостан и Положению о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1086 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года № 75).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункт 3.17 в Положении Государственной жилищной инспекции РБ отсутствует, имеется в виду пункт 3.1.7.

Заявитель полагает, что Положение о Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан не определяет главную задачу органа исполнительной власти (пункт 1.1); не возлагает на жилищную инспекцию обязанности по соблюдению условий договоров между производителями и потребителями коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда (пункт 3.17); не устанавливает круг субъектов, которым данный орган вправе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений (подпункт 3 пункта 4); устраняет персональную ответственность должностных лиц жилищной инспекции за неисполнение функций по осуществлению государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; не определяет контрольные полномочия данного органа в зависимости от статуса участников жилищных отношений.
По мнению заявителя, данное Положение также нарушает статью 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункт 41 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, закрепляющих права собственников помещений в многоквартирных домах по выбору управляющих организаций, по определению взаимных обязательств между ними в отношениях, возникших из заключенных договоров.
Перечисленные пробелы в правовом регулировании, считает заявитель, нарушают права собственников помещений в многоквартирных домах на обжалование в административном порядке действий (или бездействия) должностных лиц жилищной инспекции и управляющих организаций.
2. Конституционный Суд Республики Башкортостан, изучив доводы заявителя, не находит оснований для принятия жалобы к рассмотрению.
Одним из основных начал жилищного законодательства признана необходимость обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществление ими в соответствии со своей компетенцией государственного жилищного надзора (часть 1 статьи 1 и пункт 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Разграничение полномочий по вопросам осуществления государственного жилищного надзора между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации регулируется статьями 12, 13 и 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции федеральных законов от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", от 4 июня 2011 года № 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
Так, согласно указанному Кодексу к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся установление порядка осуществления государственного жилищного надзора; осуществление Правительством Российской Федерации координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор; установление Правительством Российской Федерации требований к организации и проведению государственного жилищного надзора (пункты 16.1 и 16.2 статьи 12, часть 2 статьи 20). К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в данной сфере относятся осуществление регионального государственного жилищного надзора; установление высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного жилищного надзора (пункт 8.1 статьи 13 и часть 2 статьи 20).
Понятие, назначение, предмет и объекты государственного жилищного надзора, правовой статус органов государственного жилищного надзора, в том числе перечисленные в конституционной жалобе их задачи, формы контроля и мероприятия по контролю, а также полномочия государственных жилищных инспекторов, включая подлежащие применению ими способы защиты жилищных прав, прямо предусматриваются федеральным законом. При этом, как это следует из статей 5, 11, 20 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с установленной в статьях 4 и 76 Конституции Российской Федерации иерархией и соподчиненностью актов в ее правовой системе, государственный жилищный надзор по уровню и виду публичной власти является региональным и осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании принципов верховенства и прямого действия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования жилищных отношений Положение о Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан, как изданное в пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании и во исполнение обладающего более высокой юридической силой федерального закона, не должно вводить новое правовое регулирование элементов статуса органа государственного жилищного надзора и, следовательно, не предполагает текстуальное воспроизведение в нем норм федерального права, на чем настаивает заявитель.
В Законе Республики Башкортостан от 28 апреля 2012 года № 526-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан" и проекте Закона Республики Башкортостан "Об обеспечении защиты прав граждан на предоставление жилищных и коммунальных услуг в Республике Башкортостан" (принят 24 мая 2012 года Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан во втором чтении) нашли разрешение вопросы о дополнительной защите прав граждан в сфере управления многоквартирным домом, содержании и ремонте общего имущества собственников помещений в таком доме, предоставлении коммунальных услуг и осуществлении регионального государственного жилищного надзора.
На основании изложенного, Конституционный Суд Республики Башкортостан не усматривает неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Башкортостан Положение о Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан в оспариваемой части. Ввиду отсутствия неопределенности жалоба не может быть принята к рассмотрению.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 3, пунктом "а" части 2 статьи 38, пунктом "б" части 1 статьи 46, частью 2 статьи 74, статьями 77 и 78, частью 1 статьи 82 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Салимоненко Александра Алексеевича, поскольку она не отвечает требованиям Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", в соответствии с которыми обращение может быть признано допустимым.
2. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данной жалобе не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан".

Конституционный Суд
Республики Башкортостан





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru