Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тверская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 22 марта 2012 г. по делу № 04-6/1-3-2012

Резолютивная часть решения оглашена: 19 марта 2012 года
В полном объеме решение изготовлено: 22 марта 2012 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
- Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее - Комиссия),
в присутствии представителей:
- ООО "Т": П. (протокол № 5 общего собрания учредителей ООО "Т" от 18.11.2009);
- ООО "Ф": Е. (по доверенности от 11.01.2012 № б/н), С. (по доверенности от 11.01.2012 № б/н), Л. (по доверенности от 11.01.2012 № б/н);
- ООО "А": Р. (по доверенности от 01.06.2011 № 01-06-11/13ю);
- Администрации города Твери: К. (по доверенности от 07.11.2011 № 45), Г. (без доверенности), Т. (без доверенности);
- управления муниципального заказа администрации города Твери: Д.,
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" жалобу ООО "Т" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

1. В Тверское УФАС России 11.03.2012 поступила жалоба ООО "Т", полагающего, что организаторами открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Твери (далее - Конкурс) по лоту № 3 нарушена процедура проведения Конкурса и созданы преимущества ООО "Ф", поскольку конкурсная комиссия приняла решение не оценивать представленные ООО "Т" дополнительные к заявке документы с предложениями (приложения № 1, № 2 и № 3) по причине того, что они не прошиты, не пронумерованы и не внесены в опись документов к заявке (данный факт отмечен в протоколе вскрытия от 02.03.2012), при этом оценив непрошитые и непронумерованные дополнительные документы ООО "Ф" (данный факт не отмечен в протоколе вскрытия от 02.03.2012).
В дополнении к жалобе от 14.03.2012 Заявитель указал на то, что решение комиссии по оценке и сопоставлению заявок участников конкурса выносилось по критериям, содержание которых не определено конкурсной документацией, в связи с чем является необъективной балльная оценка участников Конкурса по лоту № 3.
Управление потребительского рынка, услуг связи и наружной рекламы администрации города Твери в своем отзыве, представленном на рассмотрении дела, считает информацию, изложенную в жалобе Заявителя, не соответствующей действительности по следующим основаниям.
Полагают, что все этапы проведенного Конкурса были проведены в строгом соответствии с порядком проведения конкурса, который определен Постановлением администрации города Твери от 01.09.2011 № 1552 "Об утверждении Положения о порядке подготовки и проведения открытых конкурсов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции" (далее - Положение) и конкурсной документацией.
При проведении 2-го этапа Конкурса 02.03.2012 были рассмотрены все заявки на участие в Конкурсе по лоту № 3 на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией. В ходе рассмотрения конкурсной заявки ООО "Т" было установлено, что участник представил 2 комплекта документов, один из которых (заявка) был оформлен надлежащим образом в соответствии с требованиями Положения и конкурсной документации, другой представлял собой папку со вложенными файлами (данные комплекты находились в одном запечатанном конверте). В частности, конкурсной комиссией было установлено, что в нарушение пункта 11.4 в представленной ООО "Т" папке с надписью "Приложение № 1, Приложение № 2, Приложение № 3" не прошиты и не пронумерованы листы. Вместе с тем ООО "Т" по решению конкурсной комиссии было допущено до участия в Конкурсе при условии, что папка с надписью "Приложение № 1, Приложение № 2, Приложение № 3" не будет принята во внимание, поскольку представлена с нарушением требований конкурсной документации и Положения.
При этом ООО "Ф" представил заявку, оформленную в нескольких томах, которые отмечены в приложенной к заявке сквозной описи документов. Каждый том заявки был прошит, пронумерован, скреплен печатью и подписью директора ООО "Ф", в связи с чем заявка ООО "Ф" полностью соответствовала требованиям Положения и конкурсной документации.

Текст абзаца приведен в соответствии с официальным текстом документа.

Управление муниципального заказа администрации города Твери в своем отзыве отметило полномочия управления по организации и проведению конкурса, в оценке предложений участников конкурса специалисты управления не принимали.
ООО "Ф" возражения на жалобу не представил.
Комиссия, рассмотрев представленные материалы, заслушав возражения участников Конкурса, доводы лиц, участвующих в деле, установила следующее.
1. Рассмотрение жалобы производится в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2066 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (часть 1).
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2).
Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 4).
Антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы (часть 14).
При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (часть 17).
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушение порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о конкуренции (часть 20).
Согласно пункту 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, порядка заключения договоров по результатам торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов.
2. Жалоба ООО "Т" направлена с соблюдением сроков, установленных частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции (жалоба поступила 11.03.2012, протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 05.03.2012).
ООО "Т" является участников конкурса и соответствует статусу лица, которое имеет право обращаться в антимонопольный орган с жалобами о нарушении процедуры организации и проведения торгов.


В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Тверской городской Думы № 66 принято 27.07.2004, а не 27.07.2007.

3. Как следует из пункта 1.1 раздела II документации № 2 Конкурс проводился в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (статья 19), Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решением Тверской городской Думы от 27.07.2007 № 66 "Об утверждении Правил распространения наружной рекламы в городе Твери" (далее - Решение № 66) и Постановлением администрации г. Твери от 01.09.2011 № 1552 "Об утверждении Положения о порядке подготовки и проведения открытых конкурсов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции" (далее - Положение, постановление № 1552).
Согласно части 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: п. 4.2.2 и 4.2.3 в решении Тверской городской Думы от 27.07.2004 № 66 отсутствуют. По-видимому, имеются в виду п. 4.2.2 и 4.2.3 Правил распространения наружной рекламы в городе Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 27.07.2004 № 66.

Согласно Решению № 66 заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное управление, осуществляется на основе торгов; торги проводятся в форме открытого конкурса; открытый конкурс проводится администрацией города Твери или уполномоченной ею организацией в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 4.2.2 и 4.2.3).
Согласно Положению о порядке подготовки и проведения открытых конкурсов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории г. Твери, утвержденному постановлением № 1552 (далее - Положение о конкурсе):
- Положение о конкурсе устанавливает лишь общий порядок организации и проведения Конкурсов (пункт 1.1);
- Конкурсы проводятся в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в сфере распространения средств наружной рекламы, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности распространения средств наружной рекламы, предотвращения коррупции и злоупотреблений в этой сфере (пункт 1.3);
- организатором конкурса выступает Администрация г. Твери в лице управления муниципального заказа администрации города Твери и управления потребительского рынка, услуг связи и наружной рекламы администрации города Твери, ими же разрабатывается и утверждается конкурсная документация (пункты 5.1, 1.5.1 и 1.5.2). При этом обязанности по организации конкурса распределены следующим образом. Управление муниципального заказа администрации города Твери: публикует необходимую информацию, определяет место и даты подачи заявок и заседаний конкурсной комиссии, разъясняет содержание конкурсной документации. На управление потребительского рынка, услуг связи и наружной рекламы администрации города Твери возложены обязанности по формированию содержания конкурсной документации, в том числе, исчерпывающей информации, необходимой для проведения Конкурса;
- критерии оценки заявок, по которым будут определяться победитель Конкурса, устанавливаются конкурсной документацией в соответствии со следующей системой критериев, установленной Положением о конкурсе (подпункт 6 пункта 5.3, пункт 5.7 (5.6) Положения):
- предложение по использованию малых архитектурных форм с учетом сложившейся городской среды;
- предложение по использованию декоративных кустарниковых насаждений, многолетних растений;
- предложение по использованию вертикального озеленения;
- предложение по содержанию рекламной конструкции;
- предложение по усилению мер безопасности дорожного движения в месте установки рекламной конструкции;
- предложение по размещению социальной рекламы, учитывающее праздничные даты и социально значимые городские мероприятия;
- предложение по размещению социальной рекламы, учитывающее место размещения рекламной конструкции;
- предложение по объему размещения и обеспечению исполнения обязательств по размещению социальной рекламы;
- предложение по использованию энергосберегающих технологий при эксплуатации рекламной конструкции;
- предложение по декоративному оформлению рекламной конструкции;
- предложение по степени проработки энергоснабжения рекламной конструкции;
- предложение применения новых технологий при эксплуатации рекламной конструкции;
- предложение по установке рекламной конструкции без ущерба для городской инфраструктуры (наружных и подземных коммуникаций);
- максимальное предложение по размеру платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции, но не менее начального размера оплаты, определяемой в соответствии с Методикой расчета размера платы по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности города Твери, утвержденной Решением № 66;
- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе должен определяться конкурсной документацией (подпункт 7 пункта 5.3, пункт 8.3.2 Положения).
Таким образом, постановлением № 1552 установлена лишь система критериев оценки заявок (14 критериев) и определено, что конкретное содержание критериев, а также порядок оценки конкурсной комиссией заявок по каждому критерию должны устанавливаться управлением потребительского рынка, услуг связи и наружной рекламы администрации города Твери в конкурсной документации с целью выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с предметом конкурса.
Конкурсная документация (Документация № 2) была утверждена управлением муниципального заказа администрации города Твери и управлением потребительского рынка, услуг связи и наружной рекламы администрации города Твери. Извещение № 2 о проведении Конкурса и конкурсная документация размещены на официальном сайте администрации города Твери www.tver.ru.
В Информационной карте Конкурса и в разделе 18 конкурсной документации, именуемом "Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе", повторена система критериев оценки, установленных постановлением № 1552.
При этом в нарушение требований постановления № 1552 в конкурсной документации отсутствует как содержание каждого критерия оценки, так и порядок оценки и сопоставления заявок по каждому критерию. В частности, отсутствует информация о том, какие конкурсные предложения по каждому критерию оценки и как будут оцениваться. Отсутствие содержания критериев оценки, а также порядка оценки и сопоставления заявок, кроме того, что это противоречит требованиям к организации торгов, установленным постановлением № 1552, не позволяет каким-либо образом оценить объективность решения конкурсной комиссии, создает предпосылки для нарушения порядка определения победителя Конкурса и ограничения конкуренции на рынке услуг по предоставлению средств для размещения рекламы, что запрещено статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя торгов.
Вышеуказанное свидетельствует о том, что действиями управления потребительского рынка, услуг связи и наружной рекламы администрации города Твери была существенно нарушена процедура организации и проведения Конкурса, проведение которого обязательно в соответствии с Законом о рекламе.
4. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 02.03.2012 участниками Конкурса по лоту № 3 стали: ООО "Ф" и ООО "Т". В соответствии с протоколом о сопоставлении заявок на участие в Конкурсе от 05.03.2012 победителем Конкурса стало ООО "Ф" (конкурсной заявке ООО "Ф" было присвоено 55 баллов, а конкурсной заявке ООО "Т" - 49 баллов).
Согласно:
- протоколу вскрытия конвертов с заявками от 02.03.2012 в содержании заявки № 2 (ООО "Т") на участие в конкурсе (лот № 3): конкурсное предложение подготовлено согласно утвержденной форме, представлено (дополнительно представлена папка с надписью "Приложение № 1, Приложение № 2, Приложение № 3", в которой не прошиты и не пронумерованы листы, ссылка в описи отсутствует);
- протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 02.03.2012: ООО "Т" было признано участником Конкурса. Вместе с тем Комиссией было отмечено, что в нарушение пункта 11.5 конкурсной документации в представленной ООО "Т" папке с надписью "Приложение № 1, Приложение № 2, Приложение № 3" не прошиты и не пронумерованы листы, и ссылка на данный комплект документов в описи отсутствует. Таким образом, папка с надписью "Приложение № 1, Приложение № 2, Приложение № 3" комиссией не рассматривается и оценке подлежать не будет.
В соответствии с пунктами 11.1, 11.2.8, 11.4 подраздела 11 раздела "В" "Порядок подготовки и подачи заявок на участие в Конкурсе вскрытия заявок на участие в Конкурсе" конкурсной документации:
- заявка на участие в конкурсе подается согласно форме, утвержденной Постановлением администрации города Твери от 01.09.2011 № 1552, в запечатанном конверте (приложение № 2 к конкурсной документации) (пункт 11.1);
- заявка на участие в конкурсе должна содержать в том числе конкурсное предложение, подготовленное по форме, установленной приложением 4 к настоящей конкурсной документации (пункт 11.2.8);
- все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы (пункт 11.4).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: форма Предложения утверждена приложением № 6 к Постановлению администрации города Твери от 01.09.2011 № 1552.

Согласно подпункту "ж" пункта 9 Формы заявления на участие в конкурсе (приложение № 2 к конкурсной документации) к заявке прилагается конкурсное предложение, подготовленное по форме, утвержденной приложением 3 (техническая ошибка - указано приложение 4) к настоящему Постановлению.
Кроме того, требования к порядку подачи заявок на участие в Конкурсе содержатся в пункте 7.5 Положения, разделе 3 Информационной карты Конкурса по лоту № 3, согласно которым: все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. К заявке на участие в конкурсе прилагается опись документов, передаваемых для участия в конкурсе.
В конверте, поданном ООО "Т" на Конкурс, содержатся:
- конкурсная заявка ООО "Т" на 45 листах с описью, все листы которой прошиты, пронумерованы и скреплены печатью;
- папка с надписью "Приложение № 1, Приложение № 2, Приложение № 3", в которой содержатся документы, перечисленные в Содержании на 31 л.; каждый лист папки вложен в файл, имеет сквозную нумерацию, не прошит.
В конверте, поданном ООО "Ф" на Конкурс, содержатся: конкурсная заявка ООО "Ф" на 179 листах с описью приложенных документов, все листы которой прошиты (включая тома N№ 2 - 22), пронумерованы и скреплены печатью (том № 1). Тома с № 2 по № 22 прошиты, пронумерованы, скреплены печатью и внесены в общую опись документов.
Таким образом, отсутствуют основания для признания неправомерным решения конкурсной комиссии в части отклонения дополнительных документов ООО "Т", содержащихся в папке с надписью "Приложение № 1, Приложение № 2, Приложение № 3", не прошитых и упоминание о которых отсутствует в описи заявки.
Вместе с тем, вышеизложенный вывод не имеет правового значения, учитывая существенное нарушение организатором Конкурса - управлением потребительского рынка, услуг связи и наружной рекламы администрации города Твери процедуры организации и проведения Конкурса (пункт 3 настоящего решения).
5. Учитывая факт заключения договора по результатам Конкурса с ООО "Ф", отсутствуют основания для выдачи предписания.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции нарушение антимонопольных требований, установленных статьей 17 вышеуказанного Закона, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по их результатам сделок недействительными.
Руководствуясь статьями 18.1 и 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать организатора торгов - управление потребительского рынка, услуг связи и наружной рекламы администрации города Твери нарушившим статью 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части нарушения процедуры организации и проведения открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Твери, которое может привести к нарушению порядка определения победителя названного Конкурса.
2. Признать жалобу ООО "Т" необоснованной в части отклонения дополнительно представленных к заявке и непрошитых документов.
Примечание. Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
Л.В.ПОСОХОВА

Члены Комиссии
Л.К.КРАСЮКОВА
М.Ю.ШУКЛИНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru