Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 февраля 2012 г. по делу № 3-11/12

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

                              председательствующего         Дмитриевой Л.А.

                              при секретаре                    Дудайти А.Ш.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 2.20 Положения о порядке приема и проживания в государственных специальных домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.07.2010 № 326 "Об утверждении Положения о порядке приема и проживания в государственных специальных домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия)" (вместе с "Положением о Комиссии по приему в государственные специальные дома системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия)")

установил:

26 июля 2010 г. Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление № 326 "Об утверждении Положения о порядке приема и проживания в государственных специальных домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия)" (вместе с "Положением о Комиссии по приему в государственные специальные дома системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия)"), опубликованное в печатных изданиях "Якутия", № 134, 29.07.2010, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", № 173-176, 08.09.2010.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 2.20 Положения о порядке приема и проживания в государственных специальных домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), (далее - Положение), утвержденного названным постановлением. В обоснование заявления указано, что в соответствии с оспариваемой нормой Положения граждане пожилого возраста и инвалиды, имеющие в собственности не обремененное никакими обязательствами жилье и изъявившие желание поселиться в специальном доме, могут быть вселены при условии, если жилье признано в соответствии с законодательством аварийным или непригодным для проживания. По мнению прокурора, названный пункт Положения вступает в противоречие со статьями 39, 55 Конституции РФ, частью 1 статьи 4, статьей 5, пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 02.08.1995 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", так как ограничивает право граждан пожилого возраста и инвалидов на предоставление им жилья в специальном доме социального обслуживания в зависимости от наличия находящегося у них в собственности и признанного аварийным или непригодным для проживания жилья, тогда как вышеперечисленные нормы федерального законодательства гарантируют указанной категории граждан возможность получения социальных услуг только в зависимости от состояния здоровья и утраты полностью или частично способности к самообслуживанию.
Прокурор полагает, что установление оспариваемой нормой регионального законодательства дополнительных условий реализации права на социальное обслуживание ухудшает положение лиц из числа пожилых граждан и инвалидов по сравнению с положением, предусмотренным Федеральным законом от 02.08.1995 № 122-ФЗ, тогда как права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В судебном заседании прокурор Ускеева А.Н. требования поддержала в полном объеме, не согласилась с доводами заинтересованных лиц о том, что оспариваемый пункт не ухудшает положение граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания, которое в соответствии с нормами действующего законодательства может осуществляться не только в специализированных учреждениях, предоставляющих социальные услуги, но и на дому. Утверждает, что именно в государственных специальных домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) оказываются некоторые медицинские услуги, которые в силу своей сложности и необходимости использования специального оборудования не могут быть предоставлены нуждающимся в таких услугах на дому. Просит удовлетворить требования прокурора.
Представитель заинтересованного лица Правительства Республики Саха (Якутия) Заиченко Е.С., действующая на основании доверенности от 19.01.2012 г. № 34-П1 в судебном заседании с заявлением прокурора не согласилась, полагает, что оспариваемый пункт Положения не противоречит нормам федерального законодательства. Ссылается при этом на статью 17 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", которой определено создание и функционирование различных видов учреждений социального обслуживания, в том числе специальных домов для одиноких престарелых; стационарных учреждений социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов) и иных учреждений, предоставляющих социальные услуги. По мнению, представителя заинтересованного лица, согласно статье 16 Федерального закона от 02.08.1995 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" гражданам пожилого возраста и инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования. Полагает, что с данными положениями законодательства согласуются статьи 1, 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 16.12.2009 784-З № 449-IV "О специальных домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия)", устанавливающие, что специальные дома не являются стационарными учреждениями социального обслуживания и заселение в данные дома происходит в целях повышения качества жизни и создания необходимых условий для проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, сохранившим полную или частичную способность к самообслуживанию и не имеющим медицинских противопоказаний для проживания в специальном доме. Считает, что изменений действующей редакции оспариваемого пункта 2.20 Положения в соответствии с требованиями прокурора приведет к неоправданному увеличению очередности на предоставление помещений в специальных домах системы социального обслуживания населения.
Просит в удовлетворении заявления отказать.
Представители заинтересованного лица Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) Николаева М.Н., действующая на основании доверенности от 15.12.2011 г. № 1-10-6846, Атласов А.В., действующий на основании доверенности от 28.10.2010 г. № 1-10-5045), в судебном заседании с требованиями прокурора не согласились, не усматривают оснований для признания оспариваемого пункта Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.07.2010 г. № 326, противоречащим действующему федеральному законодательству. Указывают на то, что социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов возможно не только в специализированных учреждениях социальной сферы, но и на дому в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", согласно которой одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи. Также указывают на соответствие оспариваемой нормы положениям Жилищного кодекса РФ (статьи 92, 107), предусматривающим виды специализированных жилых помещений, и определяющим, что порядок, условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения и пользования такими жилыми помещениями устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации. По мнению представителей заинтересованного лица, оспариваемый пункт Положения не ущемляет права граждан пожилого возраста и инвалидов и согласуется с пунктом 2 статьи 99 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которым специализированные жилые помещения предоставляются по установленным названным Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления и признании недействующими отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта по следующим основаниям.
26 июля 2010 г. Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление № 326 "Об утверждении Положения о порядке приема и проживания в государственных специальных домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия)" (вместе с "Положением о Комиссии по приему в государственные специальные дома системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия)"), опубликованное в печатных изданиях "Якутия", № 134, 29.07.2010, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", № 173-176, 08.09.2010.
Названным Положением, исходя из его преамбулы, устанавливается порядок приема и проживания в государственных специальных домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и действующим законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), регламентирующими деятельность данных учреждений.
Согласно пункту 1.1 Положения специальный дом системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) - это специально построенное или переоборудованное здание специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), находящееся в государственной собственности Республики Саха (Якутия), оснащенное необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания оборудованием, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам, правилам и требованиям противопожарной безопасности, располагающее всеми видами коммунальных услуг.
Пунктом 2.1 Положения предусмотрено, что жилая площадь в специальном доме предоставляется гражданам пожилого возраста и инвалидам, в т.ч. детям-инвалидам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в специальном доме. В соответствии с пунктом 2.3 Положения жилье в специальном доме предоставляется вышеперечисленным категориям населения, сохранившим полную или частичную способность к самообслуживанию и не имеющим медицинских противопоказаний для проживания в специальном доме. Под способностью к самообслуживанию в быту понимается способность лица самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, осуществлять повседневную бытовую деятельность и соблюдать личную гигиену.
Пунктом 2.20 Положения установлено, что граждане пожилого возраста и инвалиды, имеющие в собственности не обремененное никакими обязательствами жилье и изъявившие желание поселиться в специальном доме, могут быть вселены при условии, если жилье признано в соответствии с законодательством аварийным или непригодным для проживания.
Согласно подпунктам "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ предусматривают, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Часть 2 статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устанавливает, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Также согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.
Исходя из содержания статьи 1 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 15.02.1995 З № 51-I (ред. от 24.01.2006) "О Правительстве Республики Саха (Якутия)" (принят постановлением ПР ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 15.02.1995 З № 52-I) Правительство Республики Саха (Якутия) является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия).
В силу частей 1 и 2 статьи 3 названного закона Правительство Республики Саха (Якутия) правомочно решать вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией и законами Республики Саха (Якутия), межгосударственными и иными договорами. Правительство Республики Саха (Якутия) в пределах своей компетенции организует исполнение федеральных и республиканских законов, указов Президента Республики Саха (Якутия), постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), осуществляет систематический контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти и управления республики, федеральными органами, находящимися на территории республики, и иными юридическими и физическими лицами, принимает меры по устранению их нарушений.
Частью 1 статьи 25 того же закона предусмотрено, что Правительство Республики Саха (Якутия) в пределах своей компетенции принимает постановления, издает распоряжения и иные акты, подлежащие обязательному исполнению на всей территории Республики Саха (Якутия). При этом согласно части 2 статьи 25 названного закона решения, имеющие нормативный характер, принимаются и оформляются в виде постановлений Правительства Республики Саха (Якутия).
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ по вопросам, указанным в пункте 2 названной статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
На федеральном уровне настоящие вопросы урегулированы, в частности, Федеральным законом от 10.12.1995 № 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Федеральным законом от 02.08.1995 № 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
В соответствии с вышеприведенными нормами действующего законодательства и в пределах предоставленной законодателю субъекта РФ правовой компетенции по вопросам социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов принят Закон Республики Саха (Якутия) от 16.12.2009 784-З № 449-IV "О специальных домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия)", целью которого, согласно преамбуле названного нормативного правового акта, является повышение качества жизни и создания необходимых условий для проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в специальных домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия).
Так, согласно пункту 1 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 16.12.2009 784-З № 449-IV специальный дом системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) - это специально построенное или переоборудованное здание специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), находящегося в государственной собственности Республики Саха (Якутия), оснащенное необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания оборудованием, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам, правилам и требованиям противопожарной безопасности, располагающее всеми видами коммунальных услуг. В пункте 2 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 16.12.2009 784-З № 449-IV указано, что специальный дом не является стационарным учреждением социального обслуживания.
Данная норма согласуется по смыслу со статьей 16 Федерального закона от 02.08.1995 № 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", разграничивающей такие формы социального обслуживания, как стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания и предоставление жилых помещений гражданам пожилого возраста и инвалидам в домах жилищного фонда социального использования.
Исходя из содержания статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 16.12.2009 784-З № 449-IV право на получение жилых помещений в специальном доме имеют граждане пожилого возраста и инвалиды, в том числе дети-инвалиды, изъявившие желание поселиться в специальном доме и не утратившие способности к самообслуживанию и передвижению. При этом учет граждан, нуждающихся в устройстве в специальные дома, и порядок предоставления жилых помещений гражданам в таких домах, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Саха (Якутия) (пункт 2 статьи 2, статья 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 16.12.2009 784-З № 449-IV.
По правилам статьи 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 16.12.2009 784-З № 449-IV предоставление жилого помещения в специальном доме осуществляется в соответствии с очередностью и порядком предоставления жилых помещений гражданам, нуждающимся в устройстве в специальные дома. Жилое помещение в специальном доме предоставляется в виде квартиры или отдельной комнаты. Предоставление жилого помещения в специальном доме осуществляется по договору найма жилого помещения в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Таким образом, анализ вышеприведенных норм действующего законодательства свидетельствует о том, что Положение принято Правительством Республики Саха (Якутия) в пределах компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации во исполнение закона субъекта Российской Федерации по вопросам социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, осуществляемым данными органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, так как соответствующие специальные дома социального обслуживания населения отнесены к жилищному фонду, находящемуся в государственной собственности Республики Саха (Якутия).
Поскольку финансирование расходов по содержанию жилищного фонда, находящегося в государственной собственности РС(Я) осуществляется исключительно за счет средств бюджета Республики Саха (Якутия), а Правительство РС(Я) на основании вышеприведенных норм Закона Республики Саха (Якутия) от 16.12.2009 784-З № 449-IV вправе самостоятельно определить порядок учета граждан, нуждающихся в устройстве в специальные дома, и порядок предоставления жилых помещений гражданам в таких домах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый пункт 2.20 Положения принят в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения.
Довод прокурора о противоречии оспариваемого пункта 2.20 Положения части 1 статьи 4, статье 5 Федерального закона от 02.08.1995 № 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", согласно которым государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, является неубедительным. При этом суд учитывает, что на федеральном уровне и за счет федерального бюджета вопросы предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам жилых помещений в специализированных жилых помещениях не урегулированы, в отсутствие федерального регулирования порядка и условий предоставления отдельным категориям граждан соответствующих форм социального обслуживания собственное правовое регулирование данного вопроса субъектом Российской Федерации за счет средств своего бюджета не противоречит федеральному законодательству и по сути не нарушает прав граждан.
Таким образом, предоставление специализированных жилых помещений гражданам пожилого возраста и инвалидам является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подпункта "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий, включая принятие соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, суд принимает во внимание положения части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также разъяснения, содержащиеся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", согласно которым суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
Так, действующее жилищное законодательство предусматривает предоставление специализированных жилых помещений (в том числе, жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения) по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (подпункт 4 пункта 1 статьи 92, статья 96, пункт 2 статьи 99 Жилищного кодекса РФ).
Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" каких-либо запретов или ограничений в предоставлении жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования не предусматривают.
В связи с этим имеющееся в оспариваемом пункте 2.20 Положения условие о предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам жилого помещения в специальных домах социального обслуживания населения при отсутствии у указанных лиц в собственности жилья (за исключением признанного аварийным и непригодным для проживания) приводит к неоднозначному толкованию при применении названной нормы, так как позволяет ограничивать право вышеперечисленных лиц на обеспечение специализированным жилым помещением вопреки действующему жилищному законодательству не только в случае наличия жилья в соответствующем населенном пункте, но и в случае принадлежности указанной категории лиц на праве собственности жилых помещений, расположенных в иных населенных пунктах.
В связи с изложенным установленное оспариваемым актом Правительства Республики Саха (Якутия) правовое регулирование в этой части не соответствует требованиям определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования. Неопределенность содержания законодательного регулирования допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе применения и ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства всех перед законом и верховенства закона.
Неопределенность правовой нормы является самостоятельным основанием для признания ее недействующей. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 вышеназванного Постановления от 29 ноября 2007 года № 48 разъяснил, что суду, проверяя содержание оспариваемого акта, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу о признании оспариваемого распоряжения недействующим со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункт 2.20 Положения о порядке приема и проживания в государственных специальных домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Правительства РС(Я) от 26.07.2010 № 326 "Об утверждении Положения о порядке приема и проживания в государственных специальных домах системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия)" (вместе с "Положением о Комиссии по приему в государственные специальные дома системы социального обслуживания населения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия)") со дня вступления в законную силу решения суда.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда принято в окончательной форме 07.02.2012 г.

Судья
Л.А.ДМИТРИЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru