Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Карачаево-Черкесская республика


АДМИНИСТРАЦИЯ АДЫГЕ-ХАБЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2010 г. № 380

ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ
В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ В НИХ ПОЛОЖЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОЗДАНИЮ
УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ АДЫГЕ-ХАБЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

В целях организации деятельности органов местного самоуправления по предупреждению включения в проекты нормативных правовых актов положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, выявлению и устранению таких положений, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией конвенции организации объединенных наций против коррупции от 31 октября 2003 года и конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции", постановлением Правительства РФ от 5 марта 2009 года № 195 "Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции", постановлением Правительства РФ от 5 марта 2009 года № 196 "Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции", Федерального закона Российской Федерации от 17.07.2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе", и Уставом Адыге-Хабльского муниципального района постановляю:
1. Утвердить Порядок экспертизы нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции в органах местного самоуправления Адыге-Хабльского муниципального района (приложение № 1).
2. Утвердить Методику экспертизы нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции в органах местного самоуправления Адыге-Хабльского муниципального района (приложение № 2).
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации Адыге-Хабльского муниципального района Кужева А.М.
4. Постановление вступает в силу с момента его подписания.

Глава администрации
Адыге-Хабльского муниципального района
С.Н.КАРДАНОВ





Приложение № 1
Утвержден
постановлением администрации
Адыге-Хабльского муниципального района
от 30.12.10 г. № 380

ПОРЯДОК
ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ
В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ В НИХ ПОЛОЖЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОЗДАНИЮ
УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ АДЫГЕ-ХАБЛЬСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

1. Общие положения

1.1. Экспертиза проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, проводится в отношении проектов нормативных правовых актов и проектов правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, главы администрации Адыге-Хабльского муниципального района, решений Совета муниципального района.
1.2. Настоящий Порядок экспертизы нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции в органах местного самоуправления Адыге-Хабльского муниципального района (далее - Порядок) разработан на основе:
- Конституции Российской Федерации;
- Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
- Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией конвенции организации объединенных наций против коррупции от 31 октября 2003 года и конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции";
- Федерального закона от 8 марта 2006 года № 40-ФЗ "О ратификации конвенции организации объединенных наций против коррупции";
- Федерального закона от 25 июля 2006 года № 125-ФЗ "О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию";
- постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 года № 195 "Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции";
- постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 № 196 "Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции";
- постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года № 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг";




3.9. Избыточное регулирование.
3.9.1. Содержание коррупциогенного фактора и способ его выявления.
Принятие нормативного правового акта, излишне регулирующего ту или иную сферу деятельности, или же запрещающего определенный вид деятельности, может спровоцировать не единичные случаи коррупции, а сделать ее нормой для отношений в целой сфере. Чаще всего подобные решения принимаются на законодательном уровне, однако можно предположить их реализацию и в подзаконных нормативных актах.
Нормативный правовой акт должен основываться на сочетании законности и целесообразности, то есть принятие акта должно иметь под собой законные основания и отвечать реальной потребности регулирования. Однако, в действительности целесообразность принятия этого нормативного правового акта может отсутствовать, регулирование вопроса может оказаться избыточным, излишним, ставить дополнительные административные барьеры, предъявлять заведомо неисполнимые требования и т.д. Другими словами, без такого акта вполне можно обойтись. В ряде случаев принятие излишнего нормативного правового акта может напрямую закреплять коррупционные схемы.
Для выявления излишнего нормативного акта нужно детально исследовать те нормативные правовые акты, которые регулируют данную сферу деятельности с целью выявления излишнего нормативного правового акта.
3.9.2. Ликвидация (нейтрализация) коррупциогенного фактора.
При выявлении правового акта, являющегося, по мнению эксперта, излишним в регулировании данной сферы деятельности, должна быть дана рекомендация по отмене такого правового акта.
3.10. Конфликт (нарушение баланса) интересов.
3.10.1. Содержание коррупциогенного фактора и способы его выявления.
Выявление данного проявления коррупциогенности требует от эксперта системного подхода к содержанию правового акта в целом. Данное проявление коррупциогенности может касаться не только правовых актов органов МСУ, но и законов. Применительно к законам оно принимает форму неправомерного лоббирования интересов определенной группы субъектов.
Следует принимать во внимание и основные принципы отраслевого регулирования. Так, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1 ГК РФ). Соответственно, при принятии правового акта по вопросу гражданского законодательства не должны ущемляться права и законные интересы одной из сторон. Если анализ правового акта свидетельствует о том, что в результате его принятия "выигрывает" только одна группа субъектов гражданского права (например, страховые организации, крупный бизнес), сама разработка правового акта могла стать следствием давления этой группы, незаконного лоббирования интересов, ущемляющего права других лиц.
Следует иметь в виду, что многие правовые акты имеют комплексный характер и основываются на балансе различных интересов, например, публичного и частного.
Для обнаружения данного коррупциогенного фактора рекомендуется тщательно проанализировать положения правового акта, в которых характеризуется цель его принятия и решаемые задачи, а также цели и задачи нормативного акта большей юридической силы, на основании которого принят исследуемый нормативный правовой акт.
3.10.2. Ликвидация (нейтрализация) коррупциогенного фактора.
В этой ситуации эксперт может порекомендовать изменить или исключить из правового акта те положения, которые ущемляют права одной из сторон гражданских правоотношений.
В целях восстановления баланса интересов можно также рекомендовать включение в закон положения, ликвидирующего ущемление прав одной из сторон.
3.11. Неэффективность управленческого процесса.
3.11.1. Содержание и способы выявления коррупциогенного фактора.
В данном случае под неэффективностью управленческого процесса понимается избыточность и (или) дублирование полномочий органов МСУ (должностных лиц), которые могут привести к коррупционным нарушениям.
Эксперт оценивает, действительно ли необходимы все предусмотренные в правовом акте согласования (визы), не концентрируется ли бесконтрольное принятие решения в одних руках и т.д.
Часто в принятии того или иного решения одновременно участвуют несколько отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального образования (совместные решения, согласование решений). Повышают коррупциогенность нормы, устанавливающие дублирующие полномочия разных муниципальных служащих в рамках одного или нескольких отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального образования, а также ответственность нескольких муниципальных служащих за одно и то же решение.
3.11.2. Ликвидация (нейтрализация) коррупциогенного фактора.
Понизить коррупциогенность в данном случае способно внедрение принципа "одного окна", когда получать необходимые согласования для вынесения окончательного решения должен ответственный отраслевой (функциональный) орган администрации муниципального образования, а не заявитель.
3.12. Отсутствие контроля, в том числе общественного, за органами МСУ (должностными лицами).
3.12.1. Содержание и способы выявления коррупциогенного фактора.
При исследовании правового акта эксперту следует обратить внимание на наличие в правовом акте следующих условий:
наличие норм, обеспечивающих информационную открытость органов МСУ, и уровень конкретности таких норм, если они есть;
использование информационных технологий для обеспечения гласности в деятельности органа МСУ (наличие интернет-сайта, его регулярное обновление, интерактивные формы обращений граждан и юридических лиц и заполнения форм документов);
наличие возможности осуществления тех или иных полномочий саморегулируемыми организациями;
наличие норм об отчетности органа или его должностных лиц перед населением либо перед соответствующими профессиональными и иными сообществами (например, публикация ежегодных отчетов).
3.12.2. Ликвидация (нейтрализация) коррупциогенного фактора.
Ликвидация коррупциогенных факторов достигается с помощью включения в правовой акт условий, указанных в подпункте 3.12.1 пункта 3.12 настоящей Методики.
3.13. Противоречия (коллизии) правовых актов.
3.13.1. Содержание и способы выявления коррупциогенного фактора.
Наличие коллизии в отдельной норме правового акта (либо коллизии всего правового акта) позволяет муниципальному служащему произвольно, по собственному усмотрению выбирать норму, подлежащую применению, что существенно повышает вероятность коррупционных сделок и потому является коррупциогенным фактором.
Для обнаружения коллизии необходимо тщательно анализировать не только правовой акт, экспертиза которого проводится, но и правовые акты различного уровня по смежным отношениям и отраслям. При обнаружении коллизии норм эксперту необходимо установить, существуют ли законодательно установленные правила выбора приоритетной нормы, насколько они очевидны. Если таких правил нет - сделать вывод о наличии коррупциогенного фактора.
Коллизии законодательных актов могут наблюдаться между одноуровневыми законами, федеральными законами, законами Карачаево-Черкесской Республики, постановлениями администрации Адыге-Хабльского муниципального района и решениями Совета Адыге-Хабльского муниципального района.
3.13.2. Ликвидация (нейтрализация) коррупциогенного фактора.
Для ликвидации (нейтрализации) коррупциогенных факторов возможно применение следующих способов:
отмена одной из коллизионных норм;
введение законодательного правила выбора приоритетной нормы.
3.14. Юридически-лингвистическая коррупциогенность.
3.14.1. Содержание и способы выявления коррупциогенного фактора.
Любой правовой акт должен излагаться с позиций общепризнанных правил юридической техники, четкости и ясности языка. Перед экспертом не ставится задача проведения лингвистической экспертизы, он должен оценить качество норм в части, связанной с возможными коррупциогенными проявлениями.
Повышает коррупциогенность использование двусмысленных или неустоявшихся терминов, понятий и формулировок, категорий оценочного характера, с неясным, неопределенным содержанием, не используемых российским законодательством, допускающих различные трактовки и пр. Обозначение одних и тех же явлений различными терминами может искажать смысл положений законов, и даже Конституции. Все эти недочеты лингвистического характера способны привести к серьезным негативным последствиям, поскольку то или иное положение в силу своей двусмысленности, неясности и недостаточной определенности может трактоваться двояко, что позволяет чиновнику варьировать свое усмотрение и повышает вероятность произвольного применения нормы. Особенно недопустимы неопределенные нормы, устанавливающие юридическую ответственность.
3.14.2. Ликвидация (нейтрализация) коррупциогенного фактора.
В случае неясности в акте, вызванной недоработкой при его составлении, следует рекомендовать провести также лингвистическую экспертизу с целью установления правильной формулировки написания правового акта, что исключило бы его неверное толкование.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru