Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 января 2012 г. по делу № А79-8289/2011

Резолютивная часть решения объявлена 10 января 2012 года. Полный текст решения изготовлен 17 января 2012 года.

Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Ника"
к административной комиссии при администрации Ленинского района города Чебоксары
о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении № 352 от 10.08.2011,
при участии:
от заявителя - директора Ч.,
от административной комиссии при администрации Ленинского района города Чебоксары - В. по доверенности № 04/15-02 от 10.01.2012,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Ника" (далее - ООО "Фирма "Ника", Общество или заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии при администрации Ленинского района г. Чебоксары (далее - административный орган) об административном правонарушении № 352 от 10.08.2011.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности по статье 17 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" в виде штрафа в размере 20 000 рублей в связи с тем, что 23.06.2011 было зафиксировано осуществление Обществом торговли пищевыми продуктами без заключения договора с администрацией г. Чебоксары.
В нарушение статьи 1.5 КоАП РФ Обществу не было предложено представить объяснение об обстоятельствах и причинах торговой деятельности; не была выяснена причина, по которой Общество осуществляло свою деятельность по указанному адресу в указанное время; не было учтено, что Общество было временно приглашено Управлением по развитию потребительского рынка и предпринимательства администрации г. Чебоксары на Красную площадь для предоставления бесплатных услуг общественного питания ветеранам Великой Отечественной войны в ходе празднования "Дня Победы", с последующим нахождением на данной территории с целью компенсации своих затрат на проведение указанного выше праздничного мероприятия. В дальнейшем со стороны администрации г. Чебоксары не последовало ни одного письменного предписания о необходимости освободить занимаемое место на Красной площади. В момент составления протокола руководителем Общества было обещано демонтировать павильон летнего кафе в ближайшее время, что и было осуществлено в тот же день 23.06.2011.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 381-Ф3 принят 28.12.2009, а не 29.12.2009.

Статья 17 Закона ЧР от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" предусматривает административную ответственность за нарушение "порядка размещения объектов мелкорозничной торговли", за размещение на улицах, площадях, в парках и скверах, иных общественных местах объектов мелкорозничной торговли (палаток, киосков, прилавков, транспортных средств) без полученного в установленном порядке разрешения. В настоящий момент не существует нормативного документа, устанавливающего порядок размещения объектов мелкорозничной торговли и порядок выдачи разрешений, поскольку решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.04.1997 № 38 "О правилах мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары" признано утратившим силу решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25.01.2011 № 91. Кроме того, ни Федеральный закон от 29.12.2009 № 381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", ни какой-либо другой нормативный акт не предусматривает такого понятия, как объекты мелкорозничной торговли. Упоминаемое в оспариваемом постановлении решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 14.04.2011 № 146 "О схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары" не является документом, устанавливающим "порядок размещения объектов мелкорозничной торговли", так как содержит в себе исключительно порайонную (Калининский, Ленинский и Московский районы г. Чебоксары) табличную форму ("Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары"). Комиссией не учитывается, что на территории г. Чебоксары никем не выдаются указанные в статье 17 Закона ЧР от 23.07.2003 № 22 разрешения на установку объектов мелкорозничной торговли, при этом договор с администрацией г. Чебоксары не является ему заменой. Отсутствие упомянутого договора не может равнозначно оцениваться как отсутствие упомянутого разрешения, поскольку Комиссия при вынесении решения не ссылается на нормативный акт, устанавливающий равенство или взаимозаменяемость названных документов.
Таким образом, Комиссия наложила на Общество административное взыскание в отсутствие события административного правонарушения.
По мнению заявителя, оспариваемое постановление вынесено с нарушением процедуры привлечения к административной ответственности, поскольку в нарушение части 6 статьи 28.2 КоАП РФ законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не была вручена под расписку копия протокола об административном правонарушении. Общество (законный представитель юридического лица) не было должным образом уведомлено о времени рассмотрения протокола. Как указано в постановлении, уведомление было вручено продавцу Н., которая, расписавшись в почтовом уведомлении, превысила свои полномочия. Общество было лишено возможности дать объяснения по возбужденному против него делу об административном правонарушении. Как указывает заявитель, в нарушение статей 28.8, 29.6 КоАП РФ с момента составления 23.06.2011 протокола до принятия 10.08.2011 постановления прошел срок в 49 календарных дней.
Представитель Общества в судебном заседании просил суд признать незаконным и отменить постановление административной комиссии при администрации Ленинского района г. Чебоксары № 352 от 10.08.2011 по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив при этом, что Общество находится в тяжелом финансовом положении и его деятельность является убыточной, что подтверждает представленная в материалы дела бухгалтерская отчетность.
Н., которая получила почтовую корреспонденцию 03.08.2011 и своевременно не сообщила директору Общества о рассмотрении 10.08.2011 материалов дела об административном правонарушении, является работником ООО "Фирма "Ника".
Общество впервые привлечено к административной ответственности.
Представитель административного органа в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве, пояснив при этом, что в объяснениях от 23.06.2011 директор Общества пояснил, что у него отсутствовало разрешение на торговлю на Красной Площади на территории Чебоксарского залива.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 10.01.2012.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Ника" зарегистрировано в качестве юридического лица 14.12.2007 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары за основным государственным регистрационным номером 1072130020478.
23 июня 2011 года УУМ УВД по г. Чебоксары капитаном милиции Д. было выявлено, что 23.06.2011 в 10 час. 40 мин. ООО "Фирма "Ника" на Красной площади г. Чебоксары, на территории, прилегающей к Чебоксарскому заливу, организовало торговлю пищевыми продуктами без получения установленного разрешения на размещение объектов мелкорозничной торговли, что является нарушением статьи 17 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", о чем составлен протокол осмотра места происшествия от 23.06.2011, получены объяснения продавца П. от 23.06.2011, директора Общества Ч. от 23.06.2011.
23 июня 2010 года УУМ УВД по г. Чебоксары капитаном милиции Д. в отношении ООО "Фирма "Ника" составлен протокол № 2311008832 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
Протокол составлен с участием директора ООО "Фирма "Ника" Ч., который ознакомлен с указанным протоколом, получил его копию и которому разъяснены его права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, о чем свидетельствуют соответствующие записи и его личная подпись на протоколе от 23.06.2011.
Согласно определению о передаче материалов дела по подведомственности от 23.06.2011 протокол об административном правонарушении и другие материалы дела об административном правонарушении направлены административной комиссии при администрации Ленинского района г. Чебоксары.
Общество, извещенное надлежащим образом, законного представителя либо защитника на рассмотрение дела об административном правонарушении не направило.
10 августа 2011 года административной комиссией при администрации Ленинского района г. Чебоксары рассмотрен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление № 352 о назначении Обществу в соответствии со статьей 17 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб. 00 коп.
Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд находит, что при составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении не было допущено нарушений норм процессуального законодательства, влияющих на законность оспариваемого постановления.
Доводы заявителя о том, что Общество (законный представитель юридического лица) не было должным образом уведомлено о времени рассмотрения протокола, суд считает несостоятельными, поскольку согласно почтовому уведомлению (л.д. 49) извещение о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении было направлено по юридическому адресу Общества: г. Чебоксары, ул. Николаева, д. 46 корп. 1, и получено работником Общества Н. 03.08.2011, что заявителем не отрицается.
Общество, указывая в документах свой юридический адрес, обязано организовать прием адресованной ему почтовой корреспонденции. Ненадлежащая организация деятельности юридического лица в части получения по его юридическому адресу корреспонденции является риском самого юридического лица и все неблагоприятные последствия такой организации своей деятельности должно нести само юридическое лицо.
При этом КоАП РФ не содержит указания о необходимости вручения извещения исключительно законному представителю или лицу, уполномоченному на участие в конкретном административном деле.
Кроме того, оспариваемое постановление было также получено указанным работником Общества, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 52).
С учетом изложенного, суд считает, что Общество было надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Доводы заявителя о том, что с момента составления 23.06.2011 протокола до принятия 10.08.2011 постановления прошел срок в 49 календарных дней, также подлежат отклонению, поскольку срок рассмотрения дела об административном правонарушении не является пресекательным и его пропуск не означает невозможность привлечения к административной ответственности при условии соблюдения срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Учитывая, что административным органом соблюден срок привлечения к административной ответственности, в данном случае срок рассмотрения дела об административном правонарушении и основания его продления не имеют правового значения.
Как следует из оспариваемого постановления, 23.06.2011 в 10 час. 40 мин. по адресу: г. Чебоксары, на Красной Площади, территории Чебоксарского залива выявлено, что ООО "Фирма "Ника" организовало торговлю пищевыми продуктами, без заключенного договора с администрацией г. Чебоксары. На основании схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Ленинского района г. Чебоксары, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 14.04.2011 № 146, (приложение № 2), неорганизованная торговля ООО "Фирма "Ника" на Красной Площади, территории Чебоксарского залива, не входит в схему размещения нестационарных торговых объектов. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Согласно части 1 статьи 10 указанного Федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно части 1 статьи 5 Закона Чувашской Республики от 13.07.2010 № 39 "О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики "О розничных рынках" схемы размещения нестационарных торговых объектов разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления в Чувашской Республике, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований, с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, в порядке, установленном уполномоченным органом.
Согласно пункту 1 Положения о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов сезонной мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары в 2011 году, утвержденного постановлением администрации г. Чебоксары ЧР от 15.04.2011 № 117, данное Положение определяет порядок организации открытого конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов сезонной мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары.
На конкурс выставляются торговые места, указанные в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 14.04.2011.
Оформление права размещения нестационарных торговых объектов с победителями конкурса осуществляется путем заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта согласно приложению 3 к настоящему Положению.
Факт осуществления Обществом 23.06.2011 в 10 час. 40 мин. по адресу: г. Чебоксары, на Красной Площади, на территории Чебоксарского залива, торговли пищевыми продуктами в торговой палатке, без получения какого-либо разрешения и оформления права размещения нестационарного торгового объекта, подтверждается материалами дела.
В объяснениях от 23.06.2011 директор Общества Ч. также пояснил, что разрешение на торговлю у него было с 01.05.2011 по 08.05.2011, на 23.06.2011 разрешения у него не было (л.д. 43). Факт нарушения подтверждают также заявления директора Общества в администрацию г. Чебоксары на осуществление торговли 23, 24, 25 июня 2011 года (л.д. 45 - 46).
Согласно статье 17 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" размещение на улицах, площадях, в парках и скверах, иных общественных местах объектов мелкорозничной торговли (палаток, киосков, прилавков, транспортных средств) без полученного в установленном порядке разрешения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
При таких обстоятельствах в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
Вместе с тем, в соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Административный орган не представил суду доказательства того, что Обществом ранее было совершено однородное административное правонарушение, о чем имелось бы вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания, по которому не истек срок, установленный статьей 4.6 КоАП РФ.
Не представлены также доказательства того, что в связи с совершенным административным правонарушением причинен вред или возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также доказательства того, что причинен имущественный ущерб.
Исходя из смысла административного законодательства, административное наказание не должно носить карательный характер, обременять правонарушителя в степени явно противоречащей принципам и целям административного наказания.
При определении меры административной ответственности суд в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ в качестве смягчающих ответственность правонарушителя обстоятельств признает впервые привлечение к административной ответственности, тяжелое финансовое положение Общества (по итогам 1 и 2 кварталов 2011 года получен убыток), отсутствие причинения имущественного ущерба, подачу Обществом в администрацию г. Чебоксары заявлений на получение разрешения на торговлю (л.д. 45, 46).
На основании изложенного, с учетом пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", с учетом всех обстоятельств дела, постановление административной комиссии при администрации Ленинского района города Чебоксары № 352 от 10.08.2011 в части назначения Обществу административного наказания по статье 17 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" в виде штрафа в размере 20 000 руб. 00 коп. следует признать незаконным и заменить его на предупреждение.
В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления об оспаривании решений административного органа государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 96, 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Постановление административной комиссии при администрации Ленинского района города Чебоксары № 352 от 10.08.2011 в части назначения обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "Ника", Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Космонавта Николаева, д. 46, корпус 1, административного наказания по статье 17 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" в виде штрафа в размере 20 000 руб. 00 коп. признать незаконным и заменить его на предупреждение, с учетом смягчающих административную ответственность обстоятельств.
Меры по обеспечению заявления, принятые определением суда от 20.10.2011 отменить после вступления решения в законную силу.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через Арбитражный суд Чувашской Республики только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В других случаях решения по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru